История развития электропривода

История развития электропривода

1834 г. – академик Якоби создал первый двигатель постоянного тока, работающий от гальванической батареи;

1838 г. – этот двигатель использовании в первом ЭП (катер; 12 – 14 человек; испытан на Неве; не нашел применения из-за отсутствия источников питания);

1889 г. – Доливо – Добровольский изобрел систему трехфазного переменного тока;

1891 г. – Доливо – Добровольский изобрел асинхронный двигатель;

22 дек. 1920 г. – план ГОЭЛРО – электрификация страны.

Теорию электропривода разработали: Голован, Ринкевич, Попов, Чиркин.

1.2 Основные направления развития электропривода

1. Разработка и выпуск комплектных ЭП с использованием совершенных преобразователей и микропроцессорного управления.

2. Увеличение надежности, унификации и улучшение энергетических показателей ЭП.

3. Расширение области применения регулируемого асинхронного ЭП.

4. Использование ЭП с новыми типами электродвигателей (линейными, шаговыми, вентильными).

5. Создание математических моделей и алгоритмов технических процессов, машинных средств проектирования ЭП.

6. Подготовка инженерно – технических ресурсов и научных кадров, способных проектировать, создавать и эксплуатировать современные автоматизированные ЭП.

1.3 Структурная схема электропривода

Элктропривод – электромеханическая система, состоящая из электродвигателя, преобразователя, передаточного и управляющего устройств, предназначенных для приведения в движение ИО рабочей машины и управления этим движение (см. рисунок 1.1).

История развития электропривода - student2.ru

Рисунок 1.1 – Структурная схема электропривода.

Механика электропривода

Статические характеристики двигателей постоянного тока независимого возбуждения

История развития электропривода - student2.ru На рисунке 3.1:

Rя = rоя + rко + rдп + rщ,

где rоя – обмотки якоря;

rко – компенсационной обмотки;

rдп – добавочных полюсов;

rщ – щеточного контакта;

R = Rя + Rд – сопротивление якорной цепи

Принимаем следующие допущения:

1) реакцией якоря пренебрегаем;

2) момент на валу двигателя равен электромагнитному моменту.

Для вывода формул воспользуемся основными формулами:

U=E+IR (1),

E=kФω (2),

M=kФI (3),

где Ф – магнитный поток;

k – конструктивный коэффициент машины , k=pN/(2πa)

Подставим формулу (2) в (1):

U=kФw+IR,

Получаем уравнение электромеханической характеристики ω=f(I),

История развития электропривода - student2.ru

Выведем уравнение механической характеристики ω=f(М). Из формулы (3) выразим ток История развития электропривода - student2.ru , а затем подставим в формулу (4):

История развития электропривода - student2.ru

Характеристики линейны, их можно совместить, т.к. М~I

Характерные точки:

1) точка А – точка идеального холостого хода;

I=0, M=0, U=E; История развития электропривода - student2.ru

2) точка В – точка короткого замыкания;

ω=0, E=0, История развития электропривода - student2.ru

Режим к.з. машины соответствует неподвижному состоянию якоря при поданном напряжении якоря, а не замыканию его цепей друг с другом или на корпус (пример – момент пуска).

Расчет резисторов

Задача 3.2 ДПТ НВ Из предыдущего расчета (см. пример расчета естественных характеристик): ωн=131 рад/с kФн=3,05 В·с Мн=2290 Н·м ω0=144 рад/с 1. Номинальное ЭДС, В Ен= kФн·ωн Ен =3,05·131=400 2. Номинальное КПД История развития электропривода - student2.ru 3. Сопротивление якоря, Ом История развития электропривода - student2.ru История развития электропривода - student2.ru 4. Сопротивление добавочное, Ом История развития электропривода - student2.ru
Дано: Р=300 кВт Uн=440 В nн=1250 об/мин Iн=750 А Динамическое торможение ω=ωн Iт=1,5Iн
Rдоб. -?
 
Задача 3.3  
Дано: Этот же ДПТ; Режим противовключения ω = 0,7ωн Iт=1,7Iн Из предыдущих расчетов: Rя=0,03 Ом Eн= 400 В 1. Добавочное сопротивление, Ом: История развития электропривода - student2.ru
Rдоб. -?
 
