Обработка литературных источников

Полное название источника Основные тезисы, проблемы Комментарии
     

Информацию следует записывать на отдельных листах или в тетради, но на одной стороне и излагать как в свободной форме, так и в форме цитирования. Но при этом необходимо указывать страницу цитируемого источника. При свободном изложении надо периодически указывать страницы конспектируемой книги или статьи с тем, чтобы можно было быстро обратиться к первоисточнику.

Изучив литературу по избранной теме, следует сформулировать вопросы, которые будут освещены. Знакомство с литературой следует начинать с общих работ: учебников, учебных пособий, энциклопедий. Затем следует перейти к чтению статей, напечатанных в периодических изданиях, монографий. Изучив литературу и составив библиографию, следует составить подробный план.

После этого следует конспективно осветить теоретические положения, которые используются при рассмотрении данной темы, обязательно со ссылками на литературу. Если имеется несколько способов изложения проблемы, то необходимо привести их, указав достоинства и недостатки каждого из них.

Далее производится методическая разработка темы, основанная на личном педагогическом опыте и опыте передовых учителей математики и информатики, изложенном в учебно-методической литературе. При этом необходимо указать, в каком классе излагается данная тема, с каким контингентом учащихся изучается, с каким запасом знаний учащиеся приступают к ее изучению, сколько уроков отводится на изучение этой темы; желательно привести также тематическое планирование.

Изученный материал анализируется, обобщается, устанавливаются закономерности, сопоставляются со сведениями других авторов, высказывается личное мнение.

До 1 октября ректор университета утверждает приказ об утверждении тем и научных руководителей ВКР. В ходе работы над ВКР тема может быть скорректирована и в новом варианте сформулирована кафедрой. В этом случае до 1 февраля необходимо вновь пройти процедуры, описанные выше.

После издания приказа об утверждении примерных тем ВКР научный руководитель совместно с обучающимся разрабатывает задание на выполнение ВКР (Приложение 1) и план-график выполнения работы (Приложение 2).

Задание представляет собой план-проспект будущей ВКР. Оно составляется в двух экземплярах, подписывается обучающимся и научным руководителем, утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр задания выдается обучающемуся, другой остается на кафедре.

Как правило, студенты-выпускники при выполнении квалификационной работы не имеют четкого представления, о планировании выполнения самой работы. Чаще всего они надеются на расписание занятий, на те свободные дни, которые есть в расписании и которых явно недостаточно для своевременного выполнения работы на высоком уровне. О долгосрочном планировании они не имеют представления. Поэтому составлению индивидуального плана подготовки дипломной работы следует придавать большое значение.

Полезно указать сроки выполнения того или иного задания и наметить сроки его исполнения. При этом одновременно намечается, какой материал необходимо использовать на защите. Представим в виде таблицы 2 такую работу.

Таблица 2

План самостоятельной работы студента

Что сделать Срок выполнения (дни, часы работы) Проделанная работа Что можно использовать на защите
       

В задании указывается:

· Ф.И.О. обучающегося;

· тема ВКР;

· номер и дата приказа об утверждении темы ВКР;

· цели и задачи ВКР;

· перечень основных вопросов, подлежащих исследованию (глав и параграфов);

· примерный перечень наглядных материалов и иллюстраций;

· консультанты по ВКР, назначенные кафедрой (с указанием относящихся к ним разделов ВКР);

· срок сдачи выполненной ВКР на кафедру;

· дата выдачи задания.

На кафедре высшей математики и информатики Н.В. Турковской разработан и успешно внедряется Дневник по выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы. Такая форма контроля позволяет систематически и планомерно осуществлять контроль за сроками исполнения определенного вида работы, своевременно корректировать ход выполнения исследования. Такая форма контроля позволяет избежать возможных конфликтных ситуаций. Образец дневника предлагается в Приложении 3.

В ходе работы над ВКР в задание могут быть внесены изменения. В этом случае разрабатывается и утверждается новое задание на выполнение ВКР.

План-график должен учитывать рубежные формы аттестации (полусеместровые и семестровые).

В качестве важнейших этапов работы в графике должны быть предусмотрены:

· составление программы исследования;

· подготовка аналитического обзора темы;

· сбор исходных эмпирических данных;

· обработка и анализ полученной информации;

· выполнение проектно-расчетных работ (если таковые имеются);

· подготовка и оформление текстовой части работы (проекта);

· подготовка и оформление наглядного (графического) материала;

· сроки предзащиты.

Контроль за ходом выполнения задания и плана-графика осуществляет заведующий кафедрой. Ответственность за выполнение задания и плана-графика несет научный руководитель.

ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ

Наши рекомендации