Государственное унитарное предприятие г. Москвы

Государственное унитарное предприятие г. Москвы

«МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

Электродепо «Новогиреево»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель начальника метрополитена – Начальник электродепо

Начальник Службы подвижного состава «Новогиреево»

_________________ О.Е. Зайцев _________________ А.А. Рудюк

«____»_____________ 2015 г. «____»_____________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Заместитель генерального директора Заместитель начальника

ОАО «Метровагонмаш» метрополитена – Главный ревизор

по безопасности движения

_________________ А.П. Никитенко

_________________ Н.А. Козлов

«____»_____________ 2015 г.

«____»_____________ 2015 г.

МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Для локомотивных бригад электродепо «Новогиреево»

«О порядке действий машиниста электропоезда при возникновении

неисправностей на электроподвижном составе, сформированном из вагонов модели 81-760/761»

Москва 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Данная инструкция определяет порядок действий машиниста при возникновении неисправностей на составах модели 81-760/761.

Требования настоящей Инструкции могут быть соблюдены при условии знания машинистом Правил технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ, приказов и указаний управления Московского метрополитена, инструктажей Службы подвижного состава, приказов и инструктажей по электродепо, должностных инструкций и оборудования электроподвижного состава. Оперативность действий машиниста электропоезда должна сочетаться с обеспечением безопасности движения поездов и выполнением требований Инструкции по охране труда и технике безопасности.

Общие положения.

1. Основной задачей машиниста при возникновении неисправности на электроподвижном составеявляется ее устранение в кратчайшие сроки. При необходимости снятие неисправного подвижного состава с линии. В этом случае машинист обязан:

1.1. Определить характер неисправности.

1.2. Немедленно доложить о случившемся поездному диспетчеру, с указанием характера неисправности и места нахождения состава (поезда), а также о своих дальнейших действиях.

1.3. Информировать пассажиров о задержке отправления.

1.4. Принять меры к устранению неисправности электроподвижного состава согласно настоящей Инструкции.

1.5. После устранения неисправности определить порядок дальнейшего следования.

1.6. Перед отправлением поезда предупредить пассажиров об этом: «Уважаемые пассажиры! Будьте осторожны, поезд отправляется» и проверить накат.

2. Порядок действий машиниста при вынужденной остановке или задержке отправления поезда.

2.1. Остановить поезд, по возможности, на площадке и прямом участке пути, вблизи телефона тоннельной связи, если не требуется экстренной остановки состава.

2.2. Обо всех задержках отправления поезда, внеплановых остановках машинист обязан немедленно доложить поездному диспетчеру.

2.3. В соответствии с перечнем текстов информации пассажиров, объявить пассажирам о задержке отправления поезда и соблюдении спокойствия. При необходимости, затормозить состав стояночным тормозом: включить КР (контроллер реверса), переключив тумблер «ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ» SА-1 в верхнее положение (заторможен), по МФДУ проверить взятие вагонов на стояночные тормоза, нажать «КТР», убедиться в отсутствии скатывания состава и отжать «КТР».

2.4. Определить возможность дальнейшего следования, принять меры к устранению возникшего препятствия для движения.

2.5. После устранения препятствия для движения, доложить ДЦХ, включить КРО, переключить тумблер «ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ» SA-1 в нижнее положение (отпуск), по МФДУ убедиться в отпуске стояночных тормозов на вагонах, проверить накат (см. п.4).

2.6. При невозможности устранения препятствия для движения – затребовать бригаду ПВС. При получении указания от поездного диспетчера организовать вывоз или вывод пассажиров из тоннеля.

2.7. При обнаружении препятствия для движения на смежном пути машинист обязан: доложить об этом ДЦХ, с требованием остановить встречный поезд; подать ручной (звуковой) сигнал остановки, если встречный поезд находится в пределах видимости.

2.8. В случае необходимости приближения к впереди стоящему поезду, машинист обязан остановить свой поезд на расстоянии не менее 25 м до него, на подъеме более 30‰ – не менее 50 м, подать сигнал остановки (три коротких), доложить ДЦХ и далее действовать по его указанию.

2.9. В случае вынужденного ограничения скорости следования не более 10 км/ч, машинист обязан отключить устройства АЛС-АРС, доложить ДЦХ об этом и дать заявку на включение сигнальных огней светофоров автоблокировки.

