Урок обучения чтения в 1 классе

Тема: Чтение слов со стечением двух согласных на конце слова.

Цель: Научить читать слова со стечением двух согласных на конце слова.

Задачи:

1)Образовательные: учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; анализировать слова по звуковому составу, составлять из букв и слогов разрезной азбуки; составлять схемы предложений.

2)Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать, активизировать словарь детей; развивать мышление, внимание, восприятие.

3)Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Оборудование: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007; логопедический альбом «Веселый язычок»; индивиуальные зеркала для учащихся; набор букв, слогов и схем по обучению грамоте; набор картинок ягод (вишни, сливы и др.); набор картинок животных (слон, тигр, мартышка, волк, морж, попугай); трафареты животных (слон, тигр, морж); офтальмотренажер; аудиозапись песни «В Африке живут слоны».

Ход урока

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика – сказка «Веселый язычок» (рис. 1 «Язычок»)

Жил язычок в своем домике. Проснулся, осмотрелся. Выглянул за калитку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, пошел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Вдруг увидел язычок перед собой заборчик из зубов. Улыбнись – забор готов (улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы). Язычок попал в сад. А в саду яблочки жили, рот пошире мы открыли (улыбнуться, широко открыть рот; удерживать в таком положении 10 сек.). Увидел язычок цветочек за кустом; носом вдох, а выдох – ртом(представить цветок; «понюхать» его, сделав глубокий вдох носом, выдохнуть ртом, свернув губы «трубочкой»). Устал язычок и пошел в свой домик спать.

II. Проверка домашнего задания

1. Работа по «Букварю»

- Где гулял язычок? (Язычок гулял в саду.)

- Мы тоже вчера на уроке чтения ходили в сад и читали текст. Кто скажет, как он называется? («В саду»)

- Итак, мы переходим к проверке домашнего задания. Открываем «Буквари» на стр. 104.

- Скажите, где находились дети? (Дети были в саду.)

- Как звали детей? (Слава, Гриша, Клава, Маша)

Индивидуальные задания: 2 ученика у доски составляют имена детей.

- Что дети делали в саду? (дети рвали сливы и вишни.)

- А теперь покажите, что они рвали.

Предлагаются картинки ягод, нужно выбрать сливу и вишню (рис. 2 «Ягоды»).

- Что еще изображено на картинках? Назови.

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Ягоды.)

- А теперь прочитаем текст по цепочке.

2. Работа со схемой

- Найдите предложение, подходящее к схеме

∟ _____ ______ _____ __ _____ .

Физкультминутка (гимнастика для глаз) – офтальмотренажер.

III. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать трудные слова, где несколько согласных в конце слова стоят рядышком.

1.Чтение слов с подготовкой

а о о и

па во мо ти

пар вол мор тиг

парк волк морж тигр

- Названия, каких животных, мы прочитали? (Волк, морж, тигр.)

-Посмотрите на рисунки животных в «Букваре». Покажите тигра, моржа, волка.

- Какое животное из нарисованных здесь мы не показали? (Мартышка.). Давайте прочитаем его название.

- Сколько всего животных изображено? (4)

2.Чтение слов из «Букваря»

Сначала совместное чтение с учителем, затем – отдельно.

- Кому принадлежит хобот? (Хобот принадлежит слону.)

- Кому принадлежат клыки? (Клыки принадлежат моржу.)

- Про кого из животных можно сказать «большой», «красивый»?

- Кто из животных может прыгать? плавать?

Музыкальная физкультминутка «В Африке живут слоны»

3. Чтение текста и работа над содержанием

- Как вы думаете, как называется парк, где живут звери? (Зоопарк.)

- Сейчас я прочитаю текст «Зоопарк».

- Куда ходили дети? (Дети ходили в зоопарк.)

-Кого они там видели? (Они видели слона, тигра, мартышку, волка, попугая, моржа.)

- Кто большой? (Слон большой.)

- У кого хобот? (У слона хобот.)

- Кто прыгал? (Мартышки прыгали.)

- Что делал волк? (Волк ходил.)

- Где плавал морж? (Морж плавал в пруду.)

- Что есть у моржа? (У моржа клыки.)

Чтение хором, по цепочке.

IV. Закрепление материала

1. Задание на внимание

- Посмотрите на ряд картинок. Все ли животные, о которых говорится в тексте, здесь изображены? Кого не хватает? (не хватает волка.)

- Да. У нас пропал волк. Давайте его вернем. Для этого составим схему этого слова.

1 ученик составляет у доски, остальные – на партах.

2. Задание на восприятие

- Силуэты каких животных здесь изображены? (слон, тигр, морж)

3. Работа с трафаретами (возможно как задание на дом)

Наши рекомендации