Глава 6. Конические зубчатые передачи

Знать основные характеристики, геометрические и силовые соотно­шения в прямозубых конических передачах; усилия в зацеплении прямозубых конических колес; основы расчета на контактную прочность и изгиб.

Конические зубчатые передачи передают вращения между валами с пересекающимися осями. Основное применение нашли передачи с ося­ми валов, пересекающимися под углом 90°. Передачи с межосевым уг­лом, отличным от 90°, применяют редко из-за сложности изготовления.

Зацепление конических колес можно рассматривать как качение де­лительных круговых конусов шестерни и колеса. Диаметры основания делительных конусов шестерни и колеса и их числа зубьев связаны соот­ношением и= z1/z2 = sinδ2/sinδ1 (рис. 6.1). При угле Σ = 90° tgδ1 = z1/z2, tgδ2 = u.

Глава 6. Конические зубчатые передачи - student2.ru

Основные параметры конического зубчатого колеса

Длину отрезка делительного конуса от вершины до основания назы­вают внешним конусным расстоянием Rе.

Ширина зубчатого венца b определяется расстоянием между внеш­ним и внутренним торцами по образующей делительного конуса, Глава 6. Конические зубчатые передачи - student2.ru

Размеры конических зубчатых колес определяют по внешнему торцо­вому сечению с диаметрами de1 и de2.

Основной геометрический параметр конического колеса — внешний окружной модуль

Глава 6. Конические зубчатые передачи - student2.ru Глава 6. Конические зубчатые передачи - student2.ru

Глава 6. Конические зубчатые передачи - student2.ru Расчеты конических колес на прочность производят по среднему де­лительному диаметру dm = d

Средний модуль зуба

Глава 6. Конические зубчатые передачи - student2.ru

Средние делительные диаметры

Глава 6. Конические зубчатые передачи - student2.ru

Внешний окружной модуль можно не округлять до стандартного значения.

Зубья конических колес в зависимости от изменения сечения по длине делятся на три формы (рис. 6.3).

Форма I применяется в основ­ном для колес с прямыми зубьями.

Форма II обеспечивает оптималь­ную прочность на изгиб, технологична, используется для колес с круго­выми зубьями.

Форма III применяется для плоских колес в специаль­ных случаях.

Конические колеса выпускают с прямыми, косыми и круговыми зубь­ями (рис. 6.4). Конические колеса с круговыми зубьями по сравнению с прямозубыми обладают большей несущей способностью, работают с меньшим шумом. Зубья нарезают резцовыми головками методом обкат­ки. Угол наклона зуба в среднем сечении 35°, сопряженные колеса име­ют противоположное направление линии зубьев. Шестерни выполняют с правым зубом, колеса — с левым.

Общая характеристика конических передач

Конические передачи сложнее цилиндрических, требуют периоди­ческой регулировки. Для нарезания зубчатых конических колес необхо­дим специальный инструмент. Шестерня закрепляется консолью, при этом увеличивается неравномерность распределения нагрузки. В зацеп­лении действуют осевые силы. Все это снижает нагрузочную способ­ность по сравнению с цилиндрическими передачами. Однако кониче­ские колеса широко применяют в технике, где по условиям компонов­ки необходимо располагать валы под углом друг к другу.



Наши рекомендации