ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОЦЕНОК 3.1. Общие пояснения
Оценка компетентности специалистов в управлении проектами выражается:
• в установлении сертификационных требований;
• в объективной оценке компетенции кандидата в соответствии с установленными тре
бованиями.
Сертификационные требования определены в настоящем разделе. Они приведены для элементов, на основании которых оценивается компетентность в управлении проектами - либо как предполагаемые минимальные или средние значения, либо по шкале от 0 до 10. Сертификационные требования могут определяться:
• для отдельного элемента;
• для области/диапазона компетентности.
Область/диапазон компетентности представляет собой совокупность элементов знаний/опыта и личных качеств кандидата. Она определяется и составляется национальной ассоциацией или органом по сертификации и фиксируется в Национальных требованиях к компетентности специалистов по Управлению проектами.
Процесс оценки элементов знаний/опыта и личных характеристик кандидата различен. Элементы (знания и опыт) легче оценить количественным образом, чем характеристики кандидата (личные качества и общее впечатление от общения с ним).
Требования для отдельного элемента знаний и опыта кандидата определяются на основе критериев, относящихся к знаниям и опыту (например, темы, методы, методики, инструментарий). Данные критерии влияют на успех управления проектом и на его конечные результаты. Критерии имеют три значения (низкое, среднее, высокое) и интерпретируются следующим образом:
Знания
Низкие:Кандидат владеет определенным элементом знаний и способен представить и объяснить известные критерии для этого элемента.
Средние:Кандидат обладает прочными знаниями и способен различать и применять соответствующие критерии, а также проверять результаты их приложения.
Высокие:Кандидат знает особенности и способен оценить, создавать и объединять соответствующие критерии и может интерпретировать и оценить результаты их приложения.
Опыт
Низкий:Кандидат имеет некоторый опыт, который он получил в результате управления проектами, принадлежащими одной отрасли, на протяжении одной или нескольких фаз жизненного цикла.
Средний:Кандидат имеет средний опыт, полученный при управлении несколькими проектами, принадлежащими одной или большему числу отраслей, на протяжении всех или почти всех фаз жизненного цикла и, таким образом, имел дело со многими важными разделами Управления проектами.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Высокий:Кандидат имеет значительный опыт. т. к. он управлял многими проектами различного типа на протяжении всех фаз жизненного цикла
Несмотря на столь детальную оценку критериев, окончательное требование для каждого элемента определяется по следующей шкале:
10 -Наивысший уровень
9-7 -Высокий уровень
6-4 -Средний уровень
3-1 -Низкий уровень
О -Компетентность отсутствует
Требование для области компетентности определяется с учетом требований для всех элементов, входящих в эту область.
Асессоры оценивают компетентность кандидатов посредством следующих основных мероприятий:
• письменного экзамена;
• подготовленного и представленного кандидатом отчета по проекту;
• интервью.
Процесс самооценки осуществляется кандидатом путем сравнения фактических и требуемых знаний и опыта, детализированных для каждого элемента. Результаты самооценки демонстрируют способность кандидата оценить себя со стороны и учитываются в оценке кандидата экспертом лишь косвенно. Критерии оценки для элемента знаний и опыта "Управление стоимостью и финансированием проекта (30) " прилагаются (табл. 4).
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Таблица 4 30. Управление стоимостью и финансированием проекта - Критерии оценки
Высокий | Средний | Низкий | |
Основы определения стоимости проекта (прямые и непрямые затраты, категории стоимости, чистый и валовой бюджет) | |||
Стоимостные методы оценки проекта (например, цена/прибыль, инвестиционный анализ, анализ стоимостной анализ, прибыльность) | |||
Методы определения стоимости (например, базы данных, экспертные рабочие группы, вычислительные методы) | |||
Методы планирования стоимости (например, "сверху вниз", "снизу вверх", структуры стоимости, взаимосвязь с работами и жизненным циклом проекта, особенности отраслей экономики) | |||
Стоимостно-временные взаимосвязи (например, диаграмма стоимость -время", характеристики, воздействующие факторы) | |||
Статус стоимости проекта и анализ отклонений (например, сбор ттянных кепелие гчетпк ттпичи-ны отклонений) | |||
Контроль стоимости (например, прогнозы, анализ тенденции стоимости к изменению, корректирующие меры) | |||
Финансовый менеджмент, проектное финансирование(напри-мер, планирование финансовых потоков, администрирование и контроль, документальное оформление проектного финансирования) | |||
Балльная шкала оценки
Знаний
Балльная шкала оценки
Опыта
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОЦЕНОК
3.2. Нормативы к системе оценок знаний и опыта для всех уровней сертификации
Ниже приводятся нормативы к системе оценок знаний и опыта для всех уровней сертификации. Эти нормативы определяют необходимые и достаточные оценки уровня знаний и опыта по соответствующим элементам для каждого уровня сертификации. Так, например, кандидат, претендующий на уровень сертификации "С", должен иметь уровни теоретических знаний и практического опыта по элементу "Проект", оцениваемый не ниже 6 и 4 балов соответственно.
