Управление и его характеристики.

Дисциплина «Основы менеджмента»

Лекционный материал.

Введение:

Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.

Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.

( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)

Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.

Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.

Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.

Общая теория управления.

Это законы, принципы, правила.

Всеобщими принципами управления являются:

1. системность.

2. детерминированность (определяемость, однозначная определенность).

3. управляющий параметр или параметры (параметры, на которые можно оказывать прямое воздействие в соответствии с теми или иными требованиями).

4.обратная связь.

5.направленность.

Взаимодействие компонентов или элементов социально-экономической системы происходит по кибернетической модели менеджмента.

Управление в рыночной экономике.

Роль экономического «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок.

Его основной принцип, принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения — что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями.

Проблемы управления в рыночных условиях:

- ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.

- производство тех видов товаров, которые пользуются наибольшим спросом

и гарантируют получение прибыли.

- обеспечение эффективности в деятельности.

Менеджмент как современная теория управления социально- экономическими системами.

Развитие бизнеса показывает,

что спрос на хороших

менеджеров растет

быстрее чем

возможности их

подготовки.

Питер Друкер

03.05.

Становление и развитие менеджмента как науки.

Наиболее признанными являются четыре подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления:

1. Подход, основанный на выделении различных школ. (включает 4 школы.)

2. Процессный подходк менеджменту (управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

3. Системный подход к организации(организация и внешняя среда, в которой она функционирует, рассматривается как одно целое).

4. Ситуационные теории(основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией).

I подход:

Год – рождение менеджмента.

  1. Это время перехода американского рыночного капитализма от торговой стадии к промышленной.
  2. Появилась свобода получения прибыли, что усилило долевую активность промышленных капиталистов.
  3. Благодаря исследованиям американского инженера Фредерика Тейлора, наука управления была выделана в отдельную область знаний.

Анри Файоль считается «отцом научного менеджмента», объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, кроме того он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто.

Школа административного управления возникла в ответ на рост крупных организаций. Она занималась выработкой механизма управления крупными промышленными гигантами с позиций верхних уровней управления.

Анри Файоль (француз) был управляющим угольной компании и

приложил основные принципы управления фирмой с точки зрения администрации:

1. Принцип единогласия, когда полная ответственность за работу любого экономического объекта должна быть возложена на его руководителя.

2. Любой экономический объект имеет иерархическую структуру уровней управления, во главе каждого элемента – руководитель.

3. Подчинение индивидуальных интересов общим.

4. Централизация власти.

5. Порядок и дисциплина.

6. Равенство.

7. Принцип инициативы.

8. «Честь мундира» и т.д.

III подход

Системный подход

Усиление взаимодействия и переплетение всех сторон деятельности

организации, в том числе производственной, финансовой, маркетинговой,

социальной привело к формированию в середине ХХ века так называемого

Системного подхода.

В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга воздействие.

Системный подход — это:

- применение теории систем в менеджменте;

- способ мышления менеджеров по отношению к организации и управлению.

Чтобы понять, что системный подход помогает руководителю более эффективно достигать целей организации, необходимо определить, что такое система.

Усвоим, система -это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.

Все организации являются социотехническими системами, так как в них наряду с техникой работают люди.

Системный подход предполагает рассмотрение организации в виде открытой

системы, которая характеризуется взаимодействием с внешней средой.

В соответствии с этим подходом любая организация является открытой для внешней среды социально-технической системой, которая может быть представлена в виде канонической модели.

Кибернетическая

IY подход

Ситуационные теории

Центральный момент ситуационной теории- ситуация.

Ситуация- это конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время.

Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуационных различиях (переменных) между организациями и внутри самих организаций.

Авторы ситуационных теорий предлагают увязывать методы и приемы управления с конкретными ситуациями, для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Соответственно организации по виду делятся:

1.Статическая (пространственная). Она определяет состав между образующими целое частями, затем состав самих частей их размещения и взаимное расположения, т.е. она устанавливает строение и ее частями является структура, спецификация (перечень, список), площадь, коммуникации.

2.Динамическая, которая определяется во времени последовательной реализации связей между частями целого, и их распределения во времени.

