Деловая игра «Инвалидное кресло»
Описание деловой игры
Перерабатывающий завод, на котором действуют передовые методы организации производства, заслужил высокую оценку как в нашей стране, так и за рубежом. На завод требуется принять сотрудника на должность координатора программ, в чьи обязанности входит организация и исполнение всех функций, связанных с приемом посетителей и гостей из других организаций, которые примерно раз в месяц приезжают для осмотра завода. Отдел по связям с общественностью настаивает, чтобы с посетителями обращались как с весьма важными персонами и уделяли им максимум внимания.
Кандидат обладает высокой квалификацией и приятен в общении, владеет несколькими языками и мог бы идеально подойти на эту должность за исключением одного обстоятельства - он прикован к инвалидному креслу. Хотя в принципе руководство организации не возражает против приема на работу людей с физическими ограничениями, все же оно сомневается, сможет ли данный кандидат выполнять эту работу. Например, каким образом он сможет ездить в аэропорт встречать прибывших гостей, устраивать их в отель, организовывать осмотр завода и т.п.?
Постановка задачи
Сформулировать и обеспечить благоприятные условия для найма людей с физическими или умственными ограничениями.
Методические указания
Наем в организацию сотрудников с ограниченными возможностями предполагает определение:
• условий найма кандидатов с ограниченными возможностями;
• аргументов «за» и «против» найма таких кандидатов;
• преимуществ при приеме на работу (по законодательству и помимо него), предоставляемых людям с ограниченными возможностями.
Описание хода деловой игры
1. Деловая игра рассчитана на 2 часа аудиторных занятий.
2. Студенты делятся на группы от 5 до 12 человек. Из всех студентов выбираются два добровольца для исполнения ролей менеджера по подбору персонала и кандидата на вакантную должность, которых просят покинуть аудиторию на 15 мин, чтобы ознакомиться со своими ролями.
3. В это время в группах происходит общее обсуждение проблемы. Аудитории могут быть заданы следующие вопросы: «Если бы Вы хотели получить какую-либо работу, а один из кандидатов обладал бы такой же квалификацией, как иВы, но при этом получил работу только по той причине, что у него ограниченные возможности, что бы Вы почувствовали?»
4. По прошествии 15 мин обсуждение заканчивается с предложением вернуться к нему позже. Копии ролей раздаются остальным членам групп, затем в аудиторию приглашаются исполнители ролей. Они разыгрывают ситуацию. Менеджер компании должен в течение всего собеседования стоять, а кандидат - сидеть.
5. Затем следует повторить игру несколько раз с разными парами участников, а затем сравнить различные интерпретации. Второй и последующим парам участников можно не выходить из комнаты для изучения своих ролей, так как они уже видели разыгрываемую ситуацию в исполнении других участников.
Ситуация «Ценностные ориентации при выборе работы»
Описание ситуации
Молодой специалист заканчивает высшее учебное заведение по специальности «Менеджмент». Ему предлагают работу в нескольких организациях, каждая из которых располагает разными возможностями удовлетворения сложившихся у молодого специалистов запросов.
Постановка задачи
Каким ценностным ориентациям отдаст предпочтение молодой специалист при выборе своей будущей работы? Проранжируйте их, используя метод попарных сравнений (табл. 6.4).
Таблица 6.4
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Ценностные ориентации | Ранг |
1 Хорошо зарабатывать | |
2 Получать отпуск в удобное время | |
3 Работать в нормальных санитарно-гигиенических условиях | |
4 Работать в дружном, сплоченном коллективе | |
5 Получить жилье или улучшить жилищные условия | |
6 Повышать свое профессиональное мастерство | |
7 Наиболее полно использовать способности и умения | |
8 Получать, ощущать общественное признание за свои трудовые достижения | |
9 Активно участвовать в управлении производством | |
10 Иметь надежное рабочее место | |
11 Власть и влияние (право принимать решения) | |
12 Продвижение по службе | |
13 Соответствие интересов на работе и вне ее | |
14 Общение с интересными, эрудированными коллегами | |
15 Иметь спокойную работу с четко определенным кругом обязанностей | |
16 Иметь хорошее обеспечение в старости |