Изучение и исследование конечных выключателей

Цель работы

Изучение принципа действия и экспериментальное определение выходных характеристик конечных выключателей (КВ).

Общие положения

Конечные (концевые, путевые) выключатели применяются для контроля (в основном ограничения) перемещения подвижных органов различных механизмов. В общем случае КВ, являющийся датчиком, состоит из чувствительного элемента (ЧЭ) и усилителя- преобразователя (УП), (рис. 4.1).

Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru

Рис. 4.1. Функциональная схема конечного выключателя

ЧЭ преобразует механическое перемещение в изменение какого-либо параметра электрической цепи (сопротивление, индуктивность, емкость, напряжение, ток). ЧЭ элемент содержит подвижный элемент (копир, экран, лепесток, магнит и др.), который, входя в зону действия ЧЭ, изменяет один из его внутренних параметров (нажимает на контакты и изменяет их состояние; перекрывает световой поток, изменяя тем самым ток в цепи фотодиода; изменяет индуктивное сопротивление катушек ЧЭ; создает сильное магнитное поле вблизи контактов геркона и т.д.). В зависимости от принципа действия ЧЭ различают КВ:

а) механические;

б) индуктивные;

в) фотоэлектрические;

г) на герконах.

УП усиливает и преобразует входную величину в изменение тока или напряжения.

Как правило, выходная характеристика КВ является релейной представляет собой зависимость выходного напряжения (тока) от перемещения подвижного элемента «х»:

Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru .

Основным требованием предъявляемые к КВ, является как можно большее значение коэффициента возврата Кв→1 (рис. 4.2):

Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru

Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru а) б)

Рис. 4.2. Графики изменения коэффициента возврата конечных выключателей:

а – с релейной характеристикой, б – с аналоговой

Абсолютная величина разницы перемещения срабатывания и размыкания КВ называется дифференциальным ходом. В некоторых типах КВ изменение выходной величины происходит не мгновенно, а нарастает по определенному закону (рис. 4.2, б), что объясняется физическими свойствами ЧЭ. Тогда в УП дополнительно ставят пороговый элемент, срабатывающий при достижении выходным напряжением (током) определенной величины. Часто на выходе УП включают контактный коммутационный аппарат (реле, контактор).

Лабораторный стенд

Лабораторный стенд предназначен для экспериментального определениявыходных Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru и временных Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru характеристик КВ (механического (МП-5), фотоэлектрического, индукционного БВКЗ-24 и на герконе КЭМ-3.

Порядок выполнения работы

4.1. Определить выходные характеристики КВ при перемещении подвижного органа КВ вправо и влево.

4.2. Определить зависимость изменения промежуточной величины ЧЭ КВ при его срабатывании и отпускании.

4.3. Необходимая аппаратура: осциллограф типа С1-68, микроамперметр типа

Содержание отчета

5.1. Принципиальные электрические схемы КВ и схемы их включения на стенде.

5.2. Характеристики и графики по п.п. 4.1 - 4.3.

6. Контрольные вопросы

6.1. Назначение и Классификация КВ.

6.2. Принцип действия и конструкция КВ.

6.3. Основные аналитические зависимости лежащие в основе КВ различных типов и характеристики КВ.

6.4. Характеристики некоторых промышленных КВ.

Лабораторная работа № 5

Изучение реле времени

Цель работы

Изучение реле времени, ознакомление с принципами автоматического управления пуском и торможением двигателя постоянного тока в функции времени.

2. Описание лабораторного стенда

Исследование автоматического управления пуском и торможением двигателя постоянного тока (ДТП) в функции времени и скорости проводится на лабораторном макете, принципиальная электрическая схема которого приведена на рис. 5.1.

Макет работает следующим образом: в исходном положении тумблеры К1 и К2 разомкнуты, первая и вторая ступень пускового реостата зашунтированы контактами реле 1Р1 и 1Р2, конденсаторы С1и С2 реле времени заряжены, транзисторы Т1, Т2 - закрыты.

