Движущие мотивы и условия развития карьеры

Так как карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека, то любая карьера имеет свои внутренние движущие мотивы, которые с годами могут ме­няться. Руководствуясь ими, люди предпринимают активные уси­лия для того, чтобы достичь того или иного служебного положения. От этих мотивов зависят и личные цели карьеры:

1) Автономия. Человеком движет стремление к независимости, позволяющей делать все по-своему. В рамках организации такую возможность предоставляют высокая должность, статус и проч., с которыми все вынуждены считаться Цель - работать по профессии или занимать должность, ко­торая позволяет достичь определенной степени не­зависимости.

2)Функциональная компетентность (знание своего дела). Че­ловек стремится быть непревзойденным специалистом, уметь ре­шать самые сложные проблемы. Для этого он ориентируется прежде всего на профессиональный рост, а должностное продвижение рас­сматривает как его следствие. К материальной стороне дела такие люди в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее при­знание: авторитет, почетные званияи т.п. Цель - заниматься видом деятельности или иметь долж­ность, которая соответствует самооценке и поэто­му доставляет моральное удовлетворение.

3)Безопасность и стабильность. Карьерой работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в органи­зации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии. Цель - занимать работу или должность, которая усилива­ют ваши возможности и развивает их.

4)Обладание властью. Человеком движет стремление к власти ради нее самой, к привилегиям, которые с ней связаны, статусным символам (кабинет, персональный автомобиль), важной и ответ­ственной работе. Все это обеспечивается быстрым продвижением по служебной лестнице и занятием высокой должности.

5)Предпринимательская креативность (возможность творить). Людьми руководит стремление создавать или организовывать что-то новое. Им хочется, например, создать лучшую фирму, стать лидерами на рынке и т.п. Возможность для этого предоставляет высокая должность. Цель - иметь работу или должность, которая носит творческий характер.

6)Потребность в первенстве. Человек стремится к карьере ради того, чтобы показать себя всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.

7)Материальное благосостояние. Людьми руководит желание получить должность, связанную с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения. Цель- иметь работу или должность, хорошо оплачиваемую или позволяющую одновременно получать большие побочные доходы

8)Обеспечение здоровых условий жизни. Работником движет стремление достичь должности, которая предполагает выполнение служебных обязанностей в благоприятных условиях. Например, вполне понятно, когда начальник литейного цеха завода стремится стать заместителем директора предприятия и уйти с экологически вредного производства, а руководитель филиала, находящегося за Полярным кругом, добивается должности, позволяющей быть по ближе к югу. Цель - получить работу или должность, соответствующую самооценке, в местности, природные условия который благоприятно действуют на состояние здоро­вья и позволяют организовать хороший отдых;

9) Стиль жизни. Люди ставят перед собой задачу интегриро­вать, с одной стороны, свои интересы как работников, а с другой стороны, потребности собственной семьи. Цель - иметь работу или должность, позволяющую зани­маться воспитанием детей или домашним хозяйством или - иметь работу или должность, которая позволяет продолжать активное обучение.

С возрастом, ростом квалификации, достижением определен­ного благосостояния цели и мотивы карьеры обычно меняются. Поэтому на разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные по­требности (табл. 2).

Таблица 2. Этапы карьеры менеджера и потребности.

Xs п/п Этапы карьеры   Потребности достижения цели   Моральные потребности   Физиологические и материальные потребности
Предвари­тельный Учеба, испытания на разных работах   Начало самоутверждения Безопасность существования
Становле­ния   Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя   Самоутверждение, начало достижения независимости   Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда
Продвиже­ния   Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации   Рост самоутверждения, дости- Выражение большей нееезави симости, начало само- выражения Здоровье, высокий уровень оплаты труда  
  Сохране­ния   Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи. Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения   Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода  
  Заверше­ния   Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии   Стабилизация самовыражения, рост уважения   Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода.  
  Пенсионный   Занятие новым видом деятельности   Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения   Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье.  


На скорость развития карьеры влияют две группы факторов: субъективные и объективные. К субъективным, т.е. зависящим от человека условиям развития карьеры относятся профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и умение подать себя. К объективным же условиям относятся: особенности органи­зации и структуры управления ею, морально-психологический кли­мат, политика руководства.

Среди объективных показателей условий карьеры:

• высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

• длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

• показатель уровня позиции — отношение числа лиц, за­нятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, заня­тых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

• показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой — у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кан­дидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации, т.е. начать планировать карьеру работника, что является важной функцией управления развитием персонала.

Наши рекомендации