Интегрирующее звено и его передаточные функции
Передаточная функция:
.
Если входная и выходная величина одной размерности, то передаточную функцию обычно записывают в виде:
,
где Т – постоянная времени (в секундах).
Уравнение звена:
или .
Выходная величина пропорциональна интегралу входной величины.
Статическая характеристика: yст =W(0)·xст, где W(0) = ∞
Это значит, что статический режим невозможен при xст 0, т.к. звено непрерывно интегрирует входную величину и выходная величина непрерывно изменяется. Статический режим возможен только при xст=0, когда интегрирование прекращается. Таким образом, статическая характеристика совпадает с осью y.
Переходная функция: h(t)=K·t·1(t)
Ее значение линейно нарастает во времени (теоретически до бесконечности). Скорость нарастания переходной функции равна коэффициенту К.
Весовая функция: g(t)=K·1(t)
Интегрирующее звено обладает способностью сохранять постоянное не равное нулю значение выходной величины при равенстве нулю входной величины.
Пример: реакция интегрирующего звена на сложное ступенчатое воздействие.
ЛАЧХ:
В логарифмическом масштабе частоты это уравнение прямой линии с наклоном –20 дБ/дек. С увеличением частоты значение ЛАЧХ уменьшается.
При ω<K, L>0 – звено усиливает амплитуду.
При ω=K, L=0 – амплитуды входной и выходной величины одинаковы.
При ω>K, L<0 – звено ослабляет амплитуду.
ЛАЧХ пересекает ось частоты на частоте ω=К (ω=1/Т). На частоте ω=1 значение ЛАЧХ равно 20·lg(К).
ЛФЧХ: φ(ω)= – 90˚ = – π/2 рад
Интегрирующее звено при любой частоте гармонического воздействия вносит отставание по фазе на четверть периода.
Пример ЛАЧХ и ЛФЧХ интегрирующего звена для К>1.
Гидравлический демпфер
Скорость движения поршня будет пропорциональна силе: , следовательно, перемещение поршня будет пропорционально интегралу силы: . Коэффициент К – зависит от конструкции демпфера и вязкости жидкости.
Такое математическое описание допустимо, только если пренебречь механической инерцией поршня, силами трения между поршнем и стенками и рядом других факторов.
Механическая часть электропривода
М – электромагнитный момент двигателя, Мс – момент статического сопротивления механизма на валу двигателя, ω – угловая скорость вала двигателя.
Скорость двигателя пропорциональна интегралу разности моментов М и Мс, которая называется динамическим моментом: Мдин = М–Мс.
,
где JΣ – суммарный момент инерции механической части электропривода. Таким образом, моделью механической части электропривода является интегрирующее звено.
Такое представление допустимо, только если пренебречь упругими деформациями валов и других элементов механической части, а также, если момент инерции не зависит от скорости и от угла поворота (для кривошипно-шатунного механизма, у которого момент инерции является переменной величиной, эта модель не подходит).