Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….. 4

Тема 1. ЛИНЕЙНАЯ ПАРНАЯ РЕГРЕССИЯ…. 6

Лабораторная работа № 1.1 ………………………… 6

Лабораторная работа № 1.2 ………………………… 7

Лабораторная работа № 1.3 ………………………… 9

Лабораторная работа № 1.4 ………………………… 11

Лабораторная работа № 1.5 ………………………… 13

Лабораторная работа № 1.6 ………………………… 15

Тема 2. НЕЛИНЕЙНАЯ ПАРНАЯ РЕГРЕССИЯ... 17

Лабораторная работа № 2.1 ………………….……… 17

Лабораторная работа № 2.2 ………………………… 22

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ

РЕГРЕССИЯ………………………………. 24

Лабораторная работа № 3.1 ………………………… 25

Лабораторная работа № 3.2 ………………………… 28

Тема 4. НЕЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ

РЕГРЕССИЯ………………………………. 35

Лабораторная работа № 4.1 ………………………… 35

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1…………………. 39

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 …………………. 41

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………… 43

Введение

Построение эконометрических моделей обуславливает (особенно при большом объеме исходных данных) существенный объем вычислений и требует использование вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения. Удобной универсальной вычислительной средой для решения задач эконометрики является табличный процессор Excel. При использовании Excel многие студенты сталкиваются с существенными трудностями реализации расчетных соотношений в Excel. Это вызвано тем, что этой стороне изучения эконометрики в учебной литературе уделяется крайне мало внимания, что затрудняет использования современных алгоритмов решения эконометрических задач на практике.

Поэтому основной целью данных методических указаний является изложение (в форме лабораторных работ) численных методик решения основных задач парного и множественного регрессионного анализа в вычислительной среде табличного процессора Excel.

Каждая лабораторная работа посвящена решению определенной задачи (или подзадачи) эконометрики (например, вычисление коэффициентов линейного уравнения регрессии). Для каждой лабораторной работы приводится алгоритм решения рассматриваемой в работе задачи (т.е. формулы или расчетные соотношения), а затем дается фрагмент документа Excel , реализующий алгоритм решения задачи.

При этом алгоритм решения может быть реализован путем программирования арифметических или логических выражений в ячейках электронной таблицы или путем обращения к «стандартным» функциям или модулям Excel. Поэтому предполагается, что читатель знаком с адресацией ячеек (относительной, абсолютной и смешанной), арифметическими операциями и программированием простейших выражений в ячейках Excel.

Хотя методические указания и содержат необходимые расчетные соотношения, но они не заменяет учебник по эконометрике, а является своеобразным справочником по численному решению некоторых задач эконометрике в Excel.

Замечание 1. В тексте при описании той или иной функции в качестве формальных параметров используются имена переменных, определенные в тексте пособия. При обращении к функции в качестве фактических параметров могут использоваться константы, адреса ячеек, диапазоны адресов и арифметические выражения. Например, описание функции для вычисления среднего арифметического значения (выборочного среднего) имеет вид:

СРЗНАЧ( Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru,

где Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru – формальные параметры, число которых не превышает 30 ( Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ). Для вычисления среднего значения величин, находящихся в ячейках B3, B4, B5, B6, C3, C4, C5, C6, обращение к функции в соответствующей ячейке имеет вид

= СРЗНАЧ(B3:B6;С3:C6),

т.е. в качестве фактических параметров используются два диапазона ячеек.

Замечание 2. Так как в запрограммированной ячейке выводится результат вычислений и не видно самого запрограммированного выражения, то в некоторых случаях рядом с результатом приводится (в другой ячейке) запрограммированное выражение (своеобразный комментарий к выполняемым вычислениям). В случаях, когда не очевидно к какой ячейке относится приводимое выражение, используется стрелка, указывающая на нужную ячейку.

Методические указания включают также описание двух контрольных работ по построению парной и множественной регрессии. Выполнив лабораторные работы, студент может по аналогии выполнить 90 % вычислений, требуемых лабораторными работами. Заметим, что приведенные лабораторные работы позволят не только успешно выполнить контрольные работы, но и использовать методы эконометрики при решении практических задач регрессионного анализа экономических и социальных процессов.

Лабораторная работа № 1.1

Лабораторная работа № 1.2

Лабораторная работа № 1.3

Лабораторная работа № 1.4

Лабораторная работа № 1.5

Лабораторная работа № 1.6

По критерию Фишера

Цель работы. По данным таблицы 1.1 оценить на уровне a = 0.05 значимость уравнения регрессии Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , построенного в лабораторной работе № 1.1.