Задача 3.4 Дано: Этот же ДПТ; Пуск двигателя U=Uн Iпуск=2,5Iн   Из предыдущих расчетов: Rя=0,03 Ом 1. Добавочное сопротивление, Ом: История развития электропривода - student2.ru  
Rдоб. -?  
           

История развития электропривода - student2.ru

История развития электропривода - student2.ru История развития электропривода - student2.ru

Механические характеристики

Уравнение механической характеристики:

История развития электропривода - student2.ru (*)

Исследуем зависимость на экстремум,→ История развития электропривода - student2.ru , получаем две максимальные точки: Мк, sк – критические.

История развития электропривода - student2.ru

(+) – s >0 (двигательный режим)

(–) – s <0 (генераторный режим)

Чаще применяют более удобную формулу механической характеристики:

История развития электропривода - student2.ru

где a=R1/R2

Если ω→ +∞, s→ -∞, то М→0

ω→ -∞, s→ +∞, то М→0

Вывод: ось скорости является асимптотой механической характеристики. Для построения механической характеристики по паспортным данным используют упрощение: R1=0. Получаем:

История развития электропривода - student2.ru - упрощенная формула Клосса.

История развития электропривода - student2.ru

История развития электропривода - student2.ru где История развития электропривода - student2.ru - перегрузочная способность

Рабочий участок характеристики (прямолинейный) можно построить по двум точкам (ω0, М=0, s=0) и (ωн, Мн, sн).

Характерные точки (см. рисунок 4.2):

1) М=0, s=0, ω=ω0 – точка идеального Х.Х.;

2) М=М н, s=1, ω=0 – КЗ/пуск;

3) Мкд, sкд; Мк2, sк2 – критические точки;

4) s→±∞, ω→±∞, → М→0

История развития электропривода - student2.ru Решение:

1) Угловая номинальная скорость, рад/с

ωн=2πnном/60=2·3,14·1465/60=153,3

2) Угловая скорость идеального Х.Х., рад/с

ω0=2πf1/р=2·3,14·50/2=157

3) Номинальный момент, Н·м

Мномном/ ωном=15000/153,3=98

4) Номинальное скольжение

sном=(ω0н)/ω0=(157-153,3)/157=0,025

5) Критический момент АД, Н·м

Мкм·Мном=2,3·98=225

6) Критическое скольжение

История развития электропривода - student2.ru

7) Пусковой момент, Н·м

Мпп·Мном=1,1·98=107,6

История развития электропривода - student2.ru

АД может работать во всех энергетических режимах, которые определяются значением и знаком скольжения (рисунок 4.2):

1) s=0, ω=ω0 – режим идеального Х.Х.;

2) s=1, ω=0 – режим КЗ;

3) 0<s<1, 0<ω<ω0 – двигательный режим;

4) s<0, ω>ω0 – генераторный режим;

5) s>1, ω<0 ( при ω0>0) – противовключение;

Расчет пусковой диаграммы

1. Задаются моментом переключения М2, М2=(1,1…1,3)Мс и числом ступеней Z (см. рисунок 4.5)

История развития электропривода - student2.ru 2. Определяют кратность моментов при пуске:

История развития электропривода - student2.ru , где История развития электропривода - student2.ru

3. Определяют пиковый момент при пуске:

М1=m·М2

4. Если М1≤(0,8…0,9)Мк, строят пусковую диаграмму.

5. Если не выполняется вышеуказанные условия, то задаются другими значениями.

Изменение пар полюсов.

История развития электропривода - student2.ru

→ ступенчатость регулирования скорости ω0 вследствие ступенчатости регулирования числа полюсов p.

Статорная обмотка состоит из двух одинаковых секций – полуобмоток. Используются различные схемы их подключения благодаря чему меняется число пар полюсов (рисунок 4.14).

История развития электропривода - student2.ru а)

 
 
  Рисунок 4.14 – Схемы подключения обмоток: а) последовательное согласное включение; б)последовательное встречное включение; в) параллельное включение    

История развития электропривода - student2.ru

б)

История развития электропривода - student2.ru в)

Чаще на практике используют две схемы переключения многоскоростных статорных обмоток:

а) переключение треугольник – двойная звезда История развития электропривода - student2.ru ;

б) переключение звезда – двойная звезда История развития электропривода - student2.ru ;

История развития электропривода - student2.ru а) История развития электропривода - student2.ru (рисунок 4.15)

А и А – начала 1 и 2 секции фаз.

