Глава I. Пояснительная записка.

Введение.

Гидравлическая система предназначена для питания рабочей жидкостью гидроусилителей, гидроцилиндра расстопоривания фрикциона ручки ШАГ-ГАЗ и цилиндра гидроупора. Для обеспечения высокой надежности и безопасности полетов на вертолете имеются основная и дублирующая системы. Основная система обеспечивает питание всех гидроагрегатов, а дублирующая - питание только гидроусилителей в случае отказа основной гидросистемы. Переход на питание гидроусилителей от дублирующей системы осуществляется автоматически при понижении давления в основной системе до 30±5 кгс/см². При повышении давления в основной гидросистеме до 35±5 кг/см² линия нагнетателя от насоса дублирующей системы соединяется с линией слива в бак, причем насос работает без нагрузки в режиме холостого хода. Насосы НШ-39М основной и дублирующей систем установлены на приводах главного редуктора вертолета, что обеспечивает работу гидросистемы при отказе двигателей и переходе вертолета на режим самовращения несущего винта. Подача жидкости к насосам обеих систем осуществляется из одного бака, разделенного герметичной перегородкой на две полости, чем обеспечивается раздельное питание насосов основной и дублирующей систем
Поддержание рабочего давления жидкости в гидросистеме в диапазоне от 45±3 кгс/см² до Глава I. Пояснительная записка. - student2.ru кгс/см² обеспечивается автоматами разгрузки насосов ГА-77В. Гидроусилители КАУ-ЗОБ и РА-60Б при работе в ручном режиме могут питаться как от основной, так и от дублирующей систем, а при работе комбинированном режиме - только от основной системы. Включение и выключение гидроусилителей осуществляется электромагнитными кранами ГА-74М/5 управляемыми из кабины экипажа Контроль за работой основной дублирующей систем обеспечивается двумя манометрами ДИМ-100К и сигнализаторами давления МСТ-35А в основной системе и МСТ-25А в дублирующей. В магистрали агрегатов, расположенных на значительном расстоянии от источников питания гидросистемы установлены дозаторы, которые предотвращают вытекание рабочей жидкости при повреждении трубопроводов.

Для проверки работы гидросистемы при неработающей силовой установке на левом борту фюзеляжа между шпангоутами № 12 и 13 установлен; бортовая панель с клапанами для под соединения шлангов наземной гидроустановки к основной и дублирующей системам.
Все агрегаты основной и дублирующей систем, за исключением насосов НШ-39М. гидроусилителей КАУ-ЗОБ, РА-60Б, гидроцилиндра фрикциона ручки ШАГ-ГАЗ, цилиндра гидроупора, смонтированы на панели гидроагрегатов, установленной в концевом отсеке капотов в непосредственной близости от насосов и гидроусилителей. Это значительно сокращает длину трубопроводов и обеспечивает удобство и быстрый монтаж и демонтаж агрегатов гидросистемы. Агрегаты гидросистемы соединены между собой трубопроводами и гибкими шлангами с помощью арматуры.

Основные технические данные.

Рабочая жидкость. Масло АМГ-10
Рабочие давление в соновной и дублирующей системе кгс/см². 45±3…. 65+8-2
Диапазон температур окружающей среды в которых обеспечивается работа гидросиситемы Сº. От -50 до +60.
Количество масла заливаемого в систему. Л. В том числе. Бак основной системы. Бак дублирующей системы. Трубопроводы.  
Допустимая температура рабочей жидкости Сº. +70
Давление в системе при которой насос переходит кгс/см² На рабочий режим. На холостой режим.     45±3 65+8-2
Минимальное давление при котором питание гидроусилителей переходит на дублирующую систему кгс/см². 30±5
Минимальное давление при котором присходит переключение с дублирующей на основную кгс/см² 35±5
Давление в газовой полости гидроаккумуляторов (при отсутствии давления в гидросистеме) кгс/см² 30±2

Глава I. Пояснительная записка.

Гидробак.

Гидробак(см. приложение №2)- сварной конструкции, выполнен из листового алюминиевого сплава АМцМ, состоит из двух днищ, обечайки с зигами для лент крепления, перегородки и арматуры для крепления трубопроводов.