Расчетные соотношения. Уравнение парной регрессии значимо с уровнем значимости a, если выполняется следующее неравенство:

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (1.14)

где Fg; 1; n-2 – значения квантиля уровня g F-распределения с числами степеней свободы k1 = 1 и k2 = n – 2. Для вычисления квантиля можно использовать следующее выражение

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru = FРАСПОБР( Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ). (1.15)

Суммы Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , входящие в (1.14) определяются выражениями:

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru . (1.16)

Критерий (1.14) часто называют критерием Фишера или F-критерием.

Решение. На рис. 1.6 приведен фрагмент документа Excel, вычисляющего значения Qe , Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru и критерий F. В столбце D значения вычисляются по формуле Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru . Значения коэффициентов Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru взяты из лабораторной работы № 1.1.

Получены следующие значения Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru . По формуле (1.15) вычисляем квантиль F0.95; 1; 8 = 5.32. Неравенство (1.14) выполняется, т. е. 24.04 > 5.32 и поэтому уравнение регрессии Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru значимо с уровнем значимости a = 0.05.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 1.6. Вычисление величины F – критерия

Лабораторная работа № 2.1

Команды

«Добавить линию тренда»

Цель работы. Используя пространственную выборку таблицы 2.1 необходимо построить уравнение нелинейной регрессии вида Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru с использованием команды «Добавить линию тренда» и вычислить коэффициент детерминации Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Команда «Добавить линию тренда». Используется для выделения тренда (медленных изменений) при анализе временных рядов. Однако эту команду можно использовать и для построения уравнения нелинейной регрессии, рассматривая в качестве времени Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru независимую переменную Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Эта команда позволяет построить следующие уравнения регрессии:

· линейную Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

· полиноминальную Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ( Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru );

· логарифмическую Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

· степенную Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ;

· экспоненциальную Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Для построения одной из перечисленных регрессий необходимо выполнить следующие шаги:

Шаг 1. В выбранном листе Excel ввести по столбцам исходные данные Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (см. рис. 2.1).

Шаг 2. По этим данным построить график в декартовый системе координат (см. рис 2.1).

Шаг 3. Установить курсор на построенном графике, сделать щелчок правой кнопкой и в появившемся контекстном меню выполнить команду Добавить линию тренда (см. рис. 2.1).

Шаг 4. В появившемся диалоговом окне (см. рис. 2.2) активизировать закладку «Тип» и выбрать нужное уравнение регрессии.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 2.1. Построение графика по исходным данным

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 2.2. Выбор вида уравнения регрессии

Шаг 5. Активизировать закладку «Параметры» (см. рис. 2.3) и «включить» необходимые для нас опции:

· «Показать уравнение на диаграмме» - на диаграмме будет показано выбранное уравнение регрессии с вычисленным коэффициентами;

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 2.3. Задание опций вывода информации

· «Поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации (R^2)» - на диаграмме будет показана значение коэффициент детерминации Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (для нелинейной регрессии -индекс детерминации), вычисляемый по формуле Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , где Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru определяются (1.16). Если по построенному уравнению регрессии необходимо выполнить прогноз, то нужно указать число периодов прогноза (см. рис. 2.3).

Назначение других опций понятны из своих названий.

Шаг 6. После задания всех перечисленных опций щелкнуть на кнопке «OK» и на диаграмме появиться формула построенного уравнения регрессии и значение индекса детерминации Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (выделено на рис. 2.4 затемнением).

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 2.4. График и уравнение построенной регрессии

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Решение. Построение уравнения Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru осуществляем по описанным выше шагам. Получаем уравнение

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ,

для которого коэффициент детерминации равен Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (см. рис. 2.4). Такая величина говорит о хорошем соответствии построенного уравнения исходным данным.

Лабораторная работа № 2.2

Лабораторная работа № 3.1

Лабораторная работа № 3.2

Вычисление коэффициентов линейной множественной регрессии и проверка значимости в режиме Регрессия

Цель работы. Используя пространственную выборку таблицы 3.1 и используя режим Регрессия необходимо вычислить вектор коэффициентов уравнения регрессии

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru . (3.4)

Режим Регрессия модуля Анализ данных. Табличный процессор Excel содержит модуль Анализ данных. Этотмодуль позволяет выполнить статистический анализ выборочных данных (построение гистограмм, вычисление числовых характеристик и т.д.). Режим работы Регрессия этого модуля осуществляет вычисление коэффициентов линейной множественной регрессии с Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru переменными, построение доверительные интервалы и проверку значимости уравнения регрессии.

