Становление российской науки управления
В Древней Руси (IX-XIII века) отношения между правителями и управляемыми встраивались на основе обычаев, традиций, а те законы, которые были и регулировали эти отношения, относились к отрасли судебного права. Отсутствие норм административного права не означало, конечно, отсутствие государственно-административного управления как общественного явления и внимания мыслителей к управлению. Государственно-управленческая мысль в средние века приобрела теологический характер. Она нашла отражение в первом политическом трактате «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, учении игумена Иосифа Волоцкого.
Следующий этап эмпирического и теоретического материала, свидетельствующего о развитии практики и мысли государственного управления, связан непосредственно с формированием института государственной администрации и полицейского (административного) права – XVII – XIX века. В России полицеистика, как государственно-управленческая мысль, представлена трудами Ю.Крижанича и И.Посошкова.
Юрий Крижанич родился в Хорватии, учился в Риме, служил при дворе русского царя Алексея Михайловича Романова. Вынашивал мечту о соединении славянских народов под эгидой Русского государства. Написал трактат (1663 г.) «Политичны думы, или Разговоры о владательству», где отстаивал идею самодержавности государственной власти («совершенное самовладство»), обосновывал принципы «науки об управлении народом», относил к ним:
- «королевское благочестие», власть должна быть примером для народа;
- «хорошее (справедливое) правление», чтобы «местные подданные были довольны» и чтобы чужие желали быть под такой властью;
- «единство королевства», недопущение расслоение народа на враждующие группировки и раскола страны;
- «оберегание от чужобесия» (говорит о своем недоверии к чужестранцам);
- «союз с другими народами» (выгоднее вступить с соседними народами в союз, чем завоевать и потом подавлять недовольство захваченных);
- занятость людей всех сословий и недопущение праздности и безделия, «никто не живет для себя», государство должно бороться с «больными» элементами общества, заражающими его своими пороками и поедающими его добро;
- жесткая сословная структура с четкими обязанностями каждого сословия перед государем и др.
Политику как науку «об общественном и государственном строении» автор почитал «из всех мирских наук самой благородной». А задачами внутреннего (полицейского) управления признавал развитие образования, торговли, ремесел, художественных рукоделий, земледелия и т.д.
Заметное место занимает труд И.Посошкова «Книга о скудости и богатстве» (1726). В каждой из 9 глав он расписывает, как царь должен управлять каждым сословием, чтобы заставить всех работать, жить бережно, «ничего напрасно не тратить». Главная мысль автора в том, что богатство всех создается усилиями каждого и интерес каждого человека и сословия подчиняется интересу государственному. В заключительной главе в качестве выводов Посошков излагает, по существу, основы кадровой политики:
- привлечение к ответственности чиновников, которые разоряют людей сверхустановленными повинностями и поборами;
- государственный контроль и организация охранно-складской службы;
- предложение наемных мастеровых снять с месячного жалования и перевести на сдельную оплату;
- все мелочные розничные сборы заменить постоянным прогрессирующим налогом;
- на государственную службу принимать на двух условиях: чтобы кандидат принес присягу и чтобы письменно указал источники своих доходов.
Плодом развития полицеистики стала камералистика. Камерализм как принцип и практика управления означал:
- функциональность в управлении учреждений;
- специализацию учреждений государственной администрации и канцелярского труда в какой-либо одной определенной сфере госуправления;
- регламентацию обязанностей чиновников;
- унификацию штатов и жалования чиновников.
В Российской империи практика административного управления не находила теоретического обобщения и можно говорить только об эволюции науки административного права. На работах русских полицеистов лежит отпечаток иностранного, в частности немецкого, влияния. Таковы в целом работы П.Н. Гуляева, Н.Ф. Рождественского, И.В. Платонова и наиболее выдающегося из них – И.Е. Андреевского.
Все написанное Андреевским было основано на богатейшем историческом и действующем нормативно-правовом материале: «О наместниках, воеводах и губернаторах» - докторская диссертация (1864), «Русское государственное право» - учебник (1866). Под полицейской деятельностью Андреевский понимает то, что в настоящее время в учебниках административного права называют государственно-административной деятельностью, включающей как положительные действия государственных и земских органов, так и те действия, которые имеют отрицательный характер и проявляются в административном (полицейском) принуждении. Автор не только исследует компетенцию наместников, воевод и губернаторов, очерчивая функции каждой исследуемой должности, но и ставит вопрос о таком компоненте их статуса, как ответственность, поднимает проблему о более четком ее урегулировании юридическими нормами.
Носителем новых взглядов на правовые отношения администрации и граждан в пореформенной России и резким критиком полицейского права выступил автор концепции общественного права В.Н. Лешков. Он ставил в вину русским полицеистам, и, в первую очередь, И.Е. Андреевскому, то, что в их теории полицейская деятельность всеобъемлюща и охватывает жизнь всего общества и отдельного человека. Одна из его первых капитальных работ – это монография «Русский народ и государство» (1858), охватывающая всю историю России, в самом названии ставит глобальный вопрос о соотношении народа и государства. В.Н. Лешков сформулировал примат народа над государством.
По Лешкову, в исторической жизни народов постоянно взаимодействуют три фактора: частные лица, общественные союзы и государство. Между частными лицами и государством имеют место общественные союзы как промежуточные звенья, необходимые в условиях возникающих от случая к случаю конфликтов между первым и третьим фактором. Но так как этот промежуточный элемент живет своей, самостоятельной жизнью, то у него складывается свое право – «общественное право», действующее наряду с гражданским, государственным и уголовным. В целом концепция общественного права не была понята современниками. В наши дни она возродилась как теория естественного права.
Следующий хронологический этап и блок исследований в эволюции государственно-управленческой мысли и становления административной науки связан с развитием после 1920-х гг. теории организации, выступавшей под различными, близкими по смыслу названиям. Именно в ее лоне возрождалась наука управления, теперь уже не как политическая мысль, не как полицеистика, а как организационная наука. В России вышедшие в предреволюционные годы труды А.А. Богданова (Малиновского) – «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913-1917) – предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем в их переложении на проблемы развития общества. К сожалению, идеи А.Богданова в то время не были поняты и приняты научным сообществом, положительного отклика в публикациях и применения не получили.
Проблемы государственно-административного управления в Советское время(хз надо или нет )
В советской России проблемы государственно-административного управления рассматривались в контексте движения за научную организацию труда и управления. Институциональной основой широкого изучения и внедрения НОТ на производстве стали научно-исследовательские организации системы ЦИТ (Центрального института труда). В научно-исследовательском институте, его филиалах, многочисленных лабораториях академическое изучение и создание концепция в области организации труда и управления сочеталось с практической работой по рационализации труда и управления. Такой подход по своей сути не расходился с господствующей в США и Западной Европе традицией рассматривать государственное управление как публичное администрирование.
В исследованиях вопросов государственно-административного управления обозначились различные методологические позиции. Так, П.М. Кержинцев, Н.А. Витке, их сторонники предлагали в предмет изучения государственного управления включить проблемы развития коллектива, стимулирования труда, выйти за рамки организационного проектирования и механизации управленческого труда. Е.Ф. Розмирович не признавала проблемы «человеческих отношений» в управлении, предлагала рассматривать руководство в коллективе, администрирование, как техническую работу и ничего больше.
Конечно, политика узкого техницизма в управлении была своего рода отступлением от завоеванных позиций дореволюционной школы государствоведов в теории управления, социологии права. Метод производственной трактовки организации и функционирования управленческих структур был подвергнут резкой критике и признан вредным в начале 1930-х гг., а вскоре и исследования в области административного управления были прерваны.
В 1960-е гг. государственно-управленческая мысль в России возрождается в рамках административного права, как юридическое научное направление и учебная дисциплина в университетах. Пожалуй, первые же серьезные научные исследования свидетельствовали о том, что теории государственного управления тесны рамки формального юридизма.
С 1970-х гг. государственное управление стало развиваться как самостоятельное направление, соприкасаясь, но не сливаясь с соседствующими научными направлениями. Одно из них – общая теория социального управления – представлено трудами таких ученых, как В.Г. Афанасьев, Ю.П. Аверин, П.Н. Лебедь, В.С. Основин, Г.И. Петров. Другое направление – управление производством – объединило исследователей и практиков, академическую и вузовскую науку специальности «Экономика и управление». Государственное управление как самостоятельно направление представлено в основном работами правоведов, юристов, которые занимались проблемами госуправления в смежных государствоведческих областях науки: теории государства и права, государственного (конституционного) и административного права: Г.В. Атаманчук, Б.М. Лазарев, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило и др.
Наряду с рассмотрением общих проблем теории государственного управления в последнее десятилетие ХХ века широко исследовались частные вопросы административного управления: функции управления, организационные структуры управления, институт государственной службы, муниципального управления и права.
Слом в России административно-командной системы управления и переход к новому общественно-экономическому укладу в конце ХХ века связан с поиском и утверждением новых концепций, принципов, подходов в организации государственного управления.
Новая парадигма управления
Парадигмой (от лат. paradeigma — пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления — это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления. В свое время возникла парадигма человеческого фактора уп равления, которая в основу определения понятия «управление» и построения научной концепции управления ставит деятельность человека. В этой парадигме решающую роль играют такие фак торы поведения человека, как мотивы, интересы, ценности, сти мулы, опасения, установки и т. п.
Старая парадигма | Новая парадигма |
1. Предприятие — это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны | 1. Предприятие — это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды |
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности | 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей |
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента | 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной |
4. Главный источник прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда | 4. Главный источник прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями и условия для реализации их потенциала |
5. Система управления, построенная на контро ле всех видов деятельности, функциональном разделении работу нормах, стандартах и правилах исполнения | 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства |