Экономика», профиль «Бизнес-аналитика»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФГБОУ ВО «Калининградский государственный университет»
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
ПОБЕГАЙЛО М.Г.
Методически указания по организации самостоятельной работы и выполнению контрольной работы для магистрантов заочной и очно-заочной форм обучения направления
Реферативный обзор
Реферат – это краткое изложение содержания первичного документа. Реферат-обзор, или реферативный обзор, охватывает несколько первичных документов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Общие требования к реферативному обзору: информативность, полнота изложения; объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста; корректность в оценке материала.
В реферативном обзоре студенты демонстрируют умение работать с периодическими изданиями и электронными ресурсами, которые являются источниками актуальной информации по проблемам изучаемой дисциплины.
Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Задачи реферативного обзора как формы работы студентов состоят в развитии и закреплении следующих навыков:
- осуществление самостоятельного поиска статистического и аналитического материала по проблемам изучаемой дисциплины;
- обобщение материалов специализированных периодических изданий;
- формулирование аргументированных выводов по реферируемым материалам;
- четкое и простое изложение мыслей по поводу прочитанного.
Выполнение реферативных справок (обзоров) расширит кругозор студента в выбранной теме, позволит более полно подобрать материал к будущей выпускной квалификационной работе.
Тематика реферативных обзоров периодически пересматривается с учетом актуальности и практической значимости исследуемых проблем для экономики страны.
При выборе темы реферативного обзора следует проконсультироваться с ведущим дисциплину преподавателем. Студент может предложить для реферативного обзора свою тему, предварительно обосновав свой выбор.
При определении темы реферативного обзора необходимо исходить из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал в периодической печати.
Реферативный обзор на выбранную тему выполняется, как правило, по периодическим изданиям за последние 1-2 года, а также с использованием аналитической информации, публикуемой на специализированных интернет-источниках.
В структуре реферативного обзора выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат. В связи с этим требованием можно предложить следующий план описания каждого источника:
- все сведения об авторе (Ф.И.О., место работы, должность, ученая степень);
- полное название статьи или материала;
- структура статьи или материала (из каких частей состоит, краткий конспект по каждому разделу);
- проблема (и ее актуальность), рассмотренная в статье;
- какое решение проблемы предлагает автор;
- прогнозируемые автором результаты;
- выходные данные источника (периодическое или непериодическое издание, год, месяц, место издания, количество страниц; электронный адрес).
- отношение студента к предложению автора.
Объем описания одного источника составляет 1–2 страницы.
В заключительной части обзора студент дает резюме (0,5–1 страница), в котором приводит основные положения по каждому источнику и сопоставляет разные точки зрения по определяемой проблеме.
Примерная тематика рефератов
1. Сравнительный анализ основных критериев эффективности проектов и особенности их использования.
2. Анализ интегральных критериев эффективности проектов, их взаимосвязь и особенности использования.
3. Анализ методов определения ставки дисконтирования при расчете эффективности инвестиционных проектов.
4. Финансовый анализ инвестиционных проектов и его место в системе оценок инвестиционных проектов.
5. Анализ методов сравнения инвестиционных проектов и их отбора для финансирования.
6. Анализ современных проблем отбора инвестиционных проектов для финансирования.
7. Исследование и анализ методов ранжирования проектов и их отбора для дальнейшего финансирования.
8. Исследование методов формирования инвестиционного портфеля промышленного предприятия.
9. Исследование форм государственной поддержки инвестиционных проектов и их анализ.
10. Исследование особенностей проектов реструктуризации предприятий и оценки их эффективности.
11. Исследование особенностей оценки эффективности проекта в целом и эффективности для предприятий - участников проекта.
12. Исследование особенностей оценки эффективности проектов, реализуемых на действующем предприятии.
13. Анализ методологии учета неопределенности и рисков при разработке бизнес-плана и реализации инвестиционных проектов.
14. Анализ методов количественного анализа проектных рисков.
15. Анализ сценариев проектов и метод имитационного моделирования (метод Монте-Карло) как методов для определения проектных рисков.