2.10. Во всех случаях экстренной остановки поезда (состава) пневматическим или электропневматическим тормозом, необходимо доложить ДЦХ и вызвать машиниста-инструктора для прослушивания состава.

2.11. Обо всех выявленных недостатках и нарушениях нормальной работы электроподвижного состава, машинист обязан по окончанию смены написать рапорт установленной формы.

3. При вынужденной остановке поезда по неисправности электроподвижного состава.

3.1. Немедленно доложить ДЦХ о случившемся, с указанием места нахождения состава.

3.1.1. Определить характер неисправности обработав кабину управления, согласно данной инструкции (п.3). Доложить ДЦХ о характере неисправности и своих дальнейших действиях. При необходимости, затребовать консультацию старшего инструктора по производственно – техническим вопросам СПС на центральном диспетчерском пункте.

3.1.2. В соответствии с перечнем текстов дополнительной информации пассажиров, предупредить пассажиров о задержке отправления поезда и соблюдении спокойствия.

3.1.3. Принять меры к устранению неисправности электроподвижного состава, в соответствии с требованиями данной инструкции.

3.1.4. После устранения неисправности, машинист обязан сообщить ДЦХ о порядке дальнейшего следования: с включёнными устройствами АЛС-АРС или УОС, скорости и маршруте следования с пассажирами или без пассажиров, далее действовать по его указанию.

3.1.5. Перед отправлением предупредить пассажиров об этом.

3.1.6. После устранения неисправности машинист обязан проверить накат ( п.4).

3.1.7. Перед переходом на резервный комплект АРС (БКПУ-1 или БКПУ-2) или УОС, при включении тумблера АБСД (аварийной блокировки сигнализатора давления), закрытия кранов К-35, РВТБ и других случаях нарушения целостности пломб на приборах безопасности, машинист обязан доложить ДЦХ.

3.1.8. При потере управления поездом,машинист обязан принять меры для быстрейшего восстановления управления, при необходимости применить резервное управление. Если управление поездом не будет восстановлено в течение 5 минут, машинист обязан затребовать вспомогательный поезд. Если, после затребования вспомогательного поезда причина вынужденной остановки будет устранена, машинист обязан доложить ДЦХ о готовности к дальнейшему следованию. В этом случае ДЦХ может отменить назначенный ранее вспомогательный поезд.

3.2. Перед уходом из кабины управления для выявления и устранения неисправности машинист обязан:

3.2.1. Доложить ДЦХ о необходимости осмотра подвижного состава, дать заявку на включение в тоннеле рабочего и аварийного освещения.

3.2.2. Привести кабину управления в нерабочее положение:

3.2.2.1. При отсутствии необходимости в отпуске пневматических тормозов во время осмотра:

– включить стояночный тормоз: при включенном КР переключить на ПМВ тумблер «ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ» SA-1 в верхнее положение. По МФДУ проверить включение стояночных тормозов на всех вагонах;

– нажать КТР, проверить отсутствие скатывания, отжать КТР;

– установить КР в нулевое положение.

3.2.2.2. При необходимости отпуска пневматических тормозов во время осмотра:

– включить стояночный тормоз: при включенном КР переключить на ПМВ тумблер «ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ» SA-1 в верхнее положение. По МФДУ проверить включение стояночных тормозов на всех вагонах;

– перекрыть разобщительный кран К9 (РВТБ);

– перейти на управления пневмотормозами от крана машиниста:

· включить тумблер «Тормоз экстренный»;

· установить кран К29 в положение «Р»;

· установить ручку крана машиниста во 2-ое положение;

– проверить зарядку ТМ до 5,2±0,1 атм., отпуск пневматических тормозов и отсутствие скатывания состава;

– установить КР в нулевое положение.

Примечание: Все действия по взятию и отпуску стояночных тормозов на составе проводятся при включенном реверсе (КРО или КРР) и включенных автоматах защиты «ЦУВ. УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНОЕ» (SF-2) или «ЦУВ. УПРАВЛЕНИЕ РЕЗЕРВНОЕ» (SF-3), «ПИТАНИЕ КРАНА МАШИНИСТА ОСНОВНОЕ» (SF-7) или «ПИТАНИЕ КРАНА МАШИНИСТА РЕЗЕРВНОЕ» (SF-8).