Бак внутренней перегородкой разделен на два отсека, из которых раздельно подается жидкость к насосам основной и дублирующей систем. Через заливную горловину отсеки бака сообщаются между собой с целью предотвращения переполнения одного из отсеков при работе системы. В заливной горловине установлены сетчатый фильтр и пробка с мерной линейкой для контроля за количеством жидкости в баке. Пробка в закрытом положении затягивается траверсой. Сверху на заливную горловину установлена крышка. На днищах бака установлены мерные стекла для визуального контроля за уровнем жидкости в баке.
В верхней части обечайки имеются штуцера и для подсоединения трубопроводов слива жидкости от автоматов разгрузки насосов. Под этими штуцерами в баке установлены трубки с большим числом отверстий малого диаметра для устранения пенообразования при работе насосов в режиме холостого хода. К штуцерам и подсоединены дренажные трубопроводы, к штуцерам - трубопроводы слива жидкости из гидроагрегатов, а к двум боковым штуцерам - трубопроводы слива жидкости из гидроусилителей. К штуцерам тройников и, установленных в нижней части бака, подсоединяют всасывающие трубопроводы от насосов и бортовых всасывающих клапанов. Снаружи отсек бака основной системы окрашен серой эмалью, а отсек бака дублирующей системы - зеленой. Бак крепится внутри гидропанели посредством двух стяжных лент и тандеров. Под ленты проложены войлочные прокладки.

Насос НШ-39М.

Насосы НШ-39М - шестеренного типа высокого давления, предназначены для подачи жидкости под давлением к гидроусилителям КАУ-ЗОБ и РА-60Б. Насосы крепятся к главному редуктору вертолета. В литом корпусе изготовленном из алюминиевого сплава, установлены ведущее и ведомое зубчатые колеса, подвижные и неподвижные диски с кольцами, наружные кольца игольчатых подшипников, стакан с двумя армированными уплотнительными манжетами и резиновыми кольцами . Резиновые кольца обеспечивают уплотнение камеры В. Стакан в корпусе фиксируется стопорным кольцом. На хвостовике ведущего зубчатого колеса 6 имеются шлицы, на которые установлена шлицевая втулка для соединения с приводом насоса на главном редукторе. Для отвода просочившейся жидкости из крышки в полость Б предусмотрен канал Д, а для контроля за работой уплотнения хвостовика ведущего зубчатого колеса в корпусе имеется канал К. Зубчатые колеса имеют цапфы с буртиками для монтажа игольчатых подшипников. В крышке корпуса насоса установлены штуцера всасывания и нагнетания. Корпус и крышка стянуты шпильками, уплотнение разъема обеспечивается резиновым кольцом. Для крепления насоса к редуктору на корпусе имеется фланец. При вращении зубчатых колес жидкость из полости всасывания Б заполняет впадины зубьев и переносится в камеру нагнетания А. Объем камеры А за счет зубчатого зацепления уменьшается, и жидкость вытесняется в нагнетающую полость насоса. С целью уменьшения утечки жидкости через торцовые зазоры зубчатых колес в насосе предусмотрены два подвижных бронзовых диска. Диски под давлением жидкости в полости В плотно прижимаются к торцам зубчатых колес, обеспечивая устранение зазора между торцами дисков и зубчатых колес. Жидкость в полость В подается из нагнетающей полости насоса через канал Г, представляющий собой проточку, выполненную в корпусе насоса.

Рабочее давление кгс/см²
Максимальное давление кгс/см²
Номинальное число оборотов об/мин
Номинальная производительность при 2500 об/мин и давлении 65 кгс/см², л/мин  

