Цели, задачи и принципы оперативного дежурства
1.2.1. В органах повседневного управления МЧС России организуется и осуществляется круглосуточное дежурство. Для этого на пунктах управления МЧС России (специально оборудованных и оснащенных техническими средствами связи и автоматизации пунктах, с которых осуществляется управление подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России и их подчиненными подразделениями1, воинскими частями войск гражданской обороны и организациями МЧС России в мирное и военное время) организуется оперативная дежурная служба в целях:
своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности;
организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (соответствующего федерального округа, субъекта Российской Федерации);
организации взаимодействия и обмена оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных цен ностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
1 Подчиненные подразделения регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - соединения и воинские части войск гражданской обороны (далее - воинские части войск гражданской обороны), подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Подчиненные подразделения главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации -подразделения федеральной противопожарной службы, центры Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные главному управлению МЧС России по субъекту Российской Федерации
1.2.2. Основными задачами оперативного дежурства на пунктах управления являются:
прием и доведение установленных сигналов по приведению структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (территориального органа МЧС России), воинских частей войск гражданской обороны, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения (подчиненных подразделений территориального органа МЧС России) в высшие степени готовности (боевой готовности);
своевременное доведение распоряжений до руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (территориального органа МЧС России), воинских частей войск гражданской обороны, организаций и учреждений МЧС России центрального подчинения (подчиненных подразделений территориального органа МЧС России) при приведении в готовность к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;
доведение в установленном порядке сигналов по гражданской обороне до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также установленных сигналов оповещения, возложенного на МЧС России при внезапном нападении противника;
оповещение по решению руководства МЧС России членов Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций (комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации);
оповещение в установленном порядке членов оперативного штаба управления в кризисных ситуациях МЧС России (территориального органа МЧС России) при возникновении чрезвычайной ситуации;
поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности МЧС России в период угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время;
осуществление сбора, обработки и доклада руководству МЧС России (территориального органа МЧС России) оперативной информации о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации;
сбор и обработка информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
ведение учета сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами повседневного управления МЧС России функциональных и территориальных подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация информационного обеспечения деятельности руководства Министерства и структурных подразделений центрального аппарата МЧС России (территориальных органов МЧС России) по управлению силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
осуществление предварительной оценки масштабов и характера возникшей чрезвычайной ситуации, координация действий сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка необходимых расчетов и предложений руководству МЧС России (территориального органа МЧС России) для принятия решений в случаях угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
представление в установленном порядке оперативной ежедневной сводки руководству МЧС России (территориального органа МЧС России), а также в федеральные органы исполнительной власти (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в соответствии с возложенными на МЧС России (территориальный орган МЧС России) функциями;
доведение до подчиненных оперативных дежурных служб, сил постоянной готовности МЧС России данных прогноза о возможных чрезвычайных ситуациях;
обеспечение оперативной информацией руководства МЧС России (территориального органа МЧС России) из района (с места) чрезвычайной ситуации;
сбор и обработка информации по материально-техническим и денежным средствам, израсходованным при ликвидации чрезвычайной ситуации;
поддержание в готовности и обеспечение надежного функционирования программно-технических средств на пунктах управления.
1.2.3. Оперативное дежурство строится на принципах единоначалия, оперативности.
Единоначалие достигается:
подчинением личного состава оперативных дежурных смен лицам, определенным приказами (решениями) соответствующих руководителей органов повседневного управления МЧС России;
оперативным подчинением сил постоянной готовности МЧС России вышестоящим органам повседневного управления МЧС России.
Оперативность достигается:
постоянной готовностью системы управления и своевременным её наращиванием;
высоким уровнем профессиональной подготовки личного состава оперативных дежурных смен;
поддержанием дежурных сил в состоянии постоянной готовности к выполнению задач по предназначению;
неукоснительным выполнением установленного на соответствующей территории порядка информационного обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
первоочередным (после получения подтверждения) доведением сигналов (приказов) управления и оповещения до подчиненных органов повседневного
управления МЧС России с последующим докладом соответствующему руководящему составу о полученных сигналах (приказах) и выполненных мероприятиях.