Цели, задачи и принципы оперативного дежурства

1.2.1. В органах повседневного управления МЧС России организуется и осуществляется круглосуточное дежурство. Для этого на пунктах управления МЧС России (специально оборудованных и оснащенных техническими средст­вами связи и автоматизации пунктах, с которых осуществляется управление подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными ор­ганами МЧС России и их подчиненными подразделениями1, воинскими частя­ми войск гражданской обороны и организациями МЧС России в мирное и во­енное время) организуется оперативная дежурная служба в целях:

своевременного приведения органов управления МЧС России в различ­ные степени готовности;

организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (соответствующего федерального округа, субъекта Российской Федерации);

организации взаимодействия и обмена оперативной информацией с фе­деральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации (органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления) при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных цен Цели, задачи и принципы оперативного дежурства - student2.ru ностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Цели, задачи и принципы оперативного дежурства - student2.ru

1 Подчиненные подразделения регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - соединения и воинские части войск гражданской обороны (далее - воинские части войск гражданской обороны), подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подчиненные подразделения главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации -подразделения федеральной противопожарной службы, центры Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные главному управлению МЧС России по субъекту Российской Феде­рации

1.2.2. Основными задачами оперативного дежурства на пунктах управле­ния являются:

прием и доведение установленных сигналов по приведению структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (территориального органа МЧС России), воинских частей войск гражданской обороны, организаций и уч­реждений МЧС России центрального подчинения (подчиненных подразделе­ний территориального органа МЧС России) в высшие степени готовности (бое­вой готовности);

своевременное доведение распоряжений до руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (территориального органа МЧС России), воинских частей войск гражданской обороны, организаций и уч­реждений МЧС России центрального подчинения (подчиненных подразделе­ний территориального органа МЧС России) при приведении в готовность к вы­полнению задач по предназначению в мирное и военное время;

доведение в установленном порядке сигналов по гражданской обороне до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также установленных сигналов оповеще­ния, возложенного на МЧС России при внезапном нападении противника;

оповещение по решению руководства МЧС России членов Правительст­венной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций (комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации);

оповещение в установленном порядке членов оперативного штаба управ­ления в кризисных ситуациях МЧС России (территориального органа МЧС России) при возникновении чрезвычайной ситуации;

поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности МЧС России в период угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера в мирное и военное время;

осуществление сбора, обработки и доклада руководству МЧС России (территориального органа МЧС России) оперативной информации о ходе про­ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районе чрезвы­чайной ситуации;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

ведение учета сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с орга­нами повседневного управления МЧС России функциональных и территори­альных подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрез­вычайной ситуации;

организация информационного обеспечения деятельности руководства Министерства и структурных подразделений центрального аппарата МЧС Рос­сии (территориальных органов МЧС России) по управлению силами функцио­нальных и территориальных подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

осуществление предварительной оценки масштабов и характера возник­шей чрезвычайной ситуации, координация действий сил и средств функцио­нальных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка необходимых расчетов и предложений руководству МЧС России (территориального органа МЧС России) для принятия решений в слу­чаях угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

представление в установленном порядке оперативной ежедневной сводки руководству МЧС России (территориального органа МЧС России), а также в федеральные органы исполнительной власти (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в соответствии с возложенными на МЧС России (территориальный орган МЧС России) функциями;

доведение до подчиненных оперативных дежурных служб, сил постоян­ной готовности МЧС России данных прогноза о возможных чрезвычайных си­туациях;

обеспечение оперативной информацией руководства МЧС России (тер­риториального органа МЧС России) из района (с места) чрезвычайной ситуа­ции;

сбор и обработка информации по материально-техническим и денежным средствам, израсходованным при ликвидации чрезвычайной ситуации;

поддержание в готовности и обеспечение надежного функционирования программно-технических средств на пунктах управления.

1.2.3. Оперативное дежурство строится на принципах единоначалия, опе­ративности.

Единоначалие достигается:

подчинением личного состава оперативных дежурных смен лицам, опре­деленным приказами (решениями) соответствующих руководителей органов повседневного управления МЧС России;

оперативным подчинением сил постоянной готовности МЧС России вышестоящим органам повседневного управления МЧС России.

Оперативность достигается:

постоянной готовностью системы управления и своевременным её нара­щиванием;

высоким уровнем профессиональной подготовки личного состава оперативных дежурных смен;

поддержанием дежурных сил в состоянии постоянной готовности к выполнению задач по предназначению;

неукоснительным выполнением установленного на соответствующей территории порядка информационного обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

первоочередным (после получения подтверждения) доведением сигналов (приказов) управления и оповещения до подчиненных органов повседневного

управления МЧС России с последующим докладом соответствующему руково­дящему составу о полученных сигналах (приказах) и выполненных мероприя­тиях.

Наши рекомендации