16. Анализ вероятностных мер рисков и особенности их использования при отборе проектов для финансирования.
17. Анализ особенностей оценки инвестиционных проектов в условиях современной российской экономики.
18. Исследование метода реальных опционов как метода оценки эффективности инвестиционных проектов.
19. Исследование основных видов экспертизы и анализа инвестиционных проектов.
20. Анализ методов учета инфляции при разработке бизнес-плана.
21. Анализ методов управления качеством при планировании и реализации проектов.
22. Анализ международных и национальных стандартов в области управления проектами.
23. Анализ методов и форм финансирования инвестиционных проектов, возможности, практика и перспективы их использования в России.
24. Анализ моделей государственной поддержки инвестиционных проектов в зарубежных странах.
25. Исследование возможностей венчурного финансирования инвестиционных проектов и перспективы использования этого вида финансирования в России.
26. Исследование лизинга как метод финансирования инвестиционных проектов. Преимущества, недостатки и перспективы использования этого метода финансирования в России.
27. Исследование и анализ организационных структур управления проектами.
28. Исследование основных принципов и методов формирования команды проекта.
29. Исследование и анализ ключевых должностей компании и их обязанностей при управлении проектами.
30. Анализ основных принципов организации и проектирования офиса проекта.
31. Анализ методов структурного разбиения (декомпозиции) работ (WBS) при планировании работ в инвестиционной фазе.
32. Анализ сетевых методов планирования работ по проекту и их использование в инвестиционном проектировании.
33. Анализ основных методов управления стоимостью работ в инвестиционной фазе проекта, в том числе метода освоенного объема, для контроля стоимости проекта.
34. Исследование методов управления ресурсами проекта с использованием сетевых методов.
35. Анализ метода критического пути в сетевом планировании проектов.
36. Анализ методов PERT и GERT и их использования при сетевом планировании проектов.
37. Сравнительный анализ компьютерного программного обеспечения, предназначенного для управления проектами.
38. Сравнительный анализ разработок фирм «Альт», «ИнЭк», «ПроИнвестКонсалтинг», «ИПУ» (ТЭО-инвест) для бизнес-планирования и проектного анализа.
39. Исследование и анализ современных компьютерных технологий для планирования и управления проектами в инвестиционной фазе.
40. Влияние процесса глобализации на производственные стратегии российских компаний.
Проведение коллоквиума
Коллоквиум (от латинского colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися на определенную тему из учебной программы.
Цель проведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
- выяснение качества и степени понимания учащимися лекционного материала;
- развитие и закрепление навыков выражения учащимися своих мыслей;
- расширение вариантов самостоятельной целенаправленной подготовки учащихся;
- развитие навыков обобщения различных литературных источников;
- предоставление возможности учащимся сопоставлять разные точки зрения по рассматриваемому вопросу.
В результате проведения коллоквиума преподаватель должен иметь представление:
- о качестве лекционного материала;
- о сильных и слабых сторонах своей методики чтения лекций;
- о сильных и слабых сторонах своей методики проведения семинарских занятий;
- об уровне самостоятельной работы учащихся;
- об умении студентов вести дискуссию и доказывать свою точку зрения;
- о степени эрудированности учащихся;
- о степени индивидуального освоения материала конкретными студентами.
В результате проведения коллоквиума студент должен иметь представление:
- об уровне своих знаний по рассматриваемым вопросам в соответствии с требованиями преподавателя и относительно других студентов группы;
- о недостатках самостоятельной проработки материала;
- о своем умении излагать материал;
- о своем умении вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.
В зависимости от степени подготовки группы можно использовать разные подходы к проведению коллоквиума.
В случае, если большинство группы с трудом воспринимает содержание лекций и на практических занятиях демонстрирует недостаточную способность активно оперировать со смысловыми единицами и терминологией курса, то коллоквиум можно разделить на две части. Сначала преподаватель излагает базовые понятия, содержащиеся в программе. Это должно занять не более четверти занятия. Остальные три четверти необходимо посвятить дискуссии, в ходе которой студенты должны убедиться и, главное, убедить друг друга в обоснованности и доказательности полученного видения вопроса и его соответствия реальной практике.
