Управление в функции скорости

Для реализации этого способа требуется аппаратура, контролирующая скорость непосредственно или косвенно. Чаще контролируется косвенно по напряжению на якоре, по величине ЭДС ротора, по частоте тока ротора. Управление идет в функции UЯ, Eр, fр, s, но все в рамках функции скорости.

Схема пуска ДПТ

Управление в функции скорости - student2.ru
Типовая схема пуска ДПТ в функции скорости представлена на рисунке 2.8, где приняты обозначения: М – двигатель постоянного тока; R1, R2 – ступени пускового реостата; КУ1, КУ2, КЛ – контакторы ускорения и линейный контактор; РУ1, РУ2 – реле времени с отсчетом уставки; R3 – дополнительное сопротивление для изменения уставки реле РУ2; КнС, КнП – кнопки Стоп, Пуск (SB1 SB2).

 
  Управление в функции скорости - student2.ru

Механические характеристики и диаграммы токов, скорости и напряжения во времени представлены на рисунке 2.9.

Достоинства схемы:

- простота схемного решения;

- возможность применения однотипных реле напряжения для двигателей разной мощности, но с одинаковым напряжением сети;

Недостатки:

- трудность настройки КУ на разные напряжения срабатывания;

- tп = f(Mс, J);

- возможна задержка пуска на промежуточной ступени и перегрев пускового резистора (Мс'>Мс). При моменте Мс''>Мс двигатель остается работать на искусственной характеристике (установившийся режим).

Типовой узел для торможения противовключением АД с КЗ

Чаще управление в функции скорости применяют для организации торможения противовключением АД с КЗ ротором.

Схема торможения противовключением АД с КЗ ротором приведена на рисунке 2.10, где приняты обозначения: РКС – реле контроля скорости (SR); WустРКС = (0,03 – 0,05)W0.

Управление в функции скорости - student2.ru

Вращение вперед – W > WустРКС замыкается 1..3; вращение назад – W > WустРКС замыкается 1..2; КВ, КН – контакторы вперед и назад; РБ – реле блокировочное (вводит в действие РКС только при нажатии КнС).

Исходное состояние: включен контактор КВ.

Работа схемы: для останова двигателя следует кратковременно нажать КнС. Включается РБ и контактор противоположного направления вращения, меняется чередование фаз статора электродвигателя, следовательно, двигатель переходит в режим торможения противовключением, которое происходит до тех пор, пока не разомкнутся контакты РКС (при W = 0).

Для реверса двигателя КнС нажимать не надо. Достаточно нажать кнопку противоположного направления. Электродвигатель перейдет в режим торможения противовключением, а затем разгонится в противоположном направлении.

Управление в функции тока

Для организации этого способа необходимы электрические аппараты, контролирующие ток – реле тока, которые при определенных значениях тока вводят или выводят сопротивления из силовых цепей. Для повышения точности (уменьшения колебаний) тока используют реле с высоким коэффициентом возврата:

Кв = Iотп /Iср ® 1.

Токовое реле в процессе регулирования тока вибрирует с частотой 10 – 20 Гц. Способ применяется редко, наиболее распространен в приводах постоянного тока с двухзонным регулированием скорости (регулирование скорости во второй зоне за счет ослабления поля двигателя).

Схема пуска ДПТ НВ

 
  Управление в функции скорости - student2.ru

Типовой узел, реализующий управление в функции тока представлен на рисунке 2.11, где приняты обозначения: Rп = R2+R1; РУП – реле управления полем; Rвд – введенное сопротивление, от которого зависит скорость во 2-ой зоне.

Реально Iотпруп = Iсрруп, ТвS = LB/RBS.

ТвS при уменьшении потока – ТвS = LB/(RBS+Rвд). ТвS при увеличении потока – ТвS = LB/(RB), то есть ослабление потока идет с большей интенсивностью, чем увеличение (см. рисунок 2.12).

 
  Управление в функции скорости - student2.ru

При выходе двигателя во вторую зону регулирования скорости нагрузка на валу двигателя уменьшается. При скорости во 2 зоне Wс(2) = 2Wн статический момент равен Мс = Мн/2 (см. рисунок 2.13).

 
  Управление в функции скорости - student2.ru

При Мс =const Mc(1) = cмIc(1)Фн = Mc(2) = cмIc(2)Фу, откуда следует Ic(2) = Ic(1) Фну; iЯ = (Uн – ceФнW) / Ra.

При уменьшении поля поток ослабляется в большей степени, чем увеличивается W, поэтому ток якоря растет. При увеличении поля ток якоря растет.

Работа схемы: данный узел начинает работать после включения контактора КУ2, т.е. при выходе двигателя на ЕХ. От броска тока срабатывает РУП и вновь шунтирует Rвд (до этого оно шунтировалось контактором КУ2). Разгон продолжается на ЕХ до момента времени, когда ток якоря станет равным току отпускания РУП. Реле РУП выключается, в цепь обмотки возбуждения вводится Rвд, происходит ослабление поля, ток якоря увеличивается. При токе якоря равным току срабатывания РУП оно (РУП) зашунтирует Rвд, поле электродвигателя начнет увеличиваться, но значительно медленнее, ток якоря начнет уменьшаться.

Процесс повторится несколько десятков раз, пока поле выйдет на Фу, которое соответствует определенному положению движка Rвд.

В мощных системах АЭП РУП включает свой контактор управления полем (КУП), который вызывает включение и отключение добавочного сопротивления. При резком изменении положения движка Rвд также будет идти вибрационное управление, т.е. управление функцией тока.

Достоинства: простота реализации метода.

Недостатки:

- для каждого электродвигателя нужен свой электрический аппарат (РУП);

- время пуска является функцией Мс и момента инерции.

Управление в функции пути

Это чисто технологическое управление, для реализации которого необходимы электрические аппараты, контролирующие путь (конечные или путевые выключатели), которые в определенном положении подвижных частей механизма вызывает пуск, реверс, останов, переход на малую скорость и т.д.

Наши рекомендации