Организационно-управленческий механизм управления карьерой персонала.
Управление деловой карьерой –это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.
В результате этого воздействия необходимо добиться такого положения, чтобы то, чем располагает или могут располагать люди как личности, как носители профессиональных способностей, опыта, было обязательно включено в трудовой процесс.
Привести в действие технологию призванмеханизм управления карьерой посредством конкретных методов и, тем самым, обеспечить достижение целей управления. Механизм управления карьерой основывается на принципах управления, правовых нормах, строго регламентирующих порядок применения, организации и использования применяемых средств и методов развития персонала.
Главную роль в процессе управления карьерой должна играть служба управления персоналом.
Планирование карьеры – одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Управление карьерой может быть реализовано за счет решения следующих задач:
1. Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения.
2. Организации обретения необходимого уровня профессиональной подготовки.
3. Активизации деятельности персонала с целью побуждения раскрывать собственный творческий потенциал. Создание мотивационной среды.
4. Регулирование и координация включенности работников в выполнение задач карьерной стратегии.
5. Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личных и профессиональных качеств.
6. Контроль за деятельностью работников, их профессиональным и должностным ростом.
Техника управления карьерой:
¯ изучение и выявление потребностей организации в персонале (качество, количество, сроки);
¯ оценка профессиональных способностей, личных качеств и результатов деятельности персонала;
¯ разработка вариантов планов использования сотрудника, создание условий для проявления индивидуальных возможностей;
¯ индивидуальная беседа с сотрудником, обсуждение предложенного варианта его использования (согласование, коррекция планов карьеры);
¯ расчет потребности финансового обеспечения реализации плана карьеры;
¯ контроль выполнения плана карьеры
Карьерограмма – инструмент управления карьерой, документ, в котором представлен вариант профессионального развития и должностного перемещения сотрудников в организации.
План карьеры – документ, в котором представлен вариант профессионального развития и должностного перемещения сотрудников в организации.
Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования выглядят следующим образом:
Субъект планирования | Мероприятия по планированию |
Сотрудник | Первичная ориентация и выбор профессии Выбор организации и должности Ориентация в организации Оценка перспектив, проектирование и реализация роста |
Менеджер по персоналу | Оценка при приеме на работу Определение на рабочее место Оценка труда и потенциала сотрудника Отбор в резерв Дополнительная подготовка Программы работы с резервом Продвижение |
Непосредственный руководитель | Оценка результатов труда Оценка мотивации Организация профессионального развития Предложения по стимулированию Предложения по росту |
Управление карьерой всегда протекает в конкретных условиях.
При планировании карьеры учитывается, во-первых, внутренние движущие силы карьерного развития: потребности, ценности, мотивы человека и внешние, предоставляемые организацией:
T высшая точка карьеры – высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
T длина карьеры – количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой человеком в организации, до высшей точки;
T показатель уровня позиции – отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится человек в данный момент своей карьеры;
T показатель потенциальной мобильности – отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится человек.
Стартовые условия карьерыдействуют в период зарождения карьеры, однако, во многом определяют все дальнейшее карьерное развитие.
Среди них выделяют следующие основные группы: базовое обучение, наличие неформального опыта управленческой деятельности, семья (родители), характер самоопределения, готовность к управленческой деятельности, социальные условия, в которых человек родился и вырос.
Процесс управления карьерой должен основываться на принципах управления
Принципы управления карьерой:
1. Непрерывность 2. Осмысленность 3 Соразмерность 4. Маневренность 5. Экономичность
6. Заметность
Содержание принципов управления карьерой управленческого персонала
Принцип | Содержание |
Принцип непрерывнос-ти | Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной и служить поводом для остановки. Прерывание карьеры должно служить для создания ресурсного резерва (дополнительных знаний, расширения источников информации, усиления социальных связей, укрепления психологической устойчивости, здоровья и т.п.). |
Принцип осмысленнос-ти | Любое карьерное действие должно быть целесообразным, осуществляться сообразно целям индивида и организации |
Принцип соразмернос-ти | Скорость продвижения работника должна быть соизмерима с общим движением. Успешная карьера – это движение в группе лидеров |
Принцип маневреннос-ти | Смягчение “силы столкновений” за счет компромиссов, “обход препятствия” без существенного изменения маршрута, выход на другой карьерный “маршрут” и т.п. |
Принцип экономичнос-ти | Выигрывает тот способ деятельности, который дает наибольший результат при наименьших ресурсных затратах. Например, производительность труда может повышаться за счет возвышения в мастерстве, повышении заинтересованности, вдохновения |
Принцип заметности | Если результатом работы можно гордиться, то его необходимо представлять и “пользоваться случаем”. |