Для вызова режима Регрессиямодуля Анализ данных необходимо:

· обратиться к пункту менюСервис;

· в появившемся меню выполнить команду Анализ данных;

· в списке режимов работы модуля Анализ данных выбрать режим Регрессия и щелкнуть на кнопке Ok.

После вызова режимаРегрессияна экране появляется диалоговое окно (см. рис. 3.2), в котором задаются следующие параметры:

1. Входной интервал Y – вводится диапазон адресов ячеек, содержащих значения Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (ячейки должны составлять один столбец).

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 3.2. Диалоговое окно режима Регрессия

2. Входной интервал X – вводится диапазон адресов ячеек, содержащих значения независимых переменных. Значения каждой переменной представляются одним столбцом. Количество переменных не более 16 (т.е. Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ).

3. Метки – включается если первая строка во входном диапазоне содержит заголовок. В этом случае автоматически будут созданы стандартные названия.

4. Уровень надежности – при включении этого параметра задается надежность Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru при построении доверительных интервалов.

5. Константа-ноль – при включении этого параметра коэффициент Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

6. Выходной интервал – при включении активизируется поле, в которое необходимо ввести адрес левой верхней ячейки выходного диапазона, который содержит ячейки с результатами вычислений режима Регрессия.

7. Новый рабочий лист – при включении этого параметра открывается новый лист, в который начиная с ячейки А1 вставляются результаты работы режима Регрессия.

8. Новая рабочая книга - при включении этого параметра открывается новая книга на первом листе которой начиная с ячейки А1 вставляются результаты работы режима Регрессия.

9. Остатки – привключении вычисляется столбец, содержащий невязки Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

10. Стандартизованные остатки – при включении вычисляется столбец, содержащий стандартизованные остатки.

11. График остатков – при включении выводятся точечные графики невязки Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , в зависимости от значений переменных Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru . Количество графиков равно числу Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru переменных Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

12. График подбора – при включении выводятся точечные графики предсказанных по построенной регрессии значений Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru от значений переменных Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru . Количество графиков равно числу Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru переменных Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Решение. Первоначально введем в столбец С десять значений первой переменной, в столбец D - десять значений первой переменной (см. рис. 3.2), а в столбец F – десять значений зависимой переменной.

После этого вызовем режим Регрессия и в диалоговом окне зададим необходимые параметры (см. рис. 3.2). Результаты работы приводятся рис. 3.3 – 3.5. Заметим, из-за большой «ширины» таблиц, в которых выводятся результаты работы режима Регрессия, часть результатов помещены в другие ячейки.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 3.3. Результаты работы режима Регрессия

Дадим краткую интерпретацию показателям, значения которых вычисляются в режиме Регрессия. Первоначально рассмотрим показатели, объединенные названием Регрессионная статистика (см. рис. 3.3).

Множественный Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru - корень квадратный из коэффициента детерминации.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru квадрат – коэффициент детерминации Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Нормированный Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru квадрат – приведенный коэффициент детерминации Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (см. формулу (2.1)).

Стандартная ошибка – оценка Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru для среднеквадратического отклонения Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Наблюдения – число наблюдений Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Перейдем к показателям, объединенных названием Дисперсионный анализ (см. рис. 3.3).

Столбец Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru - число степеней свободы. Для строки Регрессия показатель равен числу независимых переменных Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ; для строки Остаток - равен Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ; для строки Итого – равен Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Столбец SS – сумма квадратов отклонений. Для строки Регрессия показатель равен величине Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (см. формулы (1.16)), т.е.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ;

для строки Остаток - равен величине Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (см. формулы (1.16)), т.е.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ;

для строки Итого – равен Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Столбец Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru дисперсии, вычисленные по формуле

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ,

т.е. дисперсия на одну степень свободы.

Столбец Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru – значение Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , равное Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru критерию Фишера, вычисленного по формуле:

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Столбец значимость Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru - значение уровня значимости, соответствующее вычисленной величине Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru критерия и равное вероятности Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , где Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru - случайная величина, подчиняющаяся распределению Фишера с Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru степенями свободы. Эту вероятность можно также определить с помощью функции FРАСП( Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ). Если вероятность меньше уровня значимости Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (обычно Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ), то построенная регрессия является значимой..

Перейдем к следующей группе показателей, объединенных в таблице, показанной на рис. 3.4.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 3.4. Продолжение результатов работы режима Регрессия

Столбец Коэффициенты – вычисленные значения коэффициентов Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , расположенных сверху-вниз.

Столбец Стандартная ошибка – значения Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , вычисленные по формуле Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Столбец Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru статистика – значения статистик Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Столбец Р – значение – содержит вероятности случайных событий Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , где Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru случайная величина, подчиняющаяся распределению Стьюдента с Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru степенями свободы.