3.2.3 Передать текст объявления пассажирам о задержке отправления поезда и соблюдения спокойствия.

3.2.4 Надеть сигнальный жилет, взять с собой фонарь, необходимый инвентарь, запереть двери кабины машиниста.

3.2.5 Если при осмотре состава появляется опасность касания токоведущих частей или контактного рельса, необходимо затребовать снятие напряжения 825В с контактного рельса (см. п.7).

3.3. При возвращении в кабину управления, после устранения неисправности, машинист обязан (если не требуется особый порядок следования):

3.3.1. Снять заземляющее устройство, доложить об этом ДЦХ. Затребовать подачу напряжения 825В в контактный рельс ( п.7.12) – если перед осмотром напряжение 825В было снято.

3.3.2. Отключить тумблер «Тормоз экстренный», восстановить краны К9, К29, установить ручку крана машиниста в 6-ое положение, КР по направлению движению; переключить на ПМВ тумблер «ТОРМОЗ СТОЯНОЧНЫЙ» в нижнее положение. По МФДУ проверить отпуск стояночных тормозов на всём составе.

3.4. Во всех случаях перехода на управление от КРР, из поезда должны быть высажены пассажиры. Вывод состава с пути оборота при управлении от КРР запрещается. В исключительных случаях, при невозможности оставления состава на пути оборота, допускается его выезд для перестановки на свободный станционный путь. При отсутствии такового, разрешается следовать при управлении от КРР до ближайшего пункта с путевым развитием без пассажиров.

3.5. Во всех случаях перехода на КРР или управления пневматическими тормозами от крана машиниста или «КТР» необходимо доложить об этом ДЦХ.

4. Проверка наличия наката.

4.1. Локомотивная бригада обязана проверять наличие наката электроподвижного состава в следующих случаях:

4.2.1. после приёмки подвижного состава на линии;

4.2.2. после выезда из ПТО;

4.2.3. после отключения пневматических тормозов на вагоне (БУФТ);

4.2.4. после отключения БВ (в определённых данной Инструкцией случаях);

4.2.5. при выводе на МФДУ информации о не отпуске электропневматического или стояночного тормоза на вагоне;

4.2.6. после применения или сработки «Петли безопасности»;

4.2.7. после срабатывания РВТБ;

4.2.8. после срабатывания срывного клапана;

4.2.9. после получения информации о неисправности на подвижном составе по связи «пассажир-машинист»;

4.2.10. во всех случаях повышения сопротивления движению поезда или подозрении на это;

4.2.11. при сомнении в полном отпуске тормоза;

4.2.12. после срабатывания ДИСК-Б (ПОНАБ);

4.2.13. при переходе на КМ-013;

4.2.14. после срабатывания УКСПС.

4.2. Порядок проверки наличия наката:

4.2.1. На площадке или уклоне не более 5‰ тяговые двигатели включить на положении КМ «Ход-1». При достижении скорости 4÷5 км/ч установить КМ в положение «Выбег». Скорость следования после отключения тяговых двигателей, при проверке наката, должна быть 8 – 10 км/ч. Если после отключения тяговых двигателей имеется сопротивление движению, или резкое замедление поезда до остановки, то накат отсутствует. Принять меры к выяснению и устранению неисправности (п.10). Если движению ничто не препятствует, следовать далее.

4.2.2. На уклоне более 5‰ накат не проверяется. Для проверки наличия наката проследовать на участок, где имеется возможность проверки наката.

4.3. Порядок проверки наличия свободности хода.

4.4. Проверяется в случае сомнения в полном отпуске тормозов на составе (вагоне).

4.5. Проверка наличия свободности хода должна проводиться на участке пути с уклоном не более 5% только по ходу движения поезда (спуске). Проверка наличия свободности хода на участке пути с уклоном против движения поезда (на подъёме) запрещается.

4.6. Для проверки свободности хода машинист обязан:

Установить рукоятку КМ в положение «Тормоз-3» и нажать кнопку КТР. При этом машинист должен быть готов затормозить электроподвижной состав пневматическим тормозом. После начала движения отжать кнопку КТР и визуально убедиться в отсутствии скатывания. Начало движения состава свидетельствует о наличии свободности хода.