А и А – концы этих фаз.

Переключение определяет уменьшение числа пар полюсов в 2 раза.

Целесообразно применять при нагруженном ЭП.

б) История развития электропривода - student2.ru (рисунок 4.16)

Также характеризуется уменьшением числа пар полюсов в 2 раза.

Достоинства:

· Экономичность;

· Потери малы;

· Высокий КПД;

· Хорошая жесткость;

· Достаточная нагрузочная способность.

Целесообразно применять при постоянном моменте нагрузки

Недостатки:

- ступенчатость изменения скорости;

- История развития электропривода - student2.ru небольшой диапазон регулирования.

Схема включения

Схема включения СД приведена на рисунке 4.17:

История развития электропривода - student2.ru В – возбудитель (генератор постоянного тока, мощностью Р=(0,3..3%)·РСД), установленный на одном валу с СД

Статор СД аналогичен статору АД, подключается к трехфазной сети переменного тока.

История развития электропривода - student2.ru История развития электропривода - student2.ru Ротор имеет обмотку возбуждения и пусковую короткозамкнутую обмотку в виде беличьей клетки. Обмотка возбуждения ротора питается от возбудителя. Вращающий момент СД обусловлен взаимодействием вращающегося магнитного поля статора и ротора. Максимальный момент Мmax определяется по угловой характеристике М=f(θ) (рисунок 4.19).

Участок 1 – режим устойчивой работы. Участок 2 (при θ >π/2) – режим неустойчивой работы (выход из синхронизма).

История развития электропривода - student2.ru

θ – угол между напряжением Uф и ЭДС Е

При θ=π/2 – М = Мmax;

Номинальный угол θн = 25...30°.

СД может работать во всех основных энергетических режимах.

Пуск синхронного двигателя

1. СД разгоняется с помощью вспомогательного двигателя до ω=0,95ω0, а затем дают ток возбуждения в обмотку ротора и ротор втягивается в синхронизм.

2. Асинхронный пуск СД – для этого служит КЗ обмотка. СД разгоняется как АД (в обмотке ротора нет питания) до подсинхронной скорости ω=0,95ω0, а затем на обмотку ротора подается ток возбуждения, ротор втягивается в синхронизм.

История развития электропривода - student2.ru В зависимости от своих параметров пусковая обмотка СД обеспечивает 2 основных вида механической характеристики (рисунок 4.20). Выбор характеристики определяется условиями работы СД. Для тяжелых условий пуска выбирают характеристику 2, т.к. Мп2> Мп1, но на характеристике 1 СД легче втягивается в синхронизм, т.к. Мвх1> Мвх2.

При пуске используются две основные схемы возбуждения:

· с глухоподключенным возбуждением (см. схему без К1, R, К2), для легких условий пуска (характеристика 1);

· возбудитель подключается в конце пуска контактом К2. В начале пуска К1 замкнут, К2 разомкнут; в конце наоборот (характеристика 2).

Для небольших мощностей при мощной питающей сети пуск СД происходит без ограничений пускового тока (Iпуск=(4..5) Iн)

При больших мощностях (МВт), соизмеримых с мощностью питающей сети, возникает необходимость ограничения пусковых токов, что чаще всего достигается использованием добавочных сопротивлений Rдоб, реакторов и автотрансформаторов.

КПД и коэффициент мощности

КПД для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный):

История развития электропривода - student2.ru

где Апол , Апотр – полезная и потребленная энергия;

∆А – потери энергии;

Рпол i – полезная механическая энергия на i-ом участке цикла;

∆Рi – потери механической энергии;

n – число участков работы ЭП.

История развития электропривода - student2.ru КПД для ЭП в установившемся режиме:

История развития электропривода - student2.ru

КПД ЭП как системы:

История развития электропривода - student2.ru

ηпу – КПД преобразующего устройства;

ηуу – КПД управляющего устройства;

ηд – КПД ЭД;

ηмп – КПД механической передачи;

Более мощные и скоростные ЭД характеризуются более высоким КПД. КПД зависит от развиваемой ЭД полезной механической на валу (рисунок 5.1).

