Глава 6. Конические зубчатые передачи
Знать основные характеристики, геометрические и силовые соотношения в прямозубых конических передачах; усилия в зацеплении прямозубых конических колес; основы расчета на контактную прочность и изгиб.
Конические зубчатые передачи передают вращения между валами с пересекающимися осями. Основное применение нашли передачи с осями валов, пересекающимися под углом 90°. Передачи с межосевым углом, отличным от 90°, применяют редко из-за сложности изготовления.
Зацепление конических колес можно рассматривать как качение делительных круговых конусов шестерни и колеса. Диаметры основания делительных конусов шестерни и колеса и их числа зубьев связаны соотношением и= z1/z2 = sinδ2/sinδ1 (рис. 6.1). При угле Σ = 90° tgδ1 = z1/z2, tgδ2 = u.
Основные параметры конического зубчатого колеса
Длину отрезка делительного конуса от вершины до основания называют внешним конусным расстоянием Rе.
Ширина зубчатого венца b определяется расстоянием между внешним и внутренним торцами по образующей делительного конуса,
Размеры конических зубчатых колес определяют по внешнему торцовому сечению с диаметрами de1 и de2.
Основной геометрический параметр конического колеса — внешний окружной модуль
Расчеты конических колес на прочность производят по среднему делительному диаметру dm = d
Средний модуль зуба
Средние делительные диаметры
Внешний окружной модуль можно не округлять до стандартного значения.
Зубья конических колес в зависимости от изменения сечения по длине делятся на три формы (рис. 6.3).
Форма I применяется в основном для колес с прямыми зубьями.
Форма II обеспечивает оптимальную прочность на изгиб, технологична, используется для колес с круговыми зубьями.
Форма III применяется для плоских колес в специальных случаях.
Конические колеса выпускают с прямыми, косыми и круговыми зубьями (рис. 6.4). Конические колеса с круговыми зубьями по сравнению с прямозубыми обладают большей несущей способностью, работают с меньшим шумом. Зубья нарезают резцовыми головками методом обкатки. Угол наклона зуба в среднем сечении 35°, сопряженные колеса имеют противоположное направление линии зубьев. Шестерни выполняют с правым зубом, колеса — с левым.
Общая характеристика конических передач
Конические передачи сложнее цилиндрических, требуют периодической регулировки. Для нарезания зубчатых конических колес необходим специальный инструмент. Шестерня закрепляется консолью, при этом увеличивается неравномерность распределения нагрузки. В зацеплении действуют осевые силы. Все это снижает нагрузочную способность по сравнению с цилиндрическими передачами. Однако конические колеса широко применяют в технике, где по условиям компоновки необходимо располагать валы под углом друг к другу.