Фильтр 8Д2. 966. 017-2

Фильтр состоит из корпуса, стакана, фильтрующего элемента, перепускного и перекрывного клапанов(см. Приложение №4).
Корпус фильтра отлит из алюминиевого сплава, имеет два резьбовых отверстия, в которые ввернуты подводящий и отводящий штуцеры. В центральной расточке корпуса вмонтировано перекрывное устройство, состоящее из перепускного клапана с пружиной, перекрывного клапана с пружиной и седла.
Стакан изготовлен из алюминиевого сплава с резьбой на его цилиндрической наружной части для соединения с корпусом фильтра и канавкой под резиновое уплотнительное кольцо. Фильтрующий элемент представляет собой цилиндрический стальной каркас, на который снаружи напаяны внутренняя каркасная и наружная фильтрующая гофрированные сетки. Торцы каркаса совместно с сетками заделаны во втулки, которыми он центруется при установке в стакане и корпусе. Верхняя втулка имеет буртик, на который опирается клапан. Рабочая жидкость через штуцер входа и кольцевой зазор, образованный клапаном и седлом, поступает в стакан. Пройдя через фильтрующий элемент, очищенная жидкость через кольцевой зазор, образованный клапанами и , поступает к штуцеру выхода.
При засорении фильтрующего элемента, когда перепад давлений на фильтре увеличится до Глава I. Пояснительная записка. - student2.ru ) кгс/см2, открывается перепускной клапан, и рабочая жидкость через кольцевую щель между клапаном и верхней втулкой фильтроэлемента подается к штуцеру выхода. При демонтаже фильтроэлемента отворачивают стакан. При этом клапан под действием пружины перемещается и садится на седло, предотвращая вытекание рабочей жидкости из магистрали входа. Одновременно под действием пружины, установленной в направляющей, клапан перекрывает выход жидкости из магистрали нагнетания. Таким образом, количество рабочей жидкости, теряемое при снятии фильтрующего элемента, равно объему внутренней полости стакана.

Автомат разгрузки Га-77В.

Автомат разгрузки насоса ГА-77В предназначен для автоматического поддержания в гидросистеме рабочего давления жидкости в диапазоне от 45±3 до Глава I. Пояснительная записка. - student2.ru кгс/см2.(см. Приложение№5)В расточки корпуса отлитого из алюминиевого сплава, запрессовано пять стальных гильз с отверстиями для перепуска жидкости. В гильзах размещены обратный клапан с пружиной, поршень с пружиной, промежуточный золотник, командный золотник с плунжером и предохранительный клапан, состоящий из плунжера, клапана и пружины. Поддержание рабочего диапазона давления жидкости в системе обеспечивается регулировкой редукционной пружины 6 при помощи винтовой крышки. Для устранения влияния пульсации давления жидкости на работу автомата к плунжеру жидкость подводится непосредственно от гидроаккумулятора через дроссель в подводящем штуцере.
Внутри поршня имеется пружина, которая при малом давлении жидкости смещает поршень в крайнее правое положение. Для предохранения золотника от самопроизвольного перемещения в случае вибрации и толчков предусмотрен замок, состоящий из двух полуколец и пластинчатой пружины. Перемещаясь вправо, золотник нажимает на полукольца и раздвигает их. Полукольца при этом разжимают концы пластинчатой пружины и захватывают плотно буртик золотника.
В плунжере предохранительного клапана имеется радиальное отверстие диаметром 0,8 мм, через которое подводится жидкость под плунжер к шариковому клапану. Пружина оттарирована на открытие шарикового клапана при повышении давления жидкости под плунжером 78+10 кгс/см2.
Обратный клапан шарикового типа предохраняет перетекание жидкости из системы при переключении насоса на режим холостого хода. Для подсоединения автомата разгрузки насоса к магистралям гидросистемы в корпусе установлено пять штуцеров, которые имеют маркировку в соответствии с их назначением.

Гидроаккумуляторы

Гидроаккумуляторы предназначены для устранения пульсации давления жидкости в гидросистеме, обеспечения четкой работы автомата разгрузки насоса и восполнения повышенного расхода жидкости в начальный момент работы гидроусилителей(см.Приложение№6).

Гидроаккумулятор объемом 2,3 л сварен из двух полусферических обечаек, отштампованных листовой хромансилиевой стали. Верхняя обечайка имеет срез, к которому приварена горловина с буртиком и наружной резьбой под гайку крепления крышки.
Внутри корпуса гидроаккумулятора установлена резиновая сферическая диафрагма, верхний пояс которой зажимается гайкой между буртиком горловины и крышкой. Крепление диафрагмы и ее конструктивное выполнение обеспечивают во время работы деформацию лишь нижней ее части с минимальной кривизной изгиба. С этой же целью верхняя часть диафрагмы выполнена толще нижней, а на ее внутренней поверхности имеется утолщение в виде круглого резинового пояска, приклеенного к диафрагме. В крышку ввернут стандартный зарядный клапан, через который газовая камера гидроаккумулятора заряжается техническим азотом. К нижней обечайке приварен стакан, к которому накидной гайкой крепится крышка с резиновым уплотнительным кольцом. В крышку ввернут угольник для крепления нагнетающего трубопровода гидросистемы. В нижней части обечайки над камерой, образованной стаканом, просверлено большое число отверстий малого диаметра для равномерного поступления жидкости и предотвращения продавливания диафрагмы в стакан при отсутствии давления жидкости в гидросистеме. С этой же целью на диафрагме против сверлений сделано утолщение. При зарядке гидроаккумулятора азотом диафрагма плотно облегает всю внутреннюю поверхность корпуса. При подаче жидкости через штуцер она отжимает диафрагму от нижней полусферы и сжимает азот до рабочего давления с целью аккумулирования энергии и ее расхода в гидросистеме по назначению.