Если преподаватель имеет дело с более подготовленной, самостоятельно думающей и активно усваивающей смысловые единицы и терминологию курса аудиторией, то коллоквиум необходимо провести так, чтобы сами студенты сформулировали изложенные в программе понятия, высказали несовпадающие точки зрения и привели практические примеры. За преподавателем остается роль модератора (ведущего дискуссии), который в конце «лишь» суммирует совместно полученные результаты.
Тестирование
Контроль в виде тестов может использоваться после изучения каждой темы курса.
Итоговое тестирование можно проводить в форме:
- компьютерного тестирования, т.е. компьютер произвольно выбирает вопросы из базы данных по степени сложности;
- письменных ответов, т.е. преподаватель задает вопрос и дает несколько вариантов ответа, а студент на отдельном листе записывает номера вопросов и номера соответствующих ответов.
Для достижения большей достоверности результатов тестирования следует строить текст так, чтобы у студентов было не более 40 – 50 секунд для ответа на один вопрос. Итоговый тест должен включать не менее 60 вопросов по всему курсу. Значит, итоговое тестирование займет целое занятие.
Оценка результатов тестирования может проводиться двумя способами:
1) по 5-балльной системе, когда ответы студентов оцениваются следующим образом:
- «отлично» – более 90% ответов правильные;
- «хорошо» – более 80% ответов правильные;
- «удовлетворительно» – более 70% ответов правильные.
Студенты, которые правильно ответили менее чем на 70% вопросов, должны в последующем пересдать тест. При этом необходимо проконтролировать, чтобы вариант теста был другой;
2) по системе зачет-незачет, когда для зачета по данной дисциплине достаточно правильно ответить более чем на 70% вопросов.
3. Содержание и тематика учебной дисциплины
Тема 1. Введение в управление проектами.
История возникновения проектного менеджмента. Понятие проекта, управления проектами. Классификация проектов. Стандарты управления проектом.
Основные понятия и категории: проект, признаки проекта, проектная и операционная деятельность, портфель проектов, структура проекта, субъекты управления, проектный офис, программа, процессы и функции управления проектом, факторы, влияющие на проект, классификация проектов, стандарты управления проектами.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличается проектное управление от традиционного менеджмента?
2. Какие важные специфические черты присущи любому проекту?
3. Перечислите принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке методов и стандартов управления проектами.
4. Перечислите основные международные стандарты управления проектами. В чем их особенности?
5. Перечислите основные виды проектов. По каким критериям их можно классифицировать?
6. Приведите примеры социальных проектов, реализуемых в нашей стране в настоящее время?
7. Какую роль в проектном менеджменте играет проектный офис?
8. Проведите сравнительный анализ проектной и операционной деятельности организации.
Варианты контрольной работы
Вариант №1
1. Место и роль управления проектами в современном обществе. Проблемы развития проектного управления как теоретической и профессиональной области. Цели и задачи управления проектами.
2. Практическое задание. Для проекта вашей курсовой (выпускной) работы попробуйте определить основные виды риска. Определите вероятность и тяжесть рисков и составьте матрицу рисков. Какими методами и на основании каких данных можно управлять рисками вашего проекта? Создайте журнал рисков проекта.
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №1) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №2
1. Жизненный цикл и фазы проекта. Особенности деятельности менеджера проекта на каждом этапе жизненного цикла проекта. Модели жизненных циклов проекта.
2. Практическое задание. Предприятие внедряет новую технологию сварочного производства. Стоимость новой технологической линии и вспомогательного оборудования составляет 12 млн. у. е. Срок эксплуатации — 10 лет. Потоки платежей представлены в таблице. Сложившееся финансовое положение предприятия таково, что "цена" авансированного капитала (коэффициента дисконтирования) составляет 10% в год. Рассчитайте индекс рентабельности проекта (PI). Обоснуйте вывод, рассматривая два варианта.