Способы повышения КПД:

§ ограничение времени работы ЭД на холостом ходу;

§ обеспечение нагрузки ЭД при работе близкой к номинальной;

§ применение регулятора экономичности;

§ снижение потерь энергии в переходных режимах;

§ использование частотного регулирование скорости АД.

ЭП, подключаемые к сети ~I, потребляют активную и реактивную мощность. Активная мощность расходуется на полезную работу ЭП и покрытие в нем потерь. Реактивная создает электромагнитное поле, но непосредственно работы не совершает. Соотношение между активной и реактивной мощностью характеризуется коэффициентом мощности:

История развития электропривода - student2.ru

Стараются обеспечить максимальный коэффициент мощности cosφ.

Коэффициент мощности cosφ для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный)

История развития электропривода - student2.ru , где Ап – полная энергия.

Более высокое значение cosφ соответствует ЭД с большими номинальными мощностями и скоростями вращения.

Способы повышения cosφ:

§ замена малозагруженных АД на ЭД меньшей мощности;

§ ограничение работы ЭД на хх;

§ понижение питающего напряжения;

§ замена АД на СД.

Системы электропривода

Системы ЭП бывают:

а) разомкнутые – без обратной связи;

б) замкнутые – сигнал с выхода идет обратно на вход

Следящий электропривод

ЭП, который обеспечивает, воспроизводит с заданной точностью движение ИО РМ в соответствии с произвольно изменяющимся входным сигналом управления.

По своей структуре следящий ЭП представляет собой замкнутую систему, действующую по принципу отклонения. Система управления состоит из усилителя и силового преобразователя (рисунок 6.16).

История развития электропривода - student2.ru 1;5 – датчики входного и выходного сигнала;

2 – измеритель рассогласования;

3 – система управления;

4 – электродвигатель;

6 – исполнительный орган рабочей машины.

Классификации следящего ЭП.

По назначению:

1) скоростной (воспроизводит заданной точностью скорость движения);

2) позиционный (воспроизводит положение);

По способу управления:

1) непрерывного действия (U рассогласования подается на ЭД постоянно);

2) релейного действия (сигнал подается при достижении U определенного уровня);

3) импульсно следящий ЭП (управляющий сигнал в виде импульсов. Амплитуда, f и заполнение их изменяется в зависимости от U∆). В этом случае говорят об амплитудно-частотной и широтно-импульсной модуляции.

По виду ЭД:

1) ДПТ;

2) ЭД переменного тока.

Библиография

1. Москаленко, В.В. Электрический привод [текст]: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000 368 с.

2. Хализев, В.П. Электрический привод [текст]: учебник для техникумов. М.: «Высшая школа», 1977 – 256с., с ил.

3. Копылов, И.П. Справочник по электрическим машинам [текст]: В 2 т./С74 Под общ. ред. И.П. Копылова и Б.К. Клокова. Т.1. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 456 с.: ил.

Приложение А

(справочное)

Основные формулы, используемые для расчетов в дисциплине «Электропривод»

1. По разделу 1 «Механика электропривода»:

· Динамический момент: История развития электропривода - student2.ru ;

· Момент инерции: История развития электропривода - student2.ru = m∙r2 [кг∙м2]

· Маховый момент: Mм=G·D2

· Уравнение движения электропривода в общем виде:

История развития электропривода - student2.ru ;

· жесткость характеристик: История развития электропривода - student2.ru ;

· общая формула приведения статического момента:

История развития электропривода - student2.ru ;

· общая формула приведения момента инерции: История развития электропривода - student2.ru

2. По разделу 2 «Электропривод с двигателем постоянного тока»:

· Основные формулы для вывода:

U=E+IR (1),

E=kФω (2),

M=kФI (3),

· Уравнение электромеханической характеристики: История развития электропривода - student2.ru

· Уравнение механической характеристики: История развития электропривода - student2.ru

· Расчет номинальных величин:

История развития электропривода - student2.ru ; История развития электропривода - student2.ru ; История развития электропривода - student2.ru ; История развития электропривода - student2.ru ; История развития электропривода - student2.ru ; История развития электропривода - student2.ru

· Ток переключения при форсированном пуске: История развития электропривода - student2.ru

· Пиковый ток при нормальном пуске: История развития электропривода - student2.ru