Дозатор ГА-172-00-2.

Дозатор ГА-172-00-2 предназначен для отключения трубопроводов соответствующих магистралей при их повреждении с целью предотвращения вытекания жидкости из системы.

В гидравлической системе установлены два дозатора. Дозатор установлен в магистрали подачи жидкости к цилиндру управления фрикционом ручки ШАГ-ГАЗ, а дозатор - в магистрали подачи жидкости к цилиндру гидроупора. Объем жидкости, проходящей через дозатор, необходимый для срабатывания его на отключение поврежденного участка, соответствует 400 см³(см.Приложение №1).

В корпусе дозатора установлена ступенчатая тонкостенная гильза(см. Приложение№10). Корпус и гильза образуют две кольцевые полости Ж и В, разделенные буртиком гильзы с уплотнительным кольцом. Со. стороны торца гильзы меньшего диаметра установлен глухой упор с радиальными отверстиями, сообщающими полость В с полостью штуцера А. Со стороны торца гильзы большого диаметра установлены пробка с седлом и диафрагмой. В диафрагме имеется калиброванное отверстие для сообщения полости Б с полостью К. В расточке гильзы установлены: клапан с поршнем и золотник с обратным клапаном. Золотник пружиной прижат к клапану, а плунжер обратного клапана - пружиной к внутреннему буртику золотника. Для сообщения кольцевых полостей Ж и Е в гильзе имеются радиальные отверстия Д. В корпусе со стороны большего его диаметра установлена пробка с уплотнительным кольцом, в которую ввернут штуцер подвода гидрожидкости. Дозатор работает следующим образом. Жидкость из полости штуцера Б проходит в полость Ж и через радиальные отверстия гильзы Д в полость Е. Давлением жидкости золотник перемещается в крайнее левое положение. Тогда поток жидкости из полости Е через радиальные отверстия Г проходит в полость В и через радиальные отверстия в упоре в полость штуцера А. При протекании жидкости через калиброванные отверстия Д устанавливается перепад давления р1 и р2. Одновременно жидкость из полости штуцера Б через отверстия в пробке и калиброванное отверстие диафрагмы поступает в полость К, вследствие чего устанавливается аналогичный перепад давлений по обе стороны диафрагмы. Справа к ней подходит жидкость под давлением р1, слева от нее давление становится равным р2. Так как клапан имеет массу, близкую к массе вытесненной им жидкости и перемещается с очень малым трением, то он передаст давление подобно гибкой мембране. Под действием перепада p1-p2 заполняется полость К, и клапан начинает перемещаться в сторону золотника. При любом расходе жидкости, протекающей через агрегат, перепад давления p1 - р2, изменяясь по величине, остается одинаковым для отверстий Д и калиброванного отверстия в диафрагме, поэтому и отношение между объемами жидкости, проходящей через отверстия Д и отверстие диафрагмы, остается постоянным при любых расходах. Так как через диафрагму проходит до запирания клапана всегда один и тот же объем жидкости, равный произведению площади сечения клапана на его ход, то и объем жидкости, проходящей через отверстия Д, а следовательно, и через весь дозатор, должен быть постоянным. При нормально действующих системах подвода жидкости к цилиндрам фрикциона и гидроупора, когда нет повреждений на участках между дозаторами и цилиндрами, объем жидкости, потребный для срабатывания поршней на фрикционе и гидроупоре, составляет незначительную величину. При прохождении этого объема через отверстия Д гильзы, через отверстие в диафрагме пройдет лишь небольшая часть этого объема, и клапан, сместившись влево, прекратит свое дальнейшее движение, так как давление в полостях К и Е выравнивается (магистраль замкнута). Таким образом, при отсутствии утечек жидкости на участке между дозатором и управляемым цилиндром клапан никогда не доходит до крайнего положения, и дозатор работает без отключения трубопровода.
Если же участок между дозатором и управляемым цилиндром фрикциона или гидроупора поврежден, то после прохода через отверстия Д гильзы 400 см3 жидкости через отверстие диафрагмы пройдет объем жидкости, достаточный для перемещения клапана в крайнее левое положение до упора в буртик гильзы. Полость Е окажется разобщенной от полости В, и доступ жидкости от крана ГА-192Т в линию с поврежденным участком перекроется.
При отключении гидроцилиндров фрикциона и гидроупора их магистрали через электромагнитные краны ГА-192Т связаны с линией слива жидкости, и она в этом случае проходит через дозатор в обратном направлении. Все подвижные детали дозатора давлением жидкости и усилием возвратных пружин устанавливаются в исходное положение. Для выхода жидкости из внутренней полости гильзы и золотника в полость Ж служит обратный клапан, состоящий из плунжера и пружины . Плунжер, перемещаясь вправо, открывает отверстия в золотнике, сообщая их с отверстиями Д гильзы . Диафрагма в этом случае отходит от седла , открывая свободный выход жидкости из полости К. Клапан становится в первоначальное положение.

Обратный клапан ОК-10А.

Обратный клапан ОК-10А предназначен для перепуска жидкости в одном заданном направлении и перекрытия магистрали гидросистемы при обратном потоке жидкости. Обратный клапан(см.Приложение №11) состоит из корпуса, поршня с отверстиями, пружины и штуцера с уплотнительным кольцом.

При движении жидкости в заданном направлении поршень перемещается, сжимая пружину, и обеспечивает свободный проход жидкости. При обратном потоке жидкости поршень усилием пружины и давлением жидкости прижимается к седлу и перекрывает проход жидкости.

Бортовая панель.

Бортовая панель подключения наземной гидроустановки расположена снаружи центральной части фюзеляжа между шпангоутами № 12 и 13 с левой стороны по полету. Панель закрыта крышкой, шарнирно установленной на петле, и фиксируется винтовым замком. На панели расположены два нагнетающих и два всасывающих клапана для подсоединения шлангов гидроустановки при проверке работы систем. По устройству клапаны нагнетания и всасывания аналогичны.

Глава I. Пояснительная записка. - student2.ru

Рисунок №14 Бортовая панель.

Клапан имеет корпус, в котором установлены: пружина, клапан, штуцер и заглушка, укрепленная на цепочке. Наконечники шлангов гидроустановки оборудованы упорами, которые при подсоединении к клапанам бортовой панели открывают их, тогда жидкость из бака гидросистемы подается к насосу гидроустановки и под рабочим давлением через клапан нагнетания - в гидросистему(см. Приложение№12).

Гидравлический упор.

Гидравлический упор предназначен для загрузки на земле ручки управления дополнительным усилием 12+3 кгс/см² при отклонении ее назад за пределы, соответствующие положению наклона тарелки автомат перекоса назад на угол 2°±12/.

Гидроупор установлен на стенке шпангоута 5Н и закреплен на кронштейн болтами против нижнего плеча верхней угловой качалки продольного управления. Он состоит из(см.Приложение№14): цилиндра, изготовленного вместе со штуцером, поршня со штоком, регулируемого винтового упора и буксы с уплотнительными кольцами. Винтовой упор ввернут в резьбовую расточку штока поршня и зафиксирован контргайкой.
Включение гидроупора производится механизмами, установленными на штоках камер низкого давления главных стоек шасси. Каждый из механизмов состоит из микровыключателя, коромысла с толкателем и пружины. При необжатом штоке камеры низкого давления амортизаторов тарелка автомата перекоса способна отклоняться назад на угол Глава I. Пояснительная записка. - student2.ru , что характерно для управления вертолетом в полете. После посадки вертолета шток камеры низкого давления амортизаторов обживается, и шлиц-шарнир складывается. При этом он через толкатель 9 поворачивает коромысло, которое освобождает концевой выключатель, в результате чего подается питание на электромагнитный кран ГА-192Т. Последний срабатывает и подает жидкость в цилиндр гидроупора. Под давлением гидрожидкости поршень перемещается, и винтовой упор через ролик качалки ограничивает диапазон ее поворота, а следовательно, и отклонение тарелки автомата перекоса назад на угол 2°+12'. Ограничение отклонения тарелки автомата перекоса назад препятствует удару лопастей несущего винта о хвостовую балку при посадке вертолета с большим утлом кабрирования. При необходимости увеличения угла наклона тарелки автомата перекоса назад на ручку управления необходимо приложить усилие не менее 12±3 кгс/см².
При отрыве вертолета от земли и выходе штоков амортизаторов шлиц-шарнир распрямляется, освобождая коромысло, которое с помощью пружины поворачивается и нажимает на концевой выключатель. При этом кран ГА-192Т выключается, и жидкость усилием от ручки управления выжимается из цилиндра гидроупора через кран и дозатор.

