Групповое поведение, групповые нормы поведения

Организация не является суммой составляющих ее индивидов, а представляет собой систему взаимоотношений между группами людей. Отношения между группами и внутри каждой группы сложны и неоднозначны. Эффективность работы может быть минимальной, т.к. из вполне нормальных людей может составиться невротическая группа, которая не сможет принимать согласованные решения и достигать цели.

Параметрами эффективности группы являются размеры группы, личностные характеристики членов группы, однородность (гетерогенность) и разнородность, четкая организация. Группы однородные по возрасту, способностям, навыкам, квалификации, взглядам действуют более эффективно, разнородность группы по какому-либо признаку может служить источником конфликта. Группа это основа организации. Или, можно сказать, что каждая организация, в которой происходит непосредственное общение, взаимодействие работников, рассматривается как малая социальная группа.

Управлением поведения группы является наиболее сложной задачей, в сравнение с индивидуальным поведением. Группа– это относительно обособленное объединения определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависимых друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Характеристики группы:

1. Размер.

2. Состав группы.

3. Групповые нормы.

4. Сплоченность группы.

5. Групповое единомыслие.

6. Конфликтность.

7. Статус членов группы.

8. Распределение ролей.

По статистическим данным оптимальное количество членов группы- 5 человек, для проведения собраний и совещаний в среднем 7-9 человек, наиболее точные решения принимаются группой 5-11 человек. В группе из 5 человек все работники обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в больших или меньших группах. В меньших группах возрастает доля персональной ответственности. В группах с большим количеством работников возникают затруднения в общении. Парная работа признана во всем мире одной из самых эффективных.

Группы предназначены в организации для:

- распределения работы;

- осуществления управления и контроля за работой;

- решения проблем и принятия решений;

- обработки информации;

- сбора идей и информации о нововведениях;

- проверки и ратификации решений;

- осуществления координации и связи;

- повышения чувства ответственности и причастности к делам;

- ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации;

- проведения расследований или наведения справок о прошлой деятельности.

Могут быть и другие менее формальные задачи.

Естественен вопрос: какой смысл индивидууму принадлежать к группе? Это необходимо для:

- удовлетворения социальных потребностей;

- формирования личности;

- получения помощи и поддержки, необходимых для выполнения частных задач;

- равноправного участия и помощи в общей деятельности.

Иными словами, как отмечалось ранее:

- группы необходимы для обеспечения человеку психологического «дома» - «ячейки в сотах»;

- группы в челом предлагают меньше идей, чем отдельные работники, но группа дает лучшие идеи: с лучшей проработкой, со всесторонней оценкой, с большой степенью ответственности за них;

- группы принимают более рискованные решения, чем отдельные члены группы.

Групповое поведение, групповые нормы поведения - student2.ru

Группы бывают большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

организации.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:

• прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

• наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;

• внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей;

• общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;

• определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени.

Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся».

Групповое поведение, групповые нормы поведения - student2.ru

Рис. Классификация групп

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

• социальные классы;

• различные этнические группы;

• профессиональные группы;

• возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Основными факторами, объединяющими людей в группы являются:

1. Потребность в безопасности;

2. Группа гарантирует человеку определенный статус;

3. Группа удовлетворяет потребность в оценке, уважении и признании;

4. Только группа может удовлетворить потребность в принадлежности – аффилации;

5. Группа предоставляет возможность удовлетворить потребность во власти.

Синергический эффект состоит в том, потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциалов и возможностей отдельных ее элементов, что обусловлено взаимной поддержкой и дополнением. Плохая координация может привести к отрицательному эффекту. Команда предполагает четкую координацию и организацию совместной деятельности ее членов, т.е. в ряде случаев возможно снижение результатов деятельности объединившихся элементов вследствие неорганизованности.

Одной из важнейших характеристик группы является групповая сплоченность. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группыоставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой. На групповую сплоченность оказывает влияние различные факторы, которые могут какповышать ее, так и существенно ее снизить.

Групповое поведение, групповые нормы поведения - student2.ru

Групповые нормы – общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.

Основные нормы можно свести к следующим типам:

1. Нормы деятельности – ее производительность, качество, сроки выполнения заданий.

2. Нормы, связанные с распределением ресурсов – регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения и т.д.

3. Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений.

4. Организационные нормы.

В группе достигается большая результативность деятельности в сравнении с организацией индивидуального выполнения тех же задач за счет:

• обеспечения комплексного подхода в результате привлечения к работе в группе специалистов различных областей;

• повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения;

• коллективного опыта и большей информированности членов группы;

• высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс; при этом

сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и

повышается ответственность за выполнение его результатов;

Использование групповых норм работы способствует индивидуальному развитию членов группы. Группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой.

Эффективность групповой деятельности является важной составляющей общеорганизационной эффективности. Важнейшими критериями ее могут служить:

• достижение целей, стоящих перед группой;

• удовлетворенность членов группы своим трудом;

• индивидуальное развитие членов группы.

Эффектность групповой деятельности зависит от следующих условий и факторов:

• от состояния жизнедеятельности и устойчивости функционирования организации;

• от причины образования групп и ее предназначения;

• от поддержки внешнего окружения;

• от индивидуальных особенностей членов группы;

• от способов влияния на поведение членов группы со стороны лидеров и менеджеров (типы власти, стили руководства);

• от уровня организованности групповых процессов;

• от эффективности межличностных коммуникаций и качества информации;

• от состояния внешней и внутренней среды организации;

• от применяемых технологий мотивации.

Всякая группа проходит в своем развитии три стадии:

1. Стадия первичного синтеза – главным является процесс адаптации, «узнавания» друг друга в группе.

2. Стадия дифференциации – группа распадается на отдельные небольшие группы 2-5 человек, которых можно классифицировать, как актив, поддерживающий основную деятельность, дезорганизаторы, противодействующие основной деятельности, и пассив – безразличный основной деятельности.

3. Стадия окончательного синтеза – превращение группы в команду.

Наши рекомендации