Объекты управления
1. Проект
Знания | D | |||||||||
Опыт | В | С | ||||||||
2. Программа | ||||||||||
Знания | А | В | CD | |||||||
Опыт | А | В | С | |||||||
3. Цели и стратегии проекта | ||||||||||
Знания | CD | |||||||||
Опыт | В | С | ||||||||
4. Критерии успехов и неудач проекта | ||||||||||
Знания | CD | |||||||||
Опыт | А | В | ||||||||
5. Структуры проекта | ||||||||||
Знания | CD | |||||||||
Опыт | А | В | ||||||||
6. Фазы и жизненный цикл проекта | ||||||||||
Шкала оценок | 4 3 | |||||||||
Знания | АВ С | D | ||||||||
Опыт | АВ | С |
7. Окружение проекта | |||||||||||
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | D | ||||||||||
Опыт | А | В | С |
Субъекты и инструментарий управления
8. Участники проекта
Шкала оценок | ||||||||||||
Знания | D | |||||||||||
Опыт | А | В | С | |||||||||
9. Постоянная или головная (родительская) организация | ||||||||||||
Знания | CD | |||||||||||
Опыт | с | |||||||||||
10. Команда проекта | ||||||||||||
Шкала оценок | ||||||||||||
Знания | А | |||||||||||
Опыт | ABC | |||||||||||
11. Управляющий проектом | ||||||||||||
Знания | А | |||||||||||
Опыт | ABC | |||||||||||
12. Организационные структуры проекта | ||||||||||||
Знания Опыт | А А | CD В | С | |||||||||
13. Руководство и лидерство | ||||||||||||
Знания | С | D | ||||||||||
Опыт | В | С | ||||||||||
14. Решение проблем | ||||||||||||
Знания | ВС D | А | ||||||||||
Опыт | А | В | р | |||||||||
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОЦЕНОК
15. Переговоры, деловые встречи
Знания | CD | ||||||||||
Опыт | А | В | п |
16. Информационные технологии в проекте
Шкала оценок | 2 | ||||||||||
Знания | А | ВС D | |||||||||
Опыт | В | п |
17. Стандарты и нормы
Знания | В | АС D | |||||||||
Опыт | А | В | С | ||||||||
18. Правовое обеспечение проекта | |||||||||||
Знания | АВ | CD | |||||||||
Опыт | А | В | С |
Процессы управления
19. Управление проектом
Знания | D | ||||||||||
Опыт | В | С | |||||||||
20. Проектно-ориентированное управление | |||||||||||
Знания | А | В | CD | ||||||||
Опыт | А | В | С | ||||||||
21. Управление системами | |||||||||||
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | А | В | CD | ||||||||
Опыт | А | В | С | ||||||||
22. Применение управления проектами | |||||||||||
Знания | А | в | C,D | ||||||||
Опыт | А | В | с |
3. Инициация проекта | |||||||||||
Знания | А | В | C,D | ||||||||
Опыт | А | D | С | ||||||||
24. Планирование проекта | |||||||||||
Знания | В | С | D | ||||||||
Опыт | А | В | с | ||||||||
25. Организация и контроль выполнения проекта | |||||||||||
Знания | A3 C,D | ||||||||||
Опыт | А | В | с | ||||||||
26. Анализ и регулирование выполнения проекта | |||||||||||
Знания | А,С | ||||||||||
Опыт | В | С | |||||||||
27. Закрытие проекта | |||||||||||
Знания | CD | ||||||||||
Опыт | В | с | |||||||||
28. Управление предметной областью проекта | |||||||||||
Знания | А,В CD | ||||||||||
Опыт | В | С | |||||||||
29. Управление проектом по временным параметрам | |||||||||||
Знания | ВС D | А | |||||||||
Опыт | АВ | с | |||||||||
30. Управление стоимостью и финансированием проекта | |||||||||||
Знания | ВС D | А | |||||||||
Опыт | АВ | с |
31. Управление качеством в проекте | |||||||||||
Знания | А | CD | |||||||||
Опыт | А | ВС | |||||||||
32. Управление риском в проекте | |||||||||||
Знания | CD | ||||||||||
Опыт | А | В | С | ||||||||
33. Управление человеческими ресурсами | в проекте | ||||||||||
Знания | А | В | CD | ||||||||
Опыт | А | В | с | ||||||||
34. Управление коммуникациями в проекте | |||||||||||
Знания | А | ВС | D | ||||||||
Опыт | С | ||||||||||
35. Управление контрактами в проекте | |||||||||||
Знания | АВ С | D | |||||||||
Опыт | А | В | |||||||||
36. Управление изменениями в проекте | |||||||||||
Знания | В | CD | |||||||||
Опыт | А | В | с | ||||||||
37. Управление безопасностью в проекте | |||||||||||
