Обучение персонала. Понятие, виды, концепции и методы обучения.
Ответ:
Обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.
Непрерывное образование — процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования-, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения).
Профессиональное образование как процесс — это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат — подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.
Следует различать следующие виды обучения:
- Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
- Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
- Переподготовка кадров— обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника.
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.
Методы обучения персонала на рабочем месте:1. Направленное приобретение опыта. 2. Производственный инструктаж. 3. Смена рабочего места (ротация). 4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. 5. Подготовка в проектных группах - Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.
Методы обучения персонала вне рабочего места:1. Чтение лекций. 2. Программированные курсы обучения. 3. Конференции, семинары. 4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики. 5. Деловые игры. 6. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей. 7. Рабочая группа (≪кружок качества≫ и ≪вместо учебы≫) - Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы.
К традиционным методам относятся лекции, семинары и самостоятельное обучение, например просмотр учебных видеофильмов.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей.