Виды организационных структур.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие основные виды организационных структур управления: линейная, функциональная, функционально-линейная (штабная), дивизиональная, проектная, матричная, бригадная, сетевая, виртуальная.
1. Линейная организационная структура (Рис. 1.) основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Эта организационная структура образуется в результате построения аппарата управления в виде иерархической структуры. Каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру иногда называют однолинейной.
Основные преимущества и недостатки линейной структуры приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки линейной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Простота построения организации | Чрезмерная концентрация власти на высшем уровне управления |
Однозначное разграничение задач, ответственности и компетенции руководителей | Высокие профессиональные требования к руководителю |
Простота осуществления контроля | Преимущественно авторитарный стиль руководства |
Быстрые и экономичные формы принятия решения | Низкий уровень специализации руководителей |
Оперативность и точность исполнения управленческих решений | Повышенная загрузка средних уровней управления |
Простые иерархические коммуникации между руководителями | Усложненность коммуникаций между исполнителями |
Персонифицированная ответственность. | Опасность перегрузки руководителя. |
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
2. Функциональная организационная структура (Рис. 2.) основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, снабжение, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
Основные преимущества и недостатки функциональной структуры приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Сокращение звеньев согласования | Неоднозначное распределение ответственности |
Высокий профессиональный уровень подготовки решений | Сложность и длительность подготовки решений |
Быстрые коммуникации и сокращение дублирования работ | Дублирование распоряжений и коммуникаций |
Укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней | Отсутствие единого руководства |
Разгрузка высшего руководства | Затрудненность реагирования на изменения |
Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций | Возникновение конфликтов из-за противоречивости деловых интересов функциональных руководителей |
Линейная и функциональная структуры в современной действительности не имеют применения в чистом виде. Вместе с тем, их изучение необходимо, поскольку все другие виды структур строятся с использованием их элементов.
3. Линейно-штабная организационная структура (функционально-линейная или штабная) (Рис. 3.) отражает функциональное разделение управленческого труда в штабных подразделениях разного уровня. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают руководителю в выполнении отдельных функций управления. Эти штабы могут образовываться исключительно на высших уровнях управления (штабы руководства), находиться на нескольких уровнях управления, а также образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления. Штабы предоставляют консультации и участвуют в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
При таком организационном строении главной задачей руководителя становится координация действий организационных звеньев. Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Основные преимущества и недостатки функционально-линейной (штабной)структуры приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Преимущества и недостатки линейно-штабной (штабной) организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Снижение загрузки линейных руководителей | Увеличение штатов за счет штабных структур |
Повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов | Опасность конфликтов линейных и функциональных структур |
Улучшение горизонтальной координации | Усложнение вертикальных коммуникаций |
Стандартизация, формализация и программирование деятельности | Затрудненность реагирования на изменения |
Баланс функционального и линейного руководства | Нечеткость процедур принятия решений |
4. Дивизиональная организационная структура. (Рис. 4.) Необходимость ее создания была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Ключевой фигурой в управлении организацией с дивизиональной структурой является руководитель производственного отделения. Структуризация по отделениям производится по выпуску определённой продукции или предоставляемым услугам (продуктовая специализация), по обслуживаемым территориям (региональная специализация) или по ориентации на потребителя (потребительская специализация). В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному принципу.
Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре организации самостоятельных хозяйственных подразделений – производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. Предполагается специализация производственных отделений в материнской компании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными и сбытовыми дочерними компаниями, расположенными как в своей стране, так и за границей. Производственное отделение не делает различий в методах управления между отечественными и заграничными дочерними компаниями, которые сохраняют ответственность за прибыли и подлежат финансовому контролю и отчётности со стороны производственного отделения. Координация деятельности между отечественными и заграничными предприятиями осуществляется в рамках производственного отделения, либо координатором по продукту, либо координатором по международным операциям. Функциональные подразделения производственных отделений поддерживают тесные контакты с соответствующими функциональными центральными службами, получая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках организации в целом.