Гидроусилители.

Комбинированные гидроусилители КАУ-30Б и РА-60Б установлены в системе управления вертолетом и предназначены для снятия нагрузок с командных рычагов управления. На вертолете установлены три гидроусилителя КАУ-30Б в системах продольного, поперечного управлений и управления общим шагом несущего винта и один гидроусилитель РА-60Б в системе путевого управления. Все четыре гидроусилителя шарнирно монтируются в опорах, закрепленных шпильками на общем кронштейне, установленном на главном редукторе. Опоры имеют подшипники, в которых агрегат может осуществлять угловое перемещение в плоскости, перпендикулярной оси цапф. Входная качалка каждого гидроусилителя соединена с тягой проводки управления, идущей от командных рычагов управления. Штоки силовых цилиндров соединены с качалками продольно-поперечного управления и рычагом общего шага автомата перекоса, а шток РА-60Б соединен с качалкой сектора путевого управления. Шлиц-шарниры удерживают гидроусилители от радиальных поворотов. Посредством штепсельных разъемов гидроусилители подсоединены к электрическим цепям автопилота, а с помощью гибких шлангов соединены с гидросистемой вертолета. Ручное управление вертолетом с помощью гидроусилителей сводится к перемещению их золотников при отклонении командных рычагов управления. Штоки силовых цилиндров гидроусилителей через систему проводки управления изменяют наклон тарелки автомата перекоса или шаг рулевого винта со скоростью, пропорциональной скорости движения рычагов управления, и в направлении, соответствующем их отклонению. При остановке рычагов прекращается и перемещение управляемых органов.
На комбинированные режимы управления гидроусилители переключаются сигнальным давлением, поступающим от электромагнитных кранов ГА-192Т, и работают как от ручного управления, так и от сигналов автопилота в ограниченном диапазоне. При автоматической стабилизации вертолета от сигналов автопилота штоки гидроусилителей могут перемещаться в пределах 20% от полного хода штока. При этом рычаги управления остаются неподвижными, так как ручка продольно-поперечного управления фиксируется механизмами ЭМТ-2М, а ручка ШАГ-ГАЗ стопорится фрикционом. Гидроусилитель РА-60Б обеспечивает возможность медленной автоматической перегонки педалей управления в пределах полного диапазона их отклонения в случаях, когда потребный диапазон отклонения путевого управления для стабилизации превышает 20% его полного хода.

Гидроусилитель КАУ-30Б.

Гидроусилитель является гидроэлектромеханическим силовым агрегатом со следящей системой управления. При ручном управлении работа агрегата осуществляется по гидромеханическому принципу, а при комбининованном (когда гидроусилитель работает одновременно от ручного управления и от сигналов автопилота) - по гидроэлектромеханическому принципу.