Расчет текущей стоимости проекта (åPV)
Значения | |||||
при r= 10% = 10% | при r=9% | ||||
Год | Потоки платежей, ден.ед. | Дисконтированный множитель | Текущая стоимость | Дисконтированный множитель | Текущая стоимость |
1/(1 +r)n | (PV) | 1/(1 + r)n | (PV) | ||
1 2 009 768 | |||||
2 1 985 900 | |||||
3 1 952 988 | |||||
4 1 930 752 | |||||
5 1 926 060 | |||||
6 1 892 196 | |||||
7 1 871 816 | |||||
8 1 848 540 | |||||
9 1 799 376 | |||||
10 1 744092 |
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №2) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №3
1. Сетевой анализ и календарное планирование проекта. Содержание и назначение сетевого плана.
2. Практическое задание. 1 сентября каждого года администрация предприятия составляет бюджет на следующий год. Процесс составления бюджета включает в себя операции, показанные в таблице.
Операция | Предшествующие операции | Время, недель |
А – оценка ставок заработной платы | - | |
В – разработка прогнозов рынка | - | |
C – определение цен продаж | - | |
D – бюджетирование объема продаж | В | |
E – бюджетирование выручки | C, D | |
F – бюджетирование прямых издержек | A, D | |
G – оценка объемов производства | D | |
H – бюджетирование накладных расходов | А | |
I – бюджетирование трудовых ресурсов | А, G | |
J – бюджетирование сырья | G | |
K – бюджетирование капитальных вложений | G | |
L – составление прогнозных форм отчетности | E, F, H, I, J, K |
Составление бюджета необходимо закончить к концу декабря, так что имеется период в 17 недель.
1) Постройте сетевой граф, отражающий последовательность выполнения операций, включенных в подготовку бюджета. Можно ли закончить данный процесс в течение 17 недель?
2) Если бы потребовалось сократить время на формирование бюджета, на какие операции следовало бы обратить внимание и почему?
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №3) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №4
1. Сущность проектного риска, классификация рисков. Методы управления рисками инвестиционных проектов.
2. Практическое задание. Финансовому директору АО "Звезда" предстоит выбрать одно их двух альтернативных вложений временно свободных средств предприятия в размере 15 млн. руб.:
- купить государственные ценные бумаги с гарантированной доходностью 3% годовых.
- разместить средства на депозите в коммерческом банке под 5% годовых.
Риск вложений в государственные бумаги составляет 1%, надежность банка оценивается рейтинговым агентством в 90%. Ожидаемый доход по государственным ценным бумагам за год составит 450 тыс. руб., а по депозитным операциям - 750 тыс. руб.
Определите степень риска операций и цену риска вложений в ценные бумаги и размещения средств на депозите в банке.
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №1) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №5
1. Метод критического пути (CPM) и его приложение к управлению проектами.
2. Практическое задание. Рассмотрите сеть проекта, представленную следующими данными. Найдите критический путь. Сколько времени потребуется для завершения проекта? Можно ли отложить выполнение работы D без отсрочки проекта в целом? На сколько недель можно отложить выполнение работы С без отсрочки завершения проекта в целом?
Работа | Непосредственный предшественник | Продолжительность работы , нед. |
А | - | |
B | - | |
C | A | |
D | A | |
E | B | |
F | D, E | |
G | D, E | |
H | C, F |
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №2) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №6
1. Содержание технологии управления проектами PERT. Критерии эффективного применения технологии PERT. Организационные и технические условия использования технологии PERT.
2. Практическое задание. Компания выполняет заказ, полученный от потребителя. Необходимая информация приведена ниже.
Операция | Непосредственно предшествующие операции | Время выполнения, дней | ||
Оптимистическое | Наиболее вероятное | Пессимистическое | ||
A | - | |||
B | - | |||
C | - | |||
D | A | |||
E | B | |||
F | C | |||
G | D, E | |||
H | G, F |
Постройте сетевой граф, определите критический путь и продолжительность проекта.
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №3) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №7
1. Классификация проектов. Понятия «жизненный цикл проекта», «внешняя среда проекта», «структура проекта».