Поскольку производственное отделение само выступает центром прибыли, оно осуществляет не только финансовый, но и оперативный контроль функционирования подконтрольных предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль часто осуществляется путём совместных и переплетающихся директоратов и дополняется поездками руководителя производственного отделения на конкретные дочерние предприятия. В некоторых компаниях для более эффективного оперативного контроля деятельности заграничных дочерних компаний в производственном отделении создаются региональные управления или отделы.
Организационную структуру управления по продукту предпочитают применять крупные широко диверсифицированные компании, хотя она имеет свои специфические особенности практически у каждой компании. Эти особенности вытекают, прежде всего, из степени диверсификации выпускаемой продукции и характера специализации каждого производственного отделения и каждой дочерней компании. Они зависят также от числа заграничных компаний, характера их деятельности и выполняемых функций. Большую роль играет характер выпускаемой продукции, степень её технологической сложности и уникальности.
Организационная структура по продукту обеспечивает большие возможности для централизованного управления и координации деятельности всех принадлежащих корпорации географически рассредоточенных предприятий. Такая организационная структура способствует углублению специализации между дочерними предприятиями одной компании с учётом преимуществ, получаемых от международного разделения труда. Она также содействует росту внутрикорпорационных поставок, облегчает раздел рынков между дочерними компаниями, позволяет концентрировать научные исследования и разработки по продукту в центре и обеспечивать централизованное снабжение технологией всех дочерних компаний. Даёт возможность ориентировать производство на выпуск продукции, пользующейся наибольшим спросом.
Вместе с тем, при такой структуре возникают трудности использования знаний и опыта специалистов по управлению в рамках одного региона (страны) затрудняется координация деятельности предприятий, относящихся к разным производственным отделениям одной корпорации по вопросам планирования, долгосрочных инвестиций на рынке одной страны. Производственные отделения, построенные по продукту и имеющие в своём подчинении дочерние компании в широком круге регионов (стран), испытывают обычно недостаток знаний о местных условиях и требованиях отдельных рынков. Поэтому они нуждаются в помощи центральных служб для осуществления региональной координации или делят производственные отделения по продукту с учётом территориального размещения предприятий.
Организационная структура по региону предполагает, что управленческая ответственность за деятельность предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке распределяется между самостоятельными региональными подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру своей деятельности могут выступать как производственные отделения и быть центрами прибыли, а могут организовываться в форме дочерних компаний и быть центрами прибыли и центрами ответственности. И в том, и в другом случае региональные подразделения осуществляют координацию деятельности дочерних сбытовых и производственных компаний в своём регионе по всем видам продуктов специализации международной фирмы. Возглавляющий такое региональное подразделение вице-президент – распорядитель либо управляющий подчиняется непосредственно высшей администрации компании и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. В некоторых компаниях региональные управляющие имеют в своём подчинении управляющих по отдельным странам как промежуточное звено между региональным подразделением и местной дочерней компанией. Региональные подразделения осуществляют финансовый контроль деятельности каждой дочерней компании, а также контролируют составление текущего бюджета и ведают вопросами планирования, придерживаясь указаний высшего руководства организации и центральных служб. Для более тесной увязки производственной деятельности подконтрольных компаний в некоторых ТНК назначаются координаторы по продукту, ведающие вопросами производства конкретных видов продуктов. Основные преимущества и недостатки дивизиональной структуры приведены в Таблице 4.
Таблица 4.
Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Четкое разграничение ответственности | Рост иерархичности, т.е. вертикали управления. Высокая потребность в руководящих кадрах |
Высокая гибкость и адаптивность системы | Усложненность координации деятельности |
Высокая самостоятельность структурных звеньев | Повышенные затраты на содержание управленческого аппарата за счет дублирования функций |
Разгрузка высшего менеджмента | Сложность осуществления единой политики |
Простота коммуникационных сетей | Потоки информации и управленческие решения движутся преимущественно по вертикали |
Кадровая автономия | Разобщенность персонала |
Повышение мотивации персонала | Разобщенность штабных служб, ослабленность горизонтальных связей |
Региональная структура управления в целом встречается довольно редко. В то же время региональный принцип управления заграничной деятельностью в сочетании с управлением по продукту является довольно распространённым и характерен для компаний, использующих смешанную структуру управления.
Все рассмотренные выше организационные структуры относятся к механистическому типу. К органическому типу организационных структур относятся проектные, матричные, программно-целевые, бригадные.