· Сопротивление якоря: История развития электропривода - student2.ru

· Добавочное сопротивление в переходных процессах:

История развития электропривода - student2.ru

3. По разделу 3 «Электропривод с двигателем переменного тока»:

· Синхронная скорость двигателя: История развития электропривода - student2.ru ; История развития электропривода - student2.ru

· Уравнение механической характеристики АД:

История развития электропривода - student2.ru

· Критический момент АД: История развития электропривода - student2.ru

· Критическое скольжение АД: История развития электропривода - student2.ru

История развития электропривода - student2.ru

· Упрощенная формула Клосса: История развития электропривода - student2.ru

· Уравнение механической характеристики СД:

История развития электропривода - student2.ru

4. По разделу 4 «Энергетика электропривода»:

· Переменные потери:

ДПТ – История развития электропривода - student2.ru

АД – История развития электропривода - student2.ru

СД – История развития электропривода - student2.ru

· Переменные потери в ДПТ и роторе АД:

История развития электропривода - student2.ru

· Полные переменные потери в АД:

История развития электропривода - student2.ru

· Потери энергии в якоре ДПТ и роторе АД при переходных процессах:

История развития электропривода - student2.ru

· КПД для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный):

История развития электропривода - student2.ru

· Время переходного процесса при постоянном динамическом моменте:

История развития электропривода - student2.ru

· Время переходного процесса при линейных характеристиках ЭД и механизма:

История развития электропривода - student2.ru

· Электромеханическая постоянная времени:

История развития электропривода - student2.ru

· Время переходного процесса при изменяющемся динамическом моменте:

История развития электропривода - student2.ru

· Средний динамический момент:

История развития электропривода - student2.ru

· Уравнения нагрева и охлаждения:

История развития электропривода - student2.ru ; История развития электропривода - student2.ru

· Эквивалентный момент:

История развития электропривода - student2.ru

· Коэффициент повторного включения:

История развития электропривода - student2.ru

Приложение Б

(справочное)

Выписка из государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Электрический привод»

Специальность индекс наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы всего обязательных учебных занятий
Электрические машины и аппараты СД.05 электрический привод: классификация электрического привода, его назначение; типы и характеристики приводных механизмов и электродвигателей; механика электрического привода, уравнение движения; электромеханические свойства двигателей постоянного и переменного тока; регулирование частоты вращения; установившиеся и переходные режимы работы электрического привода; элементы схем управления; расчет мощности, выбор электродвигателей и элементов схем управления; теоретические основы автоматизированного электропривода; принципы автоматического управления электрического привода; типовые схемы и узлы разомкнутых и замкнутых систем автоматического управления электрического привода; преобразовательные устройства

История развития электропривода

1834 г. – академик Якоби создал первый двигатель постоянного тока, работающий от гальванической батареи;

1838 г. – этот двигатель использовании в первом ЭП (катер; 12 – 14 человек; испытан на Неве; не нашел применения из-за отсутствия источников питания);

1889 г. – Доливо – Добровольский изобрел систему трехфазного переменного тока;

1891 г. – Доливо – Добровольский изобрел асинхронный двигатель;

22 дек. 1920 г. – план ГОЭЛРО – электрификация страны.

Теорию электропривода разработали: Голован, Ринкевич, Попов, Чиркин.

1.2 Основные направления развития электропривода

1. Разработка и выпуск комплектных ЭП с использованием совершенных преобразователей и микропроцессорного управления.

2. Увеличение надежности, унификации и улучшение энергетических показателей ЭП.

3. Расширение области применения регулируемого асинхронного ЭП.

4. Использование ЭП с новыми типами электродвигателей (линейными, шаговыми, вентильными).

5. Создание математических моделей и алгоритмов технических процессов, машинных средств проектирования ЭП.

6. Подготовка инженерно – технических ресурсов и научных кадров, способных проектировать, создавать и эксплуатировать современные автоматизированные ЭП.

1.3 Структурная схема электропривода

Элктропривод – электромеханическая система, состоящая из электродвигателя, преобразователя, передаточного и управляющего устройств, предназначенных для приведения в движение ИО рабочей машины и управления этим движение (см. рисунок 1.1).

История развития электропривода - student2.ru

Рисунок 1.1 – Структурная схема электропривода.

Наши рекомендации