4.8. Если состав в движение не пришел, то имеется сопротивление свободности хода. Принять меры к выявлению причины неисправности и её устранению. (п.10.)

4.7. Проверять накат или наличие свободности хода при запрещающем показании частоты АЛС-АРС, или впереди расположенного светофора запрещается.

5. Порядок применения педали бдительности:

5.1. Педаль бдительности используется машинистом в случаях необходимости обеспечить особые условия следования поезда (состава), осуществляя контроль за состоянием машиниста;

5.2. При следовании с включённой педалью бдительности машинист обязан соблюдать особые условия движения, быть готовым немедленно отпустить её и применить экстренное торможение, если возникнет угроза безопасности движения;

5.3. Существуют следующие ситуации, при которых разрешается нажимать педаль бдительности:

5.3.1. Въезд, выезд из электродепо и следование по парковым путям;

5.3.2. Движение по соединительным ветвям по не кодированным частотами АЛС рельсовым цепям;

5.3.3. Проследование светофоров с запрещающим показанием согласно ПТЭ метрополитенов РФ;

5.3.4. При появлении на указателе АЛС сигнального показания «0» или «ОЧ» на станциях и перегонах линий метрополитена – следование согласно ПТЭ метрополитенов РФ;

5.3.5. При следовании по станционным путям оборота подвижного состава к сигнальному знаку «Остановка первого вагона» или «УП»;

5.3.6. При неисправности (отключении) поездных устройств АЛС-АРС;

5.3.7. Следование поезда (состава) в неправильном направлении;

5.3.8. Движение вспомогательного поезда.

6. Напряжение с контактного рельса для осмотра электроподвижного состава снимается в следующих случаях:

6.1. Снимается и не подаётся напряжение с контактного рельса при следовании поезда (состава) на выбеге;

6.2. При возникновении загорания (задымления) на подвижном составе;

6.3. При эвакуации пассажиров из тоннеля;

6.4. При установке рельсового закрепителя на ходовой рельс;

6.5. При отпуске стояночного тормоза вручную;

6.6. При взрезе стрелки;

6.7. Во всех других случаях, если при осмотре электроподвижного состава появляется опасность касания токоведущих частей вагона или контактного рельса в условиях стеснённого габарита.

7. Порядок экстренного снятия и дальнейшей подачи напряжения 825В в контактный рельс:

7.1. Затребовать у поездного диспетчера снятие напряжения 825В с контактного рельса с указанием: пути, станции (перегона) и наименование работ (причины, вызвавшие необходимость снятия напряжения). Если поезд остановился в пределах пассажирской платформы только частью вагонов, машинист обязан сообщить об этом ДЦХ при передаче требования о снятии напряжения с контактного рельса;

7.2. Получить от ДЦХ приказ о снятии напряжения;

7.3. Повторить поездному диспетчеру принятый приказ, с указанием своей должности и фамилии;

7.4. Затребовать у поездного диспетчера включение рабочего и аварийного освещения и принудительной вентиляции в тоннеле;

7.5. Убедиться в отсутствии напряжения 825В: по показанию стрелочного киловольтметра и МФДУ (в режиме ВО индикаторы строки «Uкс» должны иметь розовый цвет), а так же по не работающим мотор - компрессорам, нажав на ПМО кнопку «резервный МК» и отсутствии освещения в вагоне.

Примечание: из-за разрядки конденсаторов фильтра питания, входящих в силовую электросхему вагона, напряжение снижается до нуля в течение 2-5 мин.

7.6. Привести кабину управления в нерабочее положение – п.3.2.2.

7.7. Надеть сигнальный жилет;

7.8. Сообщить пассажирам о задержке отправления поезда;

7.9. Проверить соответствие установленным нормам:

7.9.1. Диэлектрические перчатки: отсутствие внешних повреждений: порезов, проколов. На диэлектрических перчатках имеется отметка о дате последнего возможного их применения.

7.9.2. Заземляющее устройство: диэлектрическая ручка не имеет сколов и других механических повреждений, винты зажимов в скобах заземляющего устройства имеют свободный ход и не препятствуют её установке на ходовой и контактный рельсы.

7.10. В диэлектрических перчатках установить зажим заземляющего устройства на ходовой рельс и закрепить его винтом, после этого установить скобу заземляющего устройства на контактный рельс и закрепить вращением удлинённой диэлектрической ручки.