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | АВ | CD | |||||||||
Опыт | А | В | С | ||||||||
38. Управление конфликтами в проекте | |||||||||||
Знания | АВ | CD | |||||||||
Опыт | А | В | С |
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОЦЕНОК
39. Системный подход и интеграция в управлении проектом
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | А | В | CD | ||||||||
Опыт | А | В | С |
История и тенденции развития управления проектами
40. Управление проектами за рубежом
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | А | В | С | D | |||||||
Опыт | А | В | С | ||||||||
41. Управление проектами в России | |||||||||||
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | А | в | С | D | |||||||
Опыт | А | в | С | ||||||||
42. Управление проектами в переходной экономике | |||||||||||
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | АВ | с | D | ||||||||
Опыт | АВ | С | |||||||||
43. Будущее управления проектами | |||||||||||
Шкала оценок | |||||||||||
Знания | А | В | С | D | |||||||
Опыт | А | в | С |
Общая оценка кандидата
Общая оценка кандидата на сертификацию производится с целью:
• оказания помощи асессорам;
• обеспечения согласования оценок, а также
• их практичности и прозрачности.
Элементы оценки знаний и опыта кандидата сводятся (агрегируются) к пяти рангам компетентности. Кроме этого, по одному рангу используется для оценки личностных качеств кандидата и оценки общего впечатления от общения с ним соответственно (табл. 5). Такое агрегирование ранее сделанных оценок позволяет получить целостную оценку кандидата. Оценка общего впечатления от общения с кандидатом (уровень VII) включает следующие десять аспектов:
1. Логика.
2. Системность мышления.
3. Отсутствие ошибок.
4. Ясность.
5. Здравый смысл.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОЦЕНОК
6. Прозрачность.
7. Кругозор.
8. Взвешенность оценок.
9. Разнообразие опыта.
10. Умения.
Оценка общего впечатления от общения с кандидатом должна отражать умение кандидата добиваться поставленного результата с высоким качеством.
Таблица 5
Ранг | Компетентность | Элемент |
I | Основные понятия | Элементы 1-4,6,7,19-25,28,40-43 (гл.1) |
II | Методы и средства | Элементы 5,26-27,29-33,35 (гл.1) |
III | Организационные вопросы | Элементы 9,12,14-15, 34,36 (гл.1) |
IV | Социальные вопросы | Элементы 8,10,11.13.34-35,39 (гл.1) |
V | Общее управление | Элементы 6,16-18,21,31,37-38 (гл.1) |
VI | Личностные качества | Аспекты 1-8 для оценки личностных качеств (гл.2) |
VII | Общее впечатление | Аспекты 1-10 для оценки общего впечатления |
Для окончательной оценки кандидата применяется следующая форма:
Ранг | Самооценка | Экзамен* | Практические задания** | Отчет о проекте | Интервью | Среднее | ||||||
Кандидат | Exl | Ех2 | С | Exl | Ех2 | С | Exl | Ех2 | С | |||
I | ||||||||||||
II | ||||||||||||
III | ||||||||||||
IV | ||||||||||||
V | ||||||||||||
VII | ||||||||||||
Всего | ||||||||||||
Примечания к таблице: *) если при оценке применяются другие обозначения (например, пункты, проценты, школьные оценки), то для перевода в таблицу результат должен быть переведен в 10-балльную систему. **) если применяется. |
Значения оценок заносятся каждым асессором Exl и Ех2 независимо друг от друга. Общая оценка (С) определяется асессорами совместно в ходе общего обсуждения. Окончательное решение сводится к установлению возможности или невозможности присвоения соответствующего звания кандидату и выдачи ему сертификата соответствующего уровня. Ведущий асессор подписывает решение и ставит дату принятия решения.
ГЛАВА 4 ГЛОССАРИЙ
Термины управления
проектами и их определения
Административное завершение (Administrative Closure) - подготовка, сбор и распределение информации для формального завершения проекта.
Администрирование контракта (Contract Administration) - регулирование взаимоотношений с Продавцом.
