Методика обучения решению арифметических задач детей дошкольного возраста.

Дети осваивают вычисление, решая простые задачи в одно действие. Это задачи на нахождение суммы и остатка.

Этапы обучения решения задач: 1 этап – дети усваивают структуру задач, выделяют условие и вопрос, учатся давать полный ответ. В пределах 5. 2 этап – учатся не только выбирать действия сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания по одному, прибавляя или вычитая сначала число 2, позже 3. Учат детей и составлению задач. Первые 1-2 составляет воспитатель, объясняет, как она была составлена. Составляет еще одну, затем дети. Ошибка: составляют рассказ. Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.Первый этап — подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операции над множествами. Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть — целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на...», «меньше на...».На втором этапе нужно учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры. Детей учат устанавливать связи между данными и искомым и на этой основе выбирать для решения необходимое арифметическое действие. Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспи­татель знакомит детей со словом задача и при разборе состав­ленной задачи подчеркивает необходимость числовых данных и во­просов: «Что известно?», «Что нужно узнать?».На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учиты-вать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. При-бавить или вычесть число 1 они могут на основе имею­щихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа. Например, воспитатель просит ребенка принести и поставить в стакан семь флажков, а в другой — один флажок. Эти действия и будут содержанием задачи, которую составляет воспитатель. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое-трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значе­ние и характер вопроса. Основными элементами задачи являются условие и во­прос. В условии в явном виде содержатся отношения между число­выми данными и неявном — между данными и искомым. Анализ условия подводит к пониманию известных и к поиску неизвест­ного. Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу — это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ. Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив струк­туру задачи, дети легко переходят к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простей­шей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос. Итак, на втором этапе работы над задачами дети должны:а) научиться составлять задачи; б) понимать их отличие от рассказа и загадки; в) понимать структуру задачи; г) уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым.Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания — задача третьего этапа.На предыдущей ступени дошкольники без затруднения нахо­дили ответ на вопрос задачи, опираясь на свои знания последовательности чисел, связей и отношений между ними. Теперь же нужно познакомить с арифметическими действиями сложения и вы­читания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и «записы­вать» с помощью цифр и знаков в виде числового примера.Итак, на третьем этапе дети должны научиться формулиро­вать арифметические действия (сложения, вычитания), различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.На четвертом этапе работы над задачами детей учат при­емам вычисления — присчитывание и отсчитывание единицы.Если до сих пор вторым слагаемым или вычитаемым в решае­мых задачах было число 1, то теперь нужно показать, как следу­ет прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Это позволит разнооб­разить числовые данные задачи и углубить понимание отношений между ними, предупредит автоматизм в ответах детей. Однако здесь нужно соблюдать осторожность и постепенность. Снача­ла дети учатся прибавлять путем присчитывания по единице и вычитать путем отсчитывания по единице число 2, а затем число 3.Присчитывание — это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6+3=6+1+1 +1=7 +1+1=8 +1=9.Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1:8 -3=8- 1-1-1 =7- 1-1 = 6 - 1=5.Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необ­ходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе число (второе слагаемое) следует присчитывать по единице; надо вспомнить лишь количественный состав этого числа из единиц. Этот процесс напоминает детям то, что они делали, когда считали дальше от любого числа до указанного им числа. При вычитании же чисел 2 или 3, вспом­нив количественный состав числа из единиц, надо вычитать это число из уменьшаемого по единице. Это напоминает детям упражнения в обратном счете в пределах указанного им отрезка чисел.






Наши рекомендации