7.11. Доложить ДЦХ об установке заземляющего устройства.

7.12. По окончанию работ, в диэлектрических перчатках, снять заземляющее устройство в обратном порядке (сначала с контактного рельса, после этого с ходового).

7.13. Сообщить ДЦХ о снятии заземляющего устройства, передать требование на подачу напряжения 825В. С момента подачи заявки контактный рельс считается под напряжением. Если в течение 2-х минут напряжение 825В не подано необходимо выяснить у ДЦХ причину отсутствия напряжения.

Примечание.При установке заземляющего устройства на парковых путях и стрелочных съездах станционных путей не допускается наличие изолирующего стыка между местом установки заземляющего устройства и ближайшей колесной парой.

8. Машинист обязан вызвать бригаду ПВС в случаях:

8.1. Схода вагона, тележки, колесной пары с пути;

8.2. Излома частей или узлов оборудования вагона, препятствующих дальнейшему безопасному движению;

8.3. Невозможности извлечения человека из-под вагона.

9. Вспомогательный поезд.

9.1. Вспомогательный поезд назначается в следующих случаях:

9.1.1. При невозможности восстановления управления поездом в течение 5 минут с момента остановки.

9.1.2. При перекрытии концевых кранов тормозной магистрали между вагонами и наличием менее 50% пневматических тормозов в головной части поезда (вспомогательный поезд назначается в неправильном направлении).

9.1.3. При разрыве поезда (состава). При управлении поездом (составом) машинистом в одно лицо, или, если каждая его часть не может самостоятельно двигаться, назначаются два вспомогательных поезда, с разных направлений.

9.1.4. При невозможности восстановить работу мотор-компрессоров поезда (состава) и давлении воздуха в напорной магистрали поезда менее 5 кгс/см².

9.1.5. При потере машинистом способности управлять поездом.

9.2. Если вспомогательный поезд назначается со станции, он должен следовать без пассажиров.

9.3. После затребования вспомогательного поезда машинист не имеет права приводить поезд в движение до прибытия вспомогательного поезда или до получения указания поездного диспетчера о порядке дальнейшего движения.

9.4. Если причина вынужденной остановки будет устранена ранее прибытия вспомогательного поезда, машинист обязан доложить поездному диспетчеру о готовности к дальнейшему следованию. В этом случае поездной диспетчер может отменить назначение вспомогательного поезда и разрешить отправиться поезду с принятием необходимых мер, обеспечивающих безопасность движения. Отмена вспомогательного поезда производится приказом поездного диспетчера.

9.5. После вызова вспомогательного поезда машинист неисправного поезда затормаживает его стояночными тормозами. Проверяет исправность красных сигнальных огней. При неисправности красных сигнальных огней машинист использует сигнальный фонарь красного цвета. Далее он должен находиться в кабине управления со стороны прибытия вспомогательного поезда и при его приближении подать сигнал остановки.

9.6. Машинист вспомогательного поезда (состава) обязан остановить свой поезд (состав) на расстоянии не менее 25 метров от неисправного, а на подъёме 30‰ и более – не менее 50 метров, подать сигнал остановки.

9.7.1« Порядок проведения тренировочных занятий с назначением «вспомогательного» поезда в электродепо «Новогиреево»

9.7.2 Общие положения.

Настоящая инструкция определяет порядок проведения практических (тренировочных) занятий с локомотивными бригадами по совершенствованию навыков сцепления составов состоящих из вагонов модели 81-760/81-761 в условиях линии при назначении «вспомогательного» поезда, порядка следования соединенного поезда и его расцепления, с учетом местных условий.

Государственное унитарное предприятие г. Москвы

«МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

Электродепо «Новогиреево»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель начальника метрополитена – Начальник электродепо

Начальник Службы подвижного состава «Новогиреево»

_________________ О.Е. Зайцев _________________ А.А. Рудюк

«____»_____________ 2015 г. «____»_____________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Заместитель генерального директора Заместитель начальника

ОАО «Метровагонмаш» метрополитена – Главный ревизор

по безопасности движения

_________________ А.П. Никитенко

_________________ Н.А. Козлов

«____»_____________ 2015 г.

«____»_____________ 2015 г.

МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Наши рекомендации