Гидроусилительи клапан переключения поступает в канал А, а затем в среднюю проточку распределительного золотника ручного управления(см. Приложение №15). В случае отказа основной гидросистемы и включения дублирующей клапан 2 переключения давлением жидкости перемещается в противоположную сторону, и гидроусилитель переходит на питание от дублирующей системы. Из канала А жидкость параллельно поступает к клапану кольцевания силового цилиндра, распределительному клапану автопилотного управления и редукционному клапану. Давлением жидкости шарики клапана кольцевания прижимаются к своим седлам, которые разъединяют каналы В и Г, сообщающиеся с полостями силового цилиндра каналами М и Н. При отклонении ручки управления в ту или другую сторону через качалку соответственно перемещается и золотник. При этом жидкость из средней кольцевой проточки золотника поступает через каналы Д, В, М или каналы Е, Г, Н в одну из полостей силового цилиндра и перемещает исполнительный шток с необходимым усилием вправо или влево. Одновременно жидкость из противоположной полости силового цилиндра вытесняется в сливную магистраль через каналы Н, Г, Е, Б или через каналы М, В, Д, Б в зависимости от положения золотника. Движение распределительного золотника происходит до того момента, пока не остановится командный рычаг. При этом золотник ручного управления остановится, а головка вместе с исполнительным штоком продолжит движение до тех пор, пока буртиками золотника не перекроются каналы Д и Е. В результате этого жидкость в полостях силового цилиндра будет заперта, а шток зафиксирован вместе с проводкой управления вертолетом, идущей от гидроусилителя к автомату перекоса. При комбинированном управлении гидроусилитель работает от сигналов автопилота или одновременно от автопилота и ручного управления. Включение комбинированного управления производится посредством одновременной подачи сигнала на включение автопилота и электромагнитного крана ГА-192Т, который срабатывает и подает жидкость под давлением через штуцер V и клапан включения в канал для включения гидроусилителя на режим комбинированного управления. По каналу жидкость поступает к клапану кольцевания, который разобщает полости цилиндра комбинированного управления, и к плунжеру для расстопоривания штока с поршнем комбинированного управления. При этом головка агрегата получает возможность перемещаться относительно штока в пределах хода поршня в цилиндре комбинированного управления.
При подаче сигнала от автопилота в одну из обмоток поляризованного реле якорь поворачивается и через толкатель и пружину перемещает влево или вправо от нейтрального положения управляющий золотник. Камера Л соединяется с линией подачи или слива, что вызывает перепад давлений в камерах Л и К. Под действием неуравновешенных сил распределительный клапан следует за золотником, т. е. повторяет его движения.
При перемещении распределительного клапана вправо жидкость из канала А через кольцевую канавку клапана и канал С поступит в левую полость цилиндра комбинированного управления. Одновременно правая полость этого цилиндра через канал Т и левую кольцевую канавку клапана сообщается со сливным каналом Б, и вследствие перепада давления в полостях цилиндра головка гидроусилителя начнет перемещаться влево относительно штока с поршнем и распределительного золотника. При смещении корпуса головки гидроусилителя относительно золотника произойдет сообщение через кольцевую расточку золотника канала А с каналом через каналы Е и Г. Одновременно канал М через каналы В и Д. и левую кольцевую канавку золотника сообщится со сливным каналом Б.
Вследствие возникающего перепада в полостях силового цилиндра исполнительный шток переместится вправо вызывая перемещение органов управления. Так как головка гидроусилителя имеет возможность перемещаться относительно штока с поршнем на ±6 мм от нейтрального положения, что соответствует 20% от общего хода исполнительного штока, то и органы управления от сигналов автопилота переместятся в 20%-ной зоне от их общего хода. Такой диапазон управления от автопилота выбран с целью безопасности на случай отказа автопилота. При перемещении распределительного клапана влево происходит подача гидрожидкости под давлением в противоположные полости цилиндров, поэтому и направление движения исполнительного штока изменяется на противоположное.
При комбинированном управлении на гидроусилитель передается усилие пилота через ручку управления с одновременной коррекцией за счет соответствующих электрических сигналов от автопилота, обеспечивающих автоматическое устранение самопроизвольных отклонений вертолета, т. е. при ручном управлении вертолетом исполнительный шток гидроусилителя при перемещении командных рычагов перемещается в ту же сторону. Одновременно с этим в случае самопроизвольного отклонения вертолета автопилот посылает сигналы на поляризованное реле, от которых перемещается клапан 8, жидкость подается на перемещение цилиндра, и следовательно, корпуса головки гидроусилителя. Корпус перемещается относительно золотника, от которого жидкость по каналу А поступает в силовой цилиндр, перемещает его шток, и тем самым автоматически устраняется самопроизвольное отклонение вертолета.
Для предотвращения ухода вертолета в противоположную сторону с потенциометра ИПБ-45-1 гидроусилителя на вход агрегата управления автопилота поступает сигнал, противоположный по знаку управляющему сигналу. В дальнейшем потенциометр вырабатывает сигналы, пропорциональные перемещению головки относительно исполнительного штока.