Альтернативный план (Fallback Plan) - план реализации альтернативного сценария действий, который может быть использован для преодоления возможных последствий свершения рискового события (включая заблаговременное выполнение работ, которые могут потребоваться для практической поддержки этого плана).
Анализ вариантов - "Что, если..." (What - if Analysis) - процесс оценки возможных альтернативных стратегий.
Анализ воздействия (Impact Analysis) - оценка преимуществ продолжения принятого направления действий.
Анализ заработанной стоимости (Earned Value Analysis) - анализ хода выполнения проекта, при котором фактические денежные средства, трудозатраты (или другие количественные показатели), предусмотренные в бюджете проекта и фактически израсходованные, сравниваются со стоимостью выполненных работ. См. также Определение сметной стоимости выполненных работ.
Анализ использования ресурсов(Resource Analysis) - процесс анализа и оптимизации использования ресурсов в проекте. При этом часто используются методы сглаживания и выравнивания (калибровка) потребления ресурсов.
Анализ контрактных предложений (Bid Analysis) - анализ предложений и тендеров.
Анализ критического пути (Critical Path Analysis) - процедура для расчета критического пути и резервов времени в сетевом графике.
Анализ методом Монте - Карло (Monte Carlo Analysis) - метод оценки риска календарного плана, при котором осуществляется многократная имитация выполнения проекта с целью определения функции распределения вероятности получения возможных результатов.
Анализ мульти - проекта (МиШ - Project Analysis) - анализ мульти - проекта проводится для изучения воздействия и взаимодействия ресурсов и работ, прогресс которых влияет как на выполнение группы проектов, так и на проекты, использующие одни и те же ресурсы, либо и то и другое вместе. Анализ мульти - проекта может быть использован также для составления сводной отчетности по проектам, не связанным между собой и не использующим общие ресурсы.
Анализ расписания (Schedule Analysis) - см.Сетевой анализ, Сетевое планирование.
ГЛАВА 4. ГЛОССАРИИ
Анализ риска (Risk Analysis) - систематическое использование доступной информации для определения того, как часто могут совершаться определенные события, и количественной оценки их возможных последствий. (Метод, используемый для количественной оценки последствий неопределенности)
Анализ сетевого графика (Network Analysis) - метод, используемый для расчета критического пути проекта, ранних и поздних сроков выполнения работ и резервов времени. См. Анализ критического пути, Сетевой анализ и Сетевое планирование.
Анализ сметной стоимости выполненных работ (Earned Value Analysis) - см. Определение сметной стоимости выполненных работ.
Анализ соотношения затрат и выгод (Cost Benefit Analysis) - анализ взаимосвязи между затратами на выполнение исходного и текущего задания по проекту и первоначально предусмотренных и текущих выгод, вытекающих из рассматриваемой ситуации.
Анализ сроков (Time Analysis) - процесс расчета ранних и поздних сроков для каждой работы проекта, основанный на продолжительности этих работ и логических связях между ними.
Архив проекта (Project File) - архив, содержащий все плановые и другие важные документы проекта.
Аудит качества (Quality Audit) - официальная проверка, направленная на определение соответствия хода проекта установленным стандартам качества или критический анализ соответствия товарной продукции стандартам по установленным критериям качества.
Базис (Baseline) - те уровни показателей, по отношению к которым ведется контроль и регулирование проекта. Например: фиксированные значения плановых показателей, первоначальный (утвержденный или базисный) план (для проекта, пакета работ или отдельной работы), плюс или минус согласованные (допустимые) отклонения. Обычно употребляется с уточнением, например: стоимостный «базис», «базис» расписания, «базис» измерения, выполнения и т. д.
Базис предметной области (Scope Baseline) - предметная область утвержденного исходного проекта. См. Базисный уровень.
Базисная дата начала (Baseline Start Date) — см. Плановая дата начала. Базисная дата окончания (Baseline Finish Date) - см. Циановая дата окончания.
Базисные затраты (Baseline Cost) - количество денежных средств, предполагавшихся для выполнения работы по разработанному базисному календарному плану.
Базисные сроки (Baseline Dates) - первоначально планировавшиеся сроки начала и окончания работ. Используются для сравнения с текущими плановыми сроками с целью выявления любых отклонений. Используются также для подсчета сметной стоимости запланированных работ при анализе заработанной стоимости.
Базисный бюджет контракта (Contract Budget Base) - согласованные затраты на выполнение проекта плюс расчетный объем разрешенных, но пока еще не осмеченных работ.
Базисный календарный план (Baseline Schedule) - базисный календарный план является фиксированным календарным планом. Это стандарт, по отношению к которому производится количественная оценка выполнения проекта. Текущий календарный план сравнивается с базисным календарным планом, который остается замороженным до его п