International Project Managemen Association
PROJECT MANAGEMENT
A Framework
of Professional Knowledge
National Competence Baseline
ScientificVladimir Voropajev, Prof, Dr. Chairman of Russian National
Editors:Certification Project Management Program, International Assessor
EditorsArtem V. Aleshin, Dr.rer.pol, Dipl. Ing. of University of Bremen, IPMI, Germany,
: Alexei V. Polkovnikov, CPM, Galina I. Sekletova, Ph.D. PMP
AuthorsAleshin A.V. Dr.rer.pol., Dipl. Ing. of University of Bremen, IPMI, Germany
: Voropajev V. I., Prof, Dr. Ljubkin S.M. Ph.D. PMP, Mikheev V.N. Ph.D.,
RPMP, Polkovnikov A. V. CPM, Sekletova G.I. Ph.D., PMP, Titarenko B.P.
Prof. Dr., PMP, Titarenko R.B., PMP
With the
Assistance
of:
Ambramov A.M., CPM, Bezkorovayny V.P., Prof, Dr., PMP, Vasilyev V.V., RPMP, Kaplan L.E., Ph.D., Kolosova E.V., RPMP,
Pannenbacker K., International Assessor, Germany, Riabo V.V., Trubitsin Y.Y., CPM, Tzhvetkov A.B. Ph.D., CPM, Tsipes G.L PMP
Ассоциация Управления Проектами
Международная Ассоциация Управления Проектами
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Основы профессиональных знаний
Национальные требования к компетентности специалистов
Научный редактор:
Редакторы: Авторы:
При участии:
Воропаев В.И., проф., д.т.н., руководитель сертификационной программы СОВНЕТ, международный асессор, академик РАЕН и МАИЭС
Алешин А. В. др.эк., дипл.инж. Бременского университета, IPMI, ФРГ, Полковников А.В., СРМ, Секлетова Г.И., к.т.н. РМР
Алешин А.В. др.эк., дипл.инж. Бременского Университета, IPMI, ФРГ, Воропаев В.И., проф. др.т.н. Любкин СМ. к.т.н., РМР, Михеев В.Н. к.т.н., RPMP, Полковников А.В., СРМ, Секлетова Г.И. к.т.н., РМР, Титаренко Б.П. проф. д.т.н., РМР, Титаренко Р.Б., РМР
Абрамова A.M., СРМ, Безкоровайного В.П. проф. д.т.н., РМР, Васильева В.В., RPMP, Каплана Л.Е., /сан., Колосовой Е.В., RPMP, Панненбекера К., международный асессор, ФРГ, Рябова В.В., Трубицына Ю.Ю., СРМ, Цветкова А.В. к.т.н., СРМ, Ципеса ГЛ., РМР
УДК 168
ББК30.2У
Одобренов качестве национальных требований к компетенции специалистов по управленш проектами Сертификационной комиссией Ассоциации СОВНЕТ (протокол №4 от 16.11.2000 г в составе: Воропаев В.И., проф., д.т.н., академик РАЕН и МАИЭС, международный асессор председатель комиссии; Алешин А.В., др.эк. дипл.инж. Бременского Университета Безкорованый В.П., проф., д.т.н., РМР; Бурков В.Н., проф., д.т.н., академик РАЕН, междуна- родный асессор; Колосова Е.В., дипл. инж.-эк., RPMP; Любкин СМ., к.т.н., РМР; Михеев В.Н К.Т.Н., RPMP; Позняков В.В., проф., д.т.н., международный асессор; Секлетова Г.И., к.т.н РМР; Титаренко Б.П., проф., д.т.н., РМР, Цветков А.В., к.т.н., СРМ.
УтвержденоПравлением Ассоциации "Совнет" (протокол №2 от 08.02.01)
Авторский коллектив:
Алешин А.В., Воропаев В.И., Любкин СМ., Михеев В.Н., Полковников А.В., Секлетова Г.И., Титаренко Б.П., Титаренко Р.Б. / Под науч. ред. Воропаева В.И.
У 67
Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов.
М.: Изд-во "Консалтинговое Агентство "КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис", 2001-265 с.