2. Практическое задание.Предприятие может инвестировать в осуществление инновационных проектов до 55 млн. руб. Разработано четыре инновационных проекта: А, Б, В, Г. Выберите наиболее эффективное сочетание из них при следующих исходных данных (норма дисконта составляет 10 %):
Проект | Сумма инвестиций, млн. р. | Притоки | |||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | ||
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г |
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №2) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №8
1. Эффекты и индикаторы успешности реализации проекта. Эффективность реализации проекта и ее виды.
2. Практическое задание. Рассмотрите следующие два проекта.
Год | Проект А | Проект В |
-260000 | -40000 | |
Желаемая норма доходности инвестора – 15%.
Какой инвестиционный проект следует выбрать, если руководствоваться:
а) дисконтированным периодом окупаемости;
б) критерием чистой текущей стоимости;
в) критерием внутренней нормы доходности.
Какой из проектов следует выбрать при принятии окончательного решения?
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №3) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №9
1. Контроль реализации проекта. Метод освоенного объема. Мониторинг проекта.
2. Практическое задание. Имеется исходная информация по проекту: плановый объем работ составляет 2200 денежных единиц, освоенный объем – 2000 денежных единиц, фактическая стоимость выполненных работ составляет 2500 выполненных единиц, бюджет по завершению проекта – 10 000 денежных единиц. Ответьте на следующие вопросы:
а) чему равен индекс выполнения стоимости (CPI) для данного проекта и что он говорит о состоянии проекта на данный момент?
б) определите отклонение по стоимости CV этого проекта;
в) определите отклонение по стоимости SV и статус проекта (отстает либо опережает график работ);
г) определите прогноз стоимости по завершению EAC при условии, что текущие отклонения считаются типичными.
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №1) и ответьте на представленные в конце вопросы.
Вариант №10
1. Планирование проекта, основные задачи, этапы планирования проекта. Иерархическая структура работ (WBS).
2. Практическое задание. Вам нужно организовать празднование вашего дня рождения через два месяца. В этом году вы отмечаете юбилей и хотите провести день рождения так, чтобы запомнилось большому количеству ваших друзей и родных. У вас есть двое помощников, которые готовы разделить с вами хлопоты по организации праздника. Составьте план и иерархическую структуру работ данного проекта.
3. Изучите конкретную ситуацию (приложение, кейс №1) и ответьте на представленные в конце вопросы.
5. Итоговый контроль по дисциплине и перечень экзаменационных вопросов
По результатам изучения дисциплины «Управление проектами» магистранты сдают экзамен. Предлагается проведение экзамена в два этапа: итоговый тест и ответ на экзаменационный билет.
Примерный перечень экзаменационных вопросов
1. История возникновения проектного менеджмента.
2. Понятие проекта, сущность управления проектом.
3. Классификация проектов.
4. Системный подход в управлении проектом.
5. Цели и стратегия проекта.
6. SMART – критерии в целеполагании.
7. Структура проекта.
8. Фазы и жизненный цикл проекта.
9. Процессы в управлении проектом.
10. Функции управления проектами.
11. Характеристика окружения проекта.
12. Участники проекта.
13. Требования к управляющему проектом, его роль.
14. Формирование команды проекта и стадии ее развития.
15. Руководство и лидерство в управлении проектами.
16. Сравнительная характеристика организационных структур в управлении проектом.
17. Процесс инициации проекта.
18. Методы оценки эффективности проектов.
19. Разработка и планирование проекта.
20. Функции сетевого анализа в планировании проекта.
21. Метод WBS: характеристика, сущность, значение.
22. Анализ критического пути.
23. Выполнение работ проекта.
24. Контроль проекта.
25. Завершение проекта.
26. Гарантийные обязательства по проекту.
27. Понятие проектного риска и неопределенности.
28. Классификация проектных рисков.
29. Системы управления проектными рисками.
30. Основные подходы к оценке риска.
31. Методы управления риском.
32. Управление качеством проекта.
33. Управление временем в проектном менеджменте.
34. Роль коммуникаций в проекте.