Целым в такой организации является процесс, а элементами действия и правила их выполнения.

Внутреннее строение организации помимо кибернетической модели может быть представлена в виде иерархической или сетевой модели взаимодействия элементов системы.

Иерархическая модель.

Система (предприятие, фирма, корпорация)

Элементы (участки, бригады,)
Управление и его характеристики. - student2.ru

Иерархияэто тип структуры, при которой наиболее мелкие части располагаются на более низких уровнях или ступенях и подчиняются более крупным стоящим на более высоких уровнях частям.

Система управленияимеющая два уровня управления называется плоской, более двух уровней управления высокой структурой управления.

Сетевая модель.

Управление и его характеристики. - student2.ru

О - факты свершения событий процессы, этапы, стадии трудовой деятельности.

→ - процесс трудовой деятельности.

Сетевая модель всегда имеет исходные и завершающие события.

Например,

если предприятие функционирует в стабильной внешней среде, то рекомендуется использовать методы и способы классической концепции управления.

Если внешняя среда обладает высокой степени неопределенности и быстрой изменчивостью, то эффективно применять методы неоклассической концепции.

Таким образом, менеджеру необходимо правильно проанализировать ситуацию, для чего используется как внешние переменные (ситуационные факторы), так и внутренние переменные.

Метод Гантта

Используется для укрупненного и поэтапного планирования НИОКР.

Наличие типовых стадий, этапов, перечней необходимых основных работ с учетом трудоемкости их выполнения позволяет управлять проведением НИОКР по средствам выполнения следующего алгоритма:

1) Выявить по каждому из этапов перечень необходимых работ согласно технологии.

2) Разделить этапы (или составляющие их работы) между подразделениями и исполнителями согласно производственной структуре организации.

3) Определить по конструкторским нормативам или по информационной базе работ аналогов объемы (трудоемкости) этапов (или составляющих их работ) в единицах времени, а также их ориентировочные сметные стоимости.

4) Определить фактическое количество исполнителей.

5) Рассчитать длительность (продолжительность) цикла выполнения каждой работы (этапа) по формуле:

Тцi =Gi*К согл.* К перерывов/ F действит. раб.* Ri*К выполн. норм. , где

Gi - объем, трудоемкость выполнения I-го этапа (работы) (нормо-часы, раб. Дней, недели).

К согл. – коэффициент согласования, учитывающий время на внесение изменений, дополнит. согласований., утверждений в документацию, не предусмотренные нормативами.

К согл.>=1

К пер. – коэффициент перерывов, учитывающий перерывы в работе (>=1).

F д. раб. – действительный фонд времени работы одного исполнителя; согласно трудовому кодексу РФ ( с января 2002 года) 40 часов/неделю.

6. Определить сроки начала и окончания каждой работы (этапа) и составить диаграмму Гантта в виде таблицы, применяя разумно-возможное совмещение (запараллеливание), т. е. Определить оптимальное Тц НИОКР.

Для НИОКР диаграмма Гантта изображается в виде следующей таблицы:

Управление и его характеристики. - student2.ru

Tyi = 19 недель

Величина G смещ. и возможного запараллеливания (совмещения) во времени может быть установлено после составления и расчета моделей сетевого планирования и управления (СПУ).

Изначально модель СПУ была разработана в США в 1968 году и стала применяться при управлении сложными проектами или комплексами работ. Ее исходное название метод РЕRT (program evalution and revier techn.) - техника обзора и оценки программы.

Этот метод имеет 2 вида:

1) PERT-time- по времени

2) PERT-cost- по стоимости

СПУ основана на сетевой модели (графики изображаются в виде ориентированного графа для логико-математического описания хода разработки). Она состоит из безмасштабных стрелок, обозначающих процессы работы кружков, обозначающих факт выполнения работы (свершенные события). Работы могут быть фиктивными, т.е. не требующие затрат времени или средств, а только отображающих логическую связь между событиями, тогда они обозначаются пунктирными стрелками.

Имеет только одно начальное и одно конечное событие, которое обозначается заглавной буквой, текущая работа обозначается маленькой буквой.