ISBN-5-901639-01-4
Настоящее издание представляет собой Национальные требования к компетентности специалистов по Управлению проектами (НТК) и является основополагающим документом национальной сертификационной программы специалистов по управлению проектами.
В данном издании впервые в систематизированном виде изложены основы сертификационной программ Международной Ассоциации Управления Проектами - IPMA и методологические принципы формированы на ее основе Национальной Программы сертификации специалистов по управлению проектами. В структурированной форме представлены: основы профессиональных знаний по управлению проектами, профессиональные требования, предъявляемые к знаниям, опыту, навыкам, мастерству, а также личным качествам специалистов. В книге содержится детальный русско-английский глоссарий профессиональной терминологии по управлению проектами, развернутый перечень российской и международной литературы, стандартов и руководств, периодических изданий по Управлению проектами.
Книга предназначена для кандидатов на сертификацию, асессоров и преподавателей по управлению проектами. Может быть использована в практической деятельности управляющими проектов, консультант ми, руководителями и экспертами компаний. Может использоваться в качестве основы для разработки нормативных документов, учебных и сертификационных программ, методических и практических рекомендаций в различных областях управления проектами, включая научно-практические исследования, разработку и реализацию конкретных проектов и программ, подготовку и переподготовку кадров, библиографическое обеспечение и др. Издание полезно профессорско-преподавательскому составу, аспирантам студентам, научным работникам, слушателям семинаров и курсов по повышению квалификации в области управления и предпринимательства, а также руководителям, специалистам, менеджерам и предпринимателям, осуществляющим проектно-ориентированную деятельность во всех сферах экономики и бизнеса.
Издательство: Консалтинговое Агентство "КУБС Групп - Кооперация, Бизнес-Сервис", 129366
г. Москва, ул. Кибальчича, д. 7. Ком. 503, Тел./факс (095) 913-95-93, 280-56-24. Http//:www.coobs.ru E-mail: [email protected], [email protected], Лицензия ИД №02312 от 11 июля 2000 г.
ББКЗО
© Алешин А.В., Воропаев В.И., Любкин СМ., Михеев В.Н., Полковников А.В., Секлетова Г.И., Титаренко Б.П., Титаренко Р.Б., 2001 г.
© Ассоциация Управления Проектами "СОВНЕТ", 2001 г.
© Консалтинговое Агентство "КУБС Групп - Кооперация,
ISBN 5- 901639- 01 - 4 Бизнес-Сервис", 2001 г. Оформление
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К КОМПЕТЕНТНОСТИ 11
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ...........................................
ПРЕДИСЛОВИЕ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К КОМПЕТЕНТНОСТИ 14
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ..........................................
ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ........................................................................... 17
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................... 18
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ 18
И ЕЕ ЧЕТЫРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ........................
2. РАЗЛИЧНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СЕРТИФИКАЦИИ................ 28
3. ПЕРЕХОД ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К 30
КОМПЕТЕНТНОСТИ...........................................................................................
4. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА НТК............................................ 35
ГЛАВА 1. ЗНАНИЯИОПЫТ................................................................................... 43
Объекты управления 43
1. Проект..................................................................................................................... 43
2. Программа.............................................................................................................. 45
3. Цели и стратегия проекта...................................................................................... 48
4. Критерии успехов и неудач проекта..................................................................... 51
5. Структуры проекта................................................................................................ 53
6. Фазы и жизненный цикл проекта........................................................................... 56
7. Окружение проекта................................................................................................ 58
1.2. Субъекты и инструментарий управления................................................................................................................60
8. Участники проекта........................................................................................... 60
9. Постоянная или родительская организация.......................................................... 63
10. Команда проекта.................................................................................................. 66
11. Управляющий проектом...................................................................................... 69
12. Организационные структуры проекта................................................................. 72
13. Руководство и Лидерство.................................................................................... 75
14. Решение проблем................................................................................................. 78
15. Переговоры, деловые встречи............................................................................. 80
16. Информационные технологии в проекте............................................................ 82
17. Стандарты и нормы.............................................................................................. 86
18. Правовое обеспечение проекта........................................................................... 89