6. Примерные варианты тестовых заданий для самоконтроля
Интернет-ресурсы
1. http://www.microsoft.com/project- сайт по программному обеспечению управления проектами
2. http://www.ganttproject.biz – сайт по программному обеспечению планирования проектов и построения диаграмм Ганта
3. http://www.primavera.com – сайт по программному обеспечению управления проектами
4. http://www..sovnet/ru - сайт российской организации по управлению проектами СОВНЕТ
5. http://www.planview.com сайт по программному обеспечению управления проектами
6. http://www.pmi.org - сайт европейской организации по управлению проектами
7. http://www.koob.ru/venttsel - сайт по математическому обеспечению управления проектами.
Приложение
Кейс №1
Конкретная ситуация: «Освоение наукоемких технологий в промышленных организациях»
Освоение наукоемких (высоких) технологий при производстве продукции является одной из важных задач, решаемых в организациях промышленности. Так, например, АО «АвтоЗИЛ» для увеличения скорости сварки стальных листов при освоении производства малотоннажных грузовых автомобилей переходит на применение более мощных лазеров. При этом обеспечивается высокое качество свариваемого шва и отпадает надобность в установке вакуумных камер, которые обычно необходимы при электроннолучевой сварке. В задании на проектирование и изготовление лазерного устройства предусматривается достижение скорости сварки до 100 м/ч при расходе электроэнергии 10 кВт. ч и толщине свариваемых стальных листов 15 мм.
«В современном производстве лазеры непосредственно выступают в роли орудий труда, в основе применения которых заложен новый принцип воздействия на предмет труда. Поэтому начинающееся широкое применение лазеров в производстве означает революцию в орудиях труда — наиболее гибком и подвижном элементе производственных сил».
Академик Н.Г. Басов
Постоянным инвестором АО «АвтоЗИЛ» является правительство Москвы, которое заинтересовано в организации внутригородских перевозок грузов малотоннажным транспортом. Кроме того, у инвестора имеются и другие, не менее важные цели.
Инвестиции в наукоемкие технологии, связанные с повышением гибкости производства за счет применения станков с ЧПУ и обрабатывающих центров (ОЦ), снижают уровень затрат рабочего времени на создание готового продукта. Функции рабочего трансформируются в функции оператора производственного процесса. Освобождение рабочих от физически тяжелых и однообразных операций на производстве снимает социальную напряженность, а сам труд становится более привлекательным и творческим.
Кроме того, один станок с ЧПУ заменяет по производительности 3 станка с ручным управлением модели 16К20П, а один ОЦ — несколько станков с ЧПУ. Отсюда следует, что переход к гибкому автоматизированному производству позволит существенно сократить производственные площади, которые заняты механообрабатывающим оборудованием. Если при этом учесть, что территория АО «АвтоЗИЛ» составляет 240 гектаров, то правительство Москвы может получить в хозяйственный оборот свыше 100 гектаров земли в районе, близком к центру города. Это в значительной мере оправдает первоначальные затраты инвестора.
В свою очередь, АО «АвтоЗИЛ» заметно снизит косвенные расходы, связанные с издержками по содержанию лишних гектаров производственной площади со всеми постройками и коммуникациями. В результате точка безубыточности работы будет достигаться при меньшем объеме выпускаемой продукции. При этом АО «АвтоЗИЛ» получит возможность запускать в производство большие партии малотоннажных грузовиков по индивидуальным заказам.
Снижение объемов производства привело к сужению экономической базы проведения рено-ваций и реконструкционных проектов. Происходит физическое старение производственных фондов, которые на этапе экономического роста могут оказаться не в состоянии выпускать качественную продукцию. Инвестиции в реновацию означают обеспечение финансовыми ресурсами процесса возобновления основных фондов. Капитал не может успешно функционировать без реноваций. Источниками капиталовложений в реновацию являются амортизационные отчисления, а для расширенного воспроизводства—прибыль, заемные средства и другие источники. Наиболее важным мероприятием активизации реновационных процессов была бы отмена взимания НДС с амортизационного фонда.