5. Проектная организационная структура (Рис. 5.) предназначается для разработки и реализации определенного проекта (разработки темы, решения комплексной задачи) с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Под проектом понимается любой процесс целенаправленных изменений в организации, в частности, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.д. Введение проектного управления связано с тем, что линейно-функциональная структура не может обеспечить эффективное осуществление нескольких проектов одновременно.
Любая проектная структура является временной. Управление проектом включает в себя определение его целей, разработку концепции, формирование структуры, определение приоритетов, планирование и организацию выполнения работ, координацию деятельности исполнителей и т.д. Над проектом работают наиболее квалифицированные специалисты разных профессий, в том числе менеджеры, а также исследователи. Руководителю проекта подчинены все участники проекта, а также все выделенные для его осуществления ресурсы. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями и несет ответственность за качество планирования, выполнение графика работ, за расходование материальных, финансовых ресурсов, в частности, за материальное стимулирование работников. После завершения проекта и решения всех связанных с этим задач привлеченные к выполнению проекта работники возвращаются в свои подразделения к постоянной работе, переходят к работе по осуществлению следующего проекта или, в случае работы по контракту, увольняются.
Такого рода структуры обладают большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации.
Проектные организационные структуры различаются по характеру используемых научно-технических разработок, по степени ориентации на использование новейших технологий, по масштабам проводимых разработок, по охвату проблем производства, характеру связей с линейными и функциональными подразделениями организации, кругу полномочий пи взаимодействии с внешней средой и иным параметрам. Основные преимущества и недостатки проектной структуры приведены в Таблице 5.
Таблица 5.
Преимущества и недостатки проектной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Возможность эффективного осуществления нескольких проектов одновременно | Необходимость для руководителей постоянно поддерживать коммуникации и стимулировать работу специалистов |
Высокая гибкость и адаптивность структуры | Трудности приспособления специалистов к новым рабочим взаимоотношениям в проектной группе |
Эффективная координация работ | Конфликты, связанные с координацией работ участников проекта и с выявлением их личного вклада в результаты работы группы |
Способствует коллективному расходованию ресурсов | Множественность контроля (со стороны функциональных и проектных руководителей) |
Руководитель проекта отвечает за его выполнение | Нарушаются сложившиеся коллективы в линейно-функциональных подразделениях |
Повышение мотивации персонала | Кадровое обеспечеие имеет тенденцию к дублированию |
Наиболее распространенной разновидностью проектной структуры является матричная.
6. Матричная организационная структура (Рис. 6.) строится на принципе двойного подчинения исполнителей – с одной стороны, руководителю проекта, а с другой – руководителю функционального подразделения. Функциональные подразделения предоставляют для выполнения проекта персонал и техническую помощь.
Ее графическое изображение напоминает матрицу (решетку), состоящую из клеток. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами). При матричной структуре управления при определении горизонтальных связей необходимы:
- подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам) в соответствии со структурой программы;
- определение и назначение ответственных исполнителей в каждом специализированном подразделении;
- организация специальной службы управления программой.
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение её долгосрочных целей. Для обеспечения координации работ в условиях матричной структуры управления центр управления программами призван увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными и линейными подразделениями.
При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб).
Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и способны выступить в проектной группе в роли лидеров. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффективности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом и его эффективным использованием. Основные преимущества и недостатки матричной структуры приведены в Таблице 6.
Таблица 6.
Преимущества и недостатки матричной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
Четкое разграничение по продуктам (проектам) | Высокие требования к линейным и функциональным руководителям |
Высокая гибкость и адаптивность основных подразделений | Высокие требования к коммуникации |
Хозяйственная и административная самостоятельность проектных подразделений | Трудности и длительное согласование при принятии концептуального решения |
Высокая профессиональная квалификация функциональных руководителей | Ослабление персональной ответственности и мотивации работников линейно-функциональных подразделений |
Благоприятные условия для формирования коллективного стиля руководства | Необходимость и опасность компромиссных решений |
Простота разработки и реализации единой политики | Возможность конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых. |
В нашей стране матричные структуры успешно использовались в тех случаях, когда наряду с ними внедрялись новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий и объединений с целью повышения их заинтересованности в реализации проектов и целевых программ. Гибкие оргструктуры "не срабатывают", если остаются без изменения действующие системы планирования, контроля и распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования разработчиков, коль скоро консервируется стиль руководства и не поддерживается естественное стремление работников к саморазвитию.
