Методы управления организационной культурой.
1. Поведение руководителей — руководитель должен стать ролевой моделью, показывая пример такого поведения, которое предполагается закрепить и развить у подчиненных.
2. Заявления, призывы, декларации руководства.
3. Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров — своими действиями руководители дают понять, что является важным и что ожидается от работников.
4. Реакция руководства на критические ситуации и организационныекризисы; глубина кризиса может потребовать от организации усиления существующей культуры или внедрения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.
5. Моделирование ролей, обучение и тренировка персонала — специфика организационной культуры усваивается подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли.
6. Критерии определения вознаграждения и статуса — то, из чего исходит организация, регулируя кадровый процесс, сразу становится известно ее членам по движению сотрудников внутри организации.
7. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения
8. Система стимулирования — система наград и привилегий, соответствующая определенным образцам поведения, расставляет для работников приоритеты, указывает на организационные ценности.
9. Организационные символы и обрядность — организационная культура закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации;
10. Поддержание организационной культуры в процессе реализации основных управленческих функций
71. Необходимость изменения организационной культуры. Факторы, определяющие сопротивление изменению организационной культуры.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (ИЗМЕНЕНИЯ):
· общих экономических условий;
· политической обстановки в стране;
· демографической ситуации (изменения в составе населения, процесс смены поколений и т.п.);
· деловой среды в целом и конкретной отрасли;
· истощение ресурсов, загрязнение среды;
· научно-технический прогресс и инновационные процессы в обществе.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ (ИЗМЕНЕНИЯ):
· целей организации
· стратегии развития
· организационной структуры предприятия
· собственника (руководителя)
· характера труда и содержания работы, технологий
· условий труда
· уровня образования и общего уровня развития работников
· уровня профессионализма работников
· социально – психологические причины (потребность к изменениям, смена настроений коллектива и т.п.).
ПРИЗНАКИ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ:
· отсутствие ясных целей и ценностей
· несогласованность пропагандируемых целей между формальным и неформальным лидерами, скрытое или явное противостояние нескольких лидеров
· недоверие к действиям руководства организации со стороны сотрудников
· существование проблем в межличностном общении сотрудников, «битвы» между отдельными «группировками»
· отсутствие у сотрудников чувства сопричастности, отсутствие команды
· эмоциональный спад у сотрудников, касающийся работы и будущего в этой организации
· отсутствие чувства удовлетворения у сотрудников, связанного с мастерством, вложенными усилиями, вознаграждением
· закрытость каналов передачи информации внутри организации или их несогласованность
· отсутствие доступа сотрудников к руководству, менеджеры сидят за дверями своих кабинетов, не готовы к действию
· отсутствие внимания со стороны руководства к потребностям сотрудников
· отсутствие внимания со стороны руководства к удовлетворенности клиентов.
72. ЭТАПЫ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Этап 1. Обоснование необходимости изменений
Постановка четких целей, разработка стратегии организации, уяснение того, что должно получиться в результате
2. Изучение существующей организационной культуры. Для этого рекомендуется выполнить следующие шаги:
q Создание рабочей группы из специалистов по данному вопросу и наделение ее достаточным объемом полномочий, доступом к информации
q Проведение исследований в организации, включающих анкетирование, интервьюирование, составление социометрических таблиц
q Определение значимости важных организационных символов
q Создание историй и легенд, рассказываемых в компании
q Оценка влияния культуры данной компании на эффективность деятельности организации