Показатели и методы оценки эффективности управления персоналом.
Показатели эффективности деятельности подразделений управления персоналом – это оценочные критерии, выраженные в объективных показателях развития производства: - показатели экономической эффективности; - показатели количественной, структурной и качественной укомплектованности кадрового состава; - показатели степени удовлетворенности работников работой в организации; - косвенные показатели эффективности: текучесть кадров, производительность труда и т.п.
Методы:
1. Экспертная оценка
Анкетировании руководителей подразделений, с целью выяснить их мнение о работе сотрудников службы персонала в организации, о методах, которые они используют. Вопросы могут задаваться как общиетак и конкретные. Такую оценку целесообразно проводить регулярно: раз в полгода или год. Получив и проанализировав данные, важно сделать правильный вывод и повысить качество предоставляемых услуг. Преимущество такой оценки заключается в простоте ее реализации и невысокой стоимости проекта. Недостаток: субъективность в оценке.
2.Метод бенчмаркинга
Бенчмаркинг - это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация.
Сравниваются такие показатели как динамика текучести кадров, затраты на привлечение новых сотрудников и др.
Метод бенчмаркинга осуществляется в несколько этапов:
1 этап: формируется проектная команда экспертов.
2 этап: сбор и детальный анализ информации, в ходе которого эксперты запрашивают в компаниях или
подразделениях, участвующих в исследовании необходимую документацию и проводят конфиденциальный
опрос сотрудников о работе службы персонала.
3 этап: сравнение показателей деятельности кадровых служб каждой компании с полученными
обобщенными показателями и выявление «слабых» мест в системе управления человеческими ресурсами.
Подобная оценка не может оказаться точной, поскольку сравниваются службы с различной спецификой деятельности. К тому же подобная работа требует больших затрат.
3. Метод подсчета отдачи инвестиций
Метод оценки отдачи инвестиций основывается на показателе ROI (Return of investment - отдача
инвестиций). Он применяется практически во всех сферах бизнеса, в том числе и в сфере управления
персоналом. ROI – это разница между полученной от программы прибыли (на выходе) и затратами (на входе).
Данный показатель рассчитывается по формуле: ROI = (доход - затраты) / затраты * 100%.
Плюсом данного метода является то, что расчет ROI помогает оценить финансовую эффективность инвестиций в сотрудников и оценить эффективность HR-мероприятий в денежном выражении.
Минусом данного метода является трудоемкость. Метод расчета ROI имеет ряд ограничений. Подсчитать доход и затраты программ, обычно, удается не точно, а иногда и вовсе не получается, потому что не всегда учитывается влияние внешних и внутренних факторов, которым можно дать только примерную количественную оценку.
4. Комплексная методика Джека Филлипса
Филлипс предложил пять формул определения эффективности службы персонала:
1. оценка инвестиций в кадровую службу - рассчитывается как отношение расходов службы персонала к операционным расходам организации;
2. показатель расходов по управлению персоналом на 1 сотрудника – это отношение расходов службы персонала к количеству сотрудников организации;
3. показатель отсутствия на рабочем месте - это сумма прогулов и внеплановых увольнений
сотрудников;
4. показатель удовлетворенности сотрудников - высчитывается процент работников, довольных своей работой, с помощью методов анкетирования или интервью;
5. показатель единства и согласия в организации - определяется на основе статистических данных по производительности и оценке эффективности труда.
По мнению консультантов, методика Филлипса успешно работают в компаниях, где хорошо поставлен регулярный менеджмент, что в России встречается нечасто, а потому расчет последнего показателя произвести не так просто.
5. Модель Дэйва Ульриха
Ульрих предлагает пять способов измерения эффективности HR-службы:
1.Показатель производительности рассчитывается как выпуск продукции на единицу сырья на одного сотрудника.
2. Показатель измерения бизнес-процессов – это скорость реализации бизнес-процедур. Она вычисляется путем сравнения с аналогичным показателем других компаний или подразделений.
3. Расходы и иные показатели при проведении специальных программ или инициатив – аналог расчета отдачи инвестиций.
4. Лояльность и моральный климат в коллективе. Оцениваются с помощью анкетирования, интервью или тестирования.
5. Сравнивается скорость реализации бизнес-процесса до нововведений и после.
При изучении и анализе западных методик оценки эффективности кадровой службы с целью поиска наиболее эффективных выявилось множество недостатков и проблем, в частности:
- отсутствие конкретных критериев оценки большинства показателей и сложность их расчета; - сложность применения большинства методик в сфере услуг; - большая субъективность в оценке показателей.
Чтобы повысить эффективность работы служб управления персоналом целесообразно комбинировать данные методы.