При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта, и важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.
Основополагающим принципом в матричном подходе к построению организационных структур управления является не совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.
Это требование выполняется здесь за счет того, что в матричной структуре параллельно с функциональными и линейными подразделениями создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Эти проектные группы формируются за счет специалистов подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии. Таким образом, главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальной иерархией образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных и линейных подразделений.
7. Бригадная организационная структура. Данная структура предполагает формирование бригад из рабочих, инженеров, специалистов и управленцев, обладающих производственной самостоятельностью и независимостью и полностью отвечающих за результаты своей деятельности. При формировании бригад предпочтение отдается работникам с универсальными навыками и знаниями. Концепция бригадной работы, поощряет мастерство, максимальное использование имеющегося делового и творческого потенциала работников, взаимопомощь, взаимозаменяемость, личную ответственность, ориентацию на запросы потребителей. Подобного рода структуры в своей деятельности опираются на следующие основные принципы:
- автономность работы бригады;
- самостоятельное принятие решений и координация деятельности по горизонтали;
- привлечение, при необходимости, для разработки и решения задач работников других подразделений и организаций.
Бригаду возглавляет руководитель, менеджмент которого носит преимущественно характер консультаций и опирается на коллективное решение проблем. В бригадах повышается квалификация работников за счет освоения ими нескольких специальностей, профессий и более полного развития способностей. Оборудование, как правило, закрепляется за бригадой и концентрируется на ее производственной площади. Используются гибкие системы заработной платы, увязывающие для каждого участника бригады ее уровень и результаты общего труда, прежде всего по показателям прибыли (дохода). При бригадной организации труда отношения между сторонами (администрацией и трудовым коллективом, между участниками трудового коллектива, между подрядными организациями) стоятся на договорных началах. Договор фиксирует взаимные обязательства сторон и наделяют их соответствующими правами. Одна из проблем, возникающих при бригадной структуре – это горизонтальная координация между бригадами. Бригадная структура является частным случаем сетевой.
8. Сетевая организационная структура – представляет собой совокупность организаций или специализированных единиц, деятельность которых осуществляется на контрактной основе и координируется рыночными механизмами (а не командными методами). Любые функции в сети реализуются на основе договора в интересах реализации проекта, производства или поставки продукции, предоставления услуг и т.д. Компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию или услуги и т.д. Многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм.
Сетевые отношения могут устанавливаться внутри крупной корпорации, тогда они образуют так называемую внутреннюю сеть (иначе говоря, внутренний рынок). В некоторых отраслях сеть есть не что иное, как объединение организаций (производителей, поставщиков, финансовых и торговых компаний), основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников. В качестве разновидности сетевой организации рассматриваются стратегические союзы некоторых организаций, прежде всего крупных фирм, которые стремятся к обеспечению для себя конкурентных преимуществ в глобальном масштабе.
Отношения между составными частями сети могут быть долгосрочными и стабильными или временными, динамичными. Во всех случаях для этих отношений характерна взаимозависимость и взаимовыгодность.
Как стабильные, так и динамичные и внутренние сети могут включать в себя элементы различных других организационных структур (линейно-функциональных, матричных и т.д.), как базовых составляющих сети.
9. Виртуальная организационная структура – это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией виртуальных продуктов и услуг с использование современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами. Виртуальный продукт – то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика. Оплачивается это продукт заказчиком также мгновенно. Выпуск виртуального продукта возможен в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Примером виртуального продукта являются интегральные схемы, создаваемые инженером с использованием компьютерной техники в течение нескольких минут.
Виртуальные организации функционируют на основе объединения ряда новейших технологий и компетенций для наиболее полого удовлетворения спроса на потребительском рынке. Основные черты виртуальных организаций:
- непостоянный характер функционирования;
- осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
- взаимоотношения со всеми партнерскими и иными заинтересованными организациями осуществляется посредством соглашений, договоров и взаимного владения собственностью;
- договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях;
- образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности.
Принципами образования виртуальной структуры являются следующие:
- упразднение отношений подчинения;
- географическая рассредоточенность;
- возможность оперативного формирования и упразднения отношений с любым из элементов, входящих в альянс с виртуальной организацией;
- использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов;
- свобода немедленного доступа к информации;
- ускоренное производство и обслуживание;
- отделение выработки политики от принятия решений;
- совместная работа поставщиков и заказчиков, руководителей и исполнителей.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятие организационной структуры.
2. Что такое «уровень управления» ? «иерархия управления» ?
3. Какова роль в системе управления вертикальных связей Горизонтальные связей ?
4. Укажите основные требования к организационной структуре.
5. В чем смысл требования надежности ? Экономичности ? Оптимальности ?
6. Расскажите об основных стадиях формирования организационной структуры.
7. Как осуществляется регламентация организационной структуры ?
8. Что такое аппарат управления ?
9. С чего начинается проектирование организационной структуры ?
10. Какие существуют методы проектирования организационных структур ?
11. Что такое «метод организационного моделирования» ?
12. Расскажите о типах организационных структур управления?
13. Какие виды организационных структур Вам известны ?
14. Чем была вызвана необходимость разработки и использования дивизиональной организационной структуры ?
15. В чем состоят преимущества и недостатки линейной организационной структуры ? Функциональной структуры ? Штабной структуры ? Проектной структуры ? Матричной структуры ? Сетевой структуры ?
16. Перечислите основные отличительные признаки виртуальной организации.
Глава 9. ЛИДЕРСТВО
Природа лидерства
Слово «лидер» происходит от английского «lead» - вести. Лидер – это ведущий, идущий впереди. Это член организации (группы), обладающий высоким личным статусом. Это символ общности и образец поведения для остальных людей в организации (группе). Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть более или менее устойчивое (пусть временное) объединение людей.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на две категории: формальные лидеры и неформальные лидеры. Формальным лидером является любой руководитель, т.е. источником формального лидерства является должностное положение, иначе говоря, организационная основа власти. Неформальным лидером может стать любой из участников организации, который в силу своих личных особенностей или складывающейся ситуации оказывает наибольшее влияние на других. Источником неформального лидерства являются индивидуальные качества работника, его знания, умения и навыки, а также проявление этих качеств в особой ситуации, в которой оказались два и более человек, иначе говоря – личная основа власти.
В организации идеальным для осуществления власти (для лидерства) является сочетание двух указанных основ власти - личностной и организационной. Это дает наиболее полный инструментарий для влияния на коллектив.
Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, сообразительная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из соответствующих потребностей людей и их объединений, возникающих в процессе совместной деятельности. Эти потребности и удовлетворяют лидеры.
В организации лидерством можно и нужно управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, поддерживать конструктивных и нейтрализовывать деструктивных лидеров.
В отличие от формального управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный» заменяются отношениями «лидер – последователь».
Сила и принуждение, свойственные формальному руководству, при лидерстве заменяются побуждением и воодушевлением. Управленческое воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления им власти.
Лидерство –это тип управленческого взаимодействия между лидером и его последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство является функцией лидера, его последователей и ситуационных переменных. Лидер получает власть, доказав свою компетентность и ценность для группы от последователей, когда последователи признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по – другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также выказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Изучение опыта работы лидеров – практиков свидетельствует, что они обладают способностью создавать образ будущего состояния организации и доводить его в приемлемой форме до последователей. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря своему умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате предпринимаемых группой усилий. Речь идет не о любой цели или любом состоянии группы (организации) в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят иметь (неэффективное лидерство) или могут иметь (эффективное лидерство).
Видение будущего становится привлекательным, если оно лучше, чем существующая реальность. Видение будущего захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение будущего вселяет силы в последователей, оно заставляет их верить в успех дела.
В соответствии с современными взглядами, лидерским способностям и умениям можно научиться. Считается, что лидерами обычно становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации, помогающий развить эти навыки и умения. В школах бизнеса существуют программы развития лидерских качест