При замыкании тумблера К2, подается напряжение на обмотку возбуждения двигателя. Нажатием кнопки «Пуск» подается питание на обмотку реле Р, реле Р включается и своим контактом 4Р подключает якорную цепь двигателя к сети - 110 В. Контакты реле 2Р, 3Р подключают конденсаторы С1, С2. к цепям разряда. Транзисторы Т1, Т2 открываются, срабатывают реле Р1 и Р2, которые своими размыкающими контактами включают в якорную цепь двигателя пусковой реостат (R1, R2). Блокировочный замыкающий контакт 1Р закорачивает пусковую кнопку, которая после этого может быть отпущена. Следовательно, с момента срабатывания реле Р начинается разгон двигателя в соответствии с первой искусственной механической характеристикой (характеристика «1» на рис. 5.2).

Через некоторое время, определяемое временем разряда конденсатора С1, срабатывает первое реле времени. Транзистор Т1 закрывается, реле Р1 обесточивается, контакт 1Р1 замыкается и закорачивает первую ступень пускового реостата R1.Начинается разгон двигателя согласно второй искусственной механической характеристике (кривая 2 на рис. 5.2). Через некоторое время, определяемое постоянной времени цепи разряда конденсатора С2, срабатывает второе реле времени (закрывается транзистор Т2 и обесточивается реле Р2), замыкается контакт 1Р2, который закорачивает вторую ступень пускового сопротивления R2. Двигатель начинает работать по естественной механической характеристике, кривая 3рис. 5.2.

Для динамического торможения включается тумблер К1 и нажимается кнопка «Стоп». При нажатии кнопки «Стоп» реле Р обесточивается и своим контактом 4Р отключает якорную цепь от сети; контакты реле Р, 2Р и ЗР подключают конденсаторы С1, С2 к источнику постоянного напряжения.

При включении тумблера К1 подается питание на обмотки реле РЗ и Р4, контакты этих реле (1РЗ, 1Р4) закорачивают якорную цепь двигателя, шунтируя сопротивления RЗ и R4

При уменьшении частоты вращения двигателя отключается реле РЗ, и якорная цепь двигателя замыкается на сопротивление R3.

Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru

При последующем уменьшении частоты вращения двигателя отключается реле Р4, в результате чего якорь двигателя замыкается на сопротивление R = R3 + R4. Механические характеристики двигателя постоянного тока, работающего в режиме динамического торможения, приведены на рис. 5.2.

Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru Рис. 5.2. Механические характеристики ДПТ

Изменение частоты вращения двигателя контролируется по вольтметру V (рис. 5.1), подключенному к сигнальной обмотке тахогенератора (ТГ).

При снятии пусковой диаграммы, диаграммы торможения, графиков изменения тока якоря и частоты вращения двигателя используется электронный осциллограф С1-68.

Порядок выполнения работы

3.1. Изучить работу лабораторного макета.

3.2. Снять механическую характеристику двигателя Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru .

3.3. Снять характеристики Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru и Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru при пуске и торможении двигателя для трех значений выдержки срабатывания реле времени 1 и 2.

3.4. Определить время срабатывания реле времени.

Содержание отчета

4.1. Принципиальная электрическая схема макета.

4.2. Временные диаграммы пуска и торможения двигателя,

4.3. Механические характеристики двигателя.

4.4. Время срабатывания первого и второго реле времени 1 и 2.

5. Контрольные вопросы

5.1. Принцип работы лабораторного макета.

5.2. Методика снятия характеристик Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru и Изучение и исследование конечных выключателей - student2.ru .

5.3. Методика определения времени срабатывания реле времени.

5.4. Методика построения механических характеристик двигателя.

5.5. Режимы торможения ДПТ. Механические характеристики ДПТ в тормозных режимах.

5.6. Способы регулирования частоты вращения.

Лабораторная работа № 6

Наши рекомендации