При отключении комбинированного управления механизм возврата устанавливает головку гидроусилителя в нейтральное положение относительно поршня. При этом клапан кольцевания 16 сообщает между собой полости цилиндра комбинированного управления, что облегчает стопорение головки гидроусилителя стопором.
Выключение комбинированного режима работы гидроусилителей во всех системах управления осуществляется путем выключения автопилота. Кроме того, отключение канала высоты автопилота и режима комбинированного управления в гидроусилителе общего шага происходит при нажатии кнопки расстопоривания фрикциона ручки ШАГ-ГАЗ, т. е. когда возникает необходимость вручную изменить высоту полета.

При отсутствии давления в основной и дублирующей гидросистемах гидроусилитель преобразуется в жесткую тягу проводки управления. В гидросистеме имеется клапан кольцевания, обеспечивающий кольцевание полостей силового цилиндра через распределительный золотник ручного управления. Это дает возможность при неработающей гидросистеме вручную через командные рычаги и цепи управления вертолетом воздействовать на перемещение распределительного золотника, а от него через корпус головки на положение исполнительного штока и далее на управляемые органы.
При отклонении ручки управления перемещается золотник, и жидкость из одной полости цилиндра вытесняется, отжимает шарик клапана и далее через центральную кольцевую расточку в золотнике и каналы Д или Е (в зависимости от направления движения золотника) заполняет противоположную полость цилиндра. После остановки распределительного золотника за счет действия внешних сил на исполнительный шток последний займет новое необходимое положение.

Таблица №ХХХ Основные технические данные КАУ-30Б

Рабочее давление, кгс/см² от 45±3 до 65+8-2
Максимальное усилии, развиваемое гидроусителем при давлении в гидросистеме 65 кгс/см², и скорости штоув равной 0, кгс/см²   Не более 1700
Ход исполнительного штока, мм Полный Рабочий   74±2 70(по 35 в обе стороны)
Ход головки гидроусилителя от нйтрального положения при комбинированном управлении, мм   ±6
Ход распределительного золотника ручного управления, мм   Не более 12
Средняя скорость движения исполнительного штока при ручном управлении, при загрузки от 0 до ±1500 кгс/см², мм/с     Не более 60
Питание потанциометра ИПБ-45-1 Напряжение, В Частота, Гц  
Масса агригата. кг Не более 12

Гидроусилитель РА-60Б

Гидроусилитель РА-60Б является гидроэлектромеханическим исполнительным силовым механизмом, установленным в системе путевого управления вертолетом. По устройству, принципу действия и схеме работы гидроусилитель РА-60Б аналогичен гидроусилителю КАУ-ЗОБ и отличается от последнего тем, что имеет специальный механизм перегонки, концевые микровыключатели, другой профиль лысок распределительного золотника ручного управления и увеличенный диапазон его хода до 2,1 мм(см. Приложение №16). Механизм перегонки (механизм отключения обратной связи исполнительный шток - распределительный золотник ручного управления) позволяет расширить диапазон работы гидроусилителя при комбинированном управлении, т. е. при необходимости обеспечить полный ход исполнительного штока от электрических сигналов автопилота при комбинированном управлении двух микровыключателей. Двуплечая качалка шарнирно установлена на кронштейне, закрепленном к корпусу головки гидроусилителя. Верхнее плечо качалки развернуто в цилиндр, в котором размещены два стакана с установленной между ними пружиной. Нижнее плечо качалки заканчивается проушиной для соединения с тягой, связывающей качалку с нижним плечом качалки гидроусилителя. Скоба механизма винтами закреплена к нижней площадке носка штока комбинированного управления. Она имеет два регулировочных винта, установленные на одной оси со стаканами, двуплечей качалки. Скоба одновременно предотвращает поворот штока относительно головки с помощью направляющих подшипников, смонтированных в кронштейне. К заднему плечу скобы жестко закреплен рычаг с пружинным упором микровыключателей. Микровыключатели смонтированы на двух стойках, закрепленных винтами к нижнему фланцу корпуса головки гидроусилителя. Регулировочные винты ограничивают свободное перемещение верхнего плеча качалки механизма при относительных перемещениях головки. Разность между величиной свободного хода качалки из среднего положения до упора ее в регулировочный винт и величиной относительно хода головки от среднего положения до упора определяет смещение распределительного золотника ручного управления от среднего положения при перегонке.
Стаканы двуплечей качалки обеспечивают перемещение входной качалки гидроусилителя в сторону, противоположную перегонке, силой, при

Наши рекомендации