Если эта вероятность меньше уровня значимости Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , то принимается гипотеза о значимости соответствующего коэффициента регрессии.

Из рис. 3.4 видно, что значимым коэффициентом является только коэффициент Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Столбцы Нижние 95% и Верхние 95% - соответственно нижние и верхние интервалы для оцениваемых коэффициентов Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

Перейдем к следующей группе показателей, объединенных в таблице, показанной на рис. 3.5.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 3.5. Продолжение результатов работы режима Регрессия

Столбец Наблюдение – содержит номера наблюдений.

Столбец Предсказанное У – значения Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru , вычисленные по построенному уравнению регрессии.

Столбец Остатки – значения невязок Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

В заключении рассмотрения результатов работы режима Регрессия приведем график невязок (на рисунке 3.6 невязки названы остатками) Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru при заданных значениях только второй переменной. Наличие чередующихся положительных и отрицательных значений невязок является косвенным признаком отсутствия систематической ошибки (неучтенной независимой переменной) в построенном уравнении регрессии.

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 3.6. График невязок как функция переменной Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Лабораторная работа № 4.1.

Контрольная работа № 1

Парная регрессия

Данные, характеризующие прибыль торговой компании «Все для себя» за первые 10 месяцев 2005 года (в тыс. руб.), даны в следующей таблице:

Таблица К1

январь февраль март апрель май
382 + N 402 + N 432+ N 396+ N 454+ N
июнь июль август сентябрь октябрь
419+ N 460+ N 447+ N 464+ N 498+ N

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru

Рис. 3.9. Результаты работы команды Поиск решения

В этой таблице Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru две последних цифры номера зачетной книжки студента.

Требуется:

1. Построить диаграмму рассеяния.

2. Убедится в наличии тенденции (тренда) в заданных значениях прибыли фирмы и возможности принятия гипотезы о линейном тренде.

3. Построить линейную парную регрессию (регрессию вида Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru ). Вычисление коэффициентов Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru выполнить методом наименьших квадратов.

4. Нанести график регрессии на диаграмму рассеяния.

5. Вычислить значения статистики Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru и коэффициента детерминации Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru . Проверить гипотезу о значимости линейной регрессии.

6. Вычислить выборочный коэффициент корреляции и проверить гипотезу о ненулевом его значении.

7. Вычислить оценку дисперсии случайной составляющей эконометрической модели.

8. Проверить гипотезы о ненулевых значениях коэффициентов Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

9. Построить доверительные интервалы для коэффициентов Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru .

10. Построить доверительные интервалы для дисперсии случайной составляющей эконометрической модели.

11. Построить доверительную область для условного математического ожидания Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru (диапазон по оси январь – декабрь). Нанести границы этой области на диаграмму рассеяния.

12. С помощью линейной парной регрессии сделать прогноз величины прибыли и нанести эти значения на диаграмму рассеяния. Сопоставить эти значения с границами доверительной области для условного математического ожидания Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - student2.ru и сделать вывод о точности прогнозирования с помощью построенной регрессионной модели.

Контрольная работа № 2

Библиографический список

1. Кремер Н. Ш.Эконометрика / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Айвазян С. А.Прикладная статистика и основы эконометрики / Айвазян С. А., В. С. Мхитарян. – М.: ЮНИТИ, 1998.

3. Эконометрика :под ред. Н. И. Елисеевой. – М. : Финансы и статистика, 2001.

4. Арженовский С. В. Эконометрика : учебное пособие /С. В. Арженовский, О. Н. Федосова. – Ростов н/Д, 2002.

5. Тихомиров Н. П.Эконометрика / Н. П. Тихомиров, Е. Ю. До­рохина. – М. : Экзамен, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….. 4

Тема 1. ЛИНЕЙНАЯ ПАРНАЯ РЕГРЕССИЯ…. 6

Лабораторная работа № 1.1 ………………………… 6

Лабораторная работа № 1.2 ………………………… 7

Лабораторная работа № 1.3 ………………………… 9

Лабораторная работа № 1.4 ………………………… 11

Лабораторная работа № 1.5 ………………………… 13

Лабораторная работа № 1.6 ………………………… 15

Тема 2. НЕЛИНЕЙНАЯ ПАРНАЯ РЕГРЕССИЯ... 17

Лабораторная работа № 2.1 ………………….……… 17

Лабораторная работа № 2.2 ………………………… 22

Тема 3. ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ

РЕГРЕССИЯ………………………………. 24

Лабораторная работа № 3.1 ………………………… 25

Лабораторная работа № 3.2 ………………………… 28

Наши рекомендации