Особенности и этапы развития временного детского коллектива.

План изучения темы

1.Особенности и этапы развития временного детского коллектива.

2. Педагогическое управление развитием коллектива.

3. Самоуправление. Формы организации самоуправления в лагере.

Пути развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

А.Н. Лутошкин символически обозначил пути к сплоченному коллективу через «станции» (этапы).

«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто не соединяет между собой. Подует легкий ветерок- отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее- разнесет песчинки в стороны, пока кто- нибудь не сгребет их обратно в кучу. Есть группы детей детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу на встречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И поэтому песчаная россыпь не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина- материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти на помощь, нет дисциплины, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой.

«Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность – курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готова прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус- символ устремленности вперед, дружеской верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех и все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника»- знающие и надежные организаторы, верные товарищи. Здесь нет пассажиров, все - члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

«Горящий факел». Настоящий коллектив- тот, не удовлетворен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горячий материал для «горящего факела»- дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Педагогическое управление развитием коллектива.

Приступая к работе с детьми, вожатому необходимо в первую очередь освоить закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений), овладеть приемами и методикой создания особого воспитательного пространства в условиях лагеря.

Периоды развития временного детского коллектива — это периоды преобладающего психологического состояния, в соответствии с которыми строятся деятельность и общение в отряде в течение смены.

Каждый период требует соответствующих задач, деятельности, реализующей эти задачи, методики и, конечно, выделяет в работе вожатого его основную функцию на данном этапе.

Период адаптации.

Это период первоначального формирования отношений.

Психологическое состояние коллектива — это состояние ожидания, общего эмоционального напряжения, связанного с недостатком информации и чувством незащищенности, вызванного непривычной средой. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий. • Потребности детей в этот период — потребность в адаптации к новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своем положении в нем, а также потребность в «узнавании» территории лагеря, поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения.

Структура отряда.Официальная — складывается в результате организации деятельности. Неофициальная — очень ситуативная и складывается в двойки, тройки, в основном на бытовом уровне.

Основная функция вожатого — организаторская. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства.

Задачи вожатого в этот период:

• организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения информационного поиска;

• познакомить с правилами проживания в лагере, режимом дня;

• обеспечить психологическую защищенность ребят;

• удовлетворять потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности;

• помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив совместной деятельности (коллективное планирование);

• способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места («удобной» для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников.

Весь оргпериод деятельность должна быть непрерывной, отличаться высоким темпом. Необходимо обеспечить максимальную активность ребят и создать эмоциональный контакт между вожатыми и детьми. Вся деятельность организуется по малым меняющимся группам, чтобы ребятам можно было пообщаться в разнообразных малых группах, где общение наиболее эффективно. Деятельность в основном импровизационного, неожиданного характера, разнообразная, чтобы дать возможность всем проявить свои способности и качества.

Деятельность — не самоцель, а средство, при помощи которого формируются отношения и нравственные ценности. Другими словами, главная задача в работе вожатого не набор мероприятий, а складывающиеся отношения.

Показатели успешной деятельности на этом этапе развития коллектива:

• в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований;

• в отряде складывается атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

• отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.

Период творческого союза.

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризируется радостью коллективного творчества.

Доминирующая потребностьэтого периода характери­зуется желанием успеха в творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе. Положительный на­строй формирует радостное, творче­ское состояние у детей.

Содержание межличностного общения-обсуждение творческого процесса. Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.

Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентиро­ванности официальной и неофициальной структуры.

Основная функция вожатого -творческая.

Задачи:

- содействовать успеху творческого поиска;

- поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их утверждению;

- добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности;

- учить анализу и самоанализу, способствовать сплочению единомышленников.

Деятельность - разнообразнаяколлективно-творческая, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех. Творческое сотрудничество - период наибольшего развития инициативы и самодеятельности. Происходит переоценка ценностей - значимым становится то, что способствует общему успеху и приносит пользу окружающим. Творческая деятельность соответствует возрасту, органично вливается в общий настрой широкого коллектива всего лагеря.

Показатели успешной деятельности:

- влидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;

- отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый ..., подходя к первой общей
нравственной ступени: самый дружный;

- стремление оценки своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятые всеми в коллективе.

План изучения темы

1.Особенности и этапы развития временного детского коллектива.

2. Педагогическое управление развитием коллектива.

3. Самоуправление. Формы организации самоуправления в лагере.

Особенности и этапы развития временного детского коллектива.

Коллектив (от лат - собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно- значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Б.Л. Вульфсон)
Коллектив (детский) –это группа воспитанников, объединенная общей целью и совместной социально значимой деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающая сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловной равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.

Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа сборище». Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение детей и подростков, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.
В связи с этим обычно выделяют три стадии развития коллектива, критерием которого является отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
Первая стадия характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к детям. Требования, высказанные в форме, не допускающей возражений, необходимы на первых порах в каждом коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на сторону педагога перешли первый. Второй. Третий активисты, когда около педагога организуется группа, которая сознательно желает поддерживать дисциплину.
Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив, когда он «спелся» в едином тоне и стиле педагога. Это тот результат, который вознаграждает педагога за труд первого периода.
Основная цель работы педагога с коллективом заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреплении деловых отношений в коллективе.
Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.
Средства воспитания детского коллектива:
- разнообразная деятельность;
- специальная методика, направленная на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Педагогическую основу этой методики составляют:
- умелое предъявление требования к детям;
- воспитание детского актива;
- организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно- ориентационной, коммуникативной деятельности;
- формирование здорового общественного мнения;
- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни;
- организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми.
Предъявление единых педагогических требований:
Педагогическое требование- это предъявление ребенку культурной нормыотношения к человеку, труду, обществу.
Начинать воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Необходимо без лишней назидательности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на улице, на занятиях, в общественных местах, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, взрослым людям.
Принципы развития коллектива.
Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности.
Закон движения коллектива по А.С Макаренко, суть его состоит в том, что коллектив должен двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование его членов.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции(передача). Традиции- обычаи, образ действий, установившийся порядок в поведении, в быту, переходящий от одного поколения к другому. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе» А.С. Макаренко.

Наши рекомендации