Пример:

Управление и его характеристики. - student2.ru

При построении сетевого графика соблюдаются следующие правила:

1) Желательно направление стрелок слева на право.

2) Минимум количество пересеченных стрелок.

3) Недолжно быть тупиков и висящих событий.

4) Каждая работа определяется однозначно.

Над стрелкой проставляется оценка в единицу времени либо в единицу стоимости.

Любая последовательность работ в сетевом графике следующих друг за другом называется путем. Полный путь- это непрерывная последовательность взаимосвязи работ и событий, ведущая от исходного первого до завершающего шестого события.

Изображается полный путь h-может быть любое количество.

Полный путь имеющий максимально продолжение называется критическим, так как именно он определяет реальный срок завершения всей разработки. Все неполные пути обозначаются l.

Основной расчет параметров в сетевом графике:

  1. Критический путь.
  2. Ранние и поздние сроки свершения каждого события.
  3. Ранний и поздний срок начала каждой работы.
  4. Ранний и поздний срок окончания каждой работы.
  5. Резерв i-го этапа и работы.

Топология сетевого графика может быть как определенной, так и стохастической, т.е. вероятностной (установленной по оценке экспертов).

Принципы менеджмента.

Принципы менеджмента- это основные, наиболее значимые правила управления. В принципах обобщены познания, законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления.

Принципы объективны, и вытекают из самой сущности развития общества, уровня развития его производственных сил, национальной культуры и т.д.

Факторы, определяющие принципы управления.

Закономерности управления

 
  Управление и его характеристики. - student2.ru

Формы собств. Социально-полит. структура
Духовное развитие
Управление и его характеристики. - student2.ru Управление и его характеристики. - student2.ru

 
  Управление и его характеристики. - student2.ru

Термин принципы управления впервые вел Ф.Тейлор в работе «принципы научного управления» 1911 год. Несколько позже А.Файоль сформулировал 14 принципов научного управления. Позже на основе обобщения практики управления в конце ХХ века учеными выработаны и другие принципы управления, среди которых наиболее значимыми являются:

- принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода к управлению

- принцип компетентности, обуславливающий необходимость знания менеджером системы управления

- принцип выделения ведущего звена и предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения.

- принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Дисциплина «Основы менеджмента»

Лекционный материал.

Введение:

Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.

Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.

( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)

Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.

Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.

Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.

Общая теория управления.

Управление и его характеристики.

Само слово управление мы слышим часто, а самоуправление присутствует во всех областях нашей жизни.

Управление различными техническими средствами, различными процессами, управление страной.

И хотя английское слово «менеджмент» переводится как «управление», эти два понятия не совсем одинаковы.

В энциклопедическом словаре слово «управление» - это функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических,) обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию их целевой программы.

В связи с данным определение целесообразно рассмотреть понятие «система».

В окружающем нас мире все носит системный характер.

Пример: Системами являются элементарные частицы, транспортные сети, коллективы фирм, жилые кварталы и т. д.

Система – целостная совокупность, выделенная из среды компонентов, объединенная в некоторую структуру определенным соотношением и выполняющая присущие ей функции на некотором интервале времени.

Система имеет свойства, которые дают возможность выразить и описать ее в определенных величинах, то, что соединяет элементы системы в единое целое называется связями системы.

Устойчивые существенные связи между элементами системы, форма ее организации есть структура системы.

Структура может претерпевать изменения по различным внутренним или внешним причинам, а также меняться по времени.

Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, следовательно управление многообразно.

В настоящее время можно выделить следующие виды управления (5 видов):

1. Техническое управление- управление технологическими процессами, движением технических средств (самолетов, автомобилей)

2. Государственное управление- управление социально-экономической жизнью общества через различные институты(правовая система, министерства, ведомства)

3. Идеологическое управление-внедрение в сознание человека (членов общества) концепций развития общества, формируемых различными политическими партиями.

4. Социальное управление- это негосударственное управление социальными процессами. Например, движение в защиту окружающей среды.

5. Хозяйственное управление — управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях.

Между всеми эти видами управления есть нечто общее.

Наши рекомендации