К числу экономических новаций относится вышедшее в 1998 г. постановление правительства «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов». Постановлением разрешается применять пониженные коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений и проводить инициативную переоценку основных фондов (с приближением к реальной), если их текущая балансовая стоимость превышает рыночную. В случаях, когда рыночную стоимость основных фондов трудно определить, поскольку фондовый рынок еще не сформировался, разрешено проводить корректировку существующей стоимости до уровня 1995 г. Переоценка основных фондов по остаточной стоимости, сложившейся с учетом физического, морального и функционального устаревания, позволяет АО «АвтоЗИЛ» избавиться от излишних затрат, включиться в рыночные отношения с реальной стоимостью основного капитала. Это связано с тем, что в издержках производства существенную долю занимают налоги на имущество, амортизационные отчисления, что снижает прибыльность работы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Что дают организациям инвестиции в реновацию основных фондов и наукоемкие технологии на современном этапе развития отечественной промышленности?
2. Рассмотрите преимущества конкурсного выполнения НИОКР с целью создания образцов новой техники (на примере разработки лазерного сварочного устройства для АО «АвтоЗИЛ»).
Задание к ситуации: АО «АвтоЗИЛ» переходит на широкое применение лазерной технологии сварки стальных листов. Для проектирования и изготовления лазерных установок решено обратиться в ЦКБ КМЗ или КБ ВОМЗ. Чтобы отдать предпочтение одной из этих организаций, необходимо определить, чему равняется коэффициент фактической результативности работы у каждой из них. Для этого анализируются данные бухгалтерской отчетности за последние 3 года. В табл.1 и 2 приводятся основные показатели ЦКБ КМЗ и КБ ВОМЗ, полученные из годовых балансов этих организаций.
Требуется определить наиболее результативную организацию для выполнения заказа АО «АвтоЗИЛ».
Таблица 1
Финансовые ресурсы организаций (в тыс. руб.)
Наименование организаций | Объемы рискоинвестиций | Незавершенные (переходящие) работы | |||
1-й год | 2-й год | 3-й год | Н1 | Н2 | |
ЦКБ КМЗ | |||||
КБ ВОМЗ |
Таблица 2
Объемы затрат по завершенным темам (в тыс. руб.)
Наименование организации | Индексы завершенных тем | |||||
Тема А | Тема Б | Тема С | Тема Д | Тема К | Тема Р | |
ЦКБ КМЗ | - | - | - | |||
КБ ВОМЗ | - | - | - |
Фактическая результативность научно-технической деятельности конкретной организации определяется по формуле:
r = (1), где: r – коэффициент фактической результативности научно-технической деятельности организации; å R – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве; Н1 , Н2 – затраты по переходящим (незавершенным) работам на начало (конец) анализируемого периода времени; N – число лет анализируемого периода времени; Q – рискоинвестиции за i-й год.
В случае, когда Н2 = 0, снижается не только уровень результативности научно-технической деятельности конкретной организации, но и складывается ситуация, при которой разработка образцов новой продукции может существенно замедлиться. Замедление произойдет из-за отсутствия задела переходящих работ на новый период времени, когда эта организация вынуждена будет проводить исследования и разработки практически с нуля. Следовательно, для обеспечения достигнутого уровня результативности научно-технической деятельности организаций промышленности необходимо, чтобы величина была не ниже, чем Н1. Увеличение шансов инвесторов на более эффективное использование рискоинвестиций в создание конкурентоспособной продукции обнаружится в случаях, когда Н2>Н1.
Кейс №2.
Организация финансирования крупного инвестиционного проекта[1]
Группа компаний БКФ[2] основана в 2004 г. Она занимается производством гофрированной упаковки из картона. В составе группы компаний – несколько производственных, а также заготовительных и сытовых предприятий в Москве, Санкт – Петербурге и других городах России. Компания не является публичной. Несколько лет назад собственники и менеджеры решили реализовать проект строительства нового бумажного завода в Центральной России (поставщика вторичного сырья). Рассматривалось несколько вариантов финансирования.
1. Создание совместного предприятия с конкурентами (они тоже являются потребителями вторичного сырья). Однако переговоры не увенчались успехом.
2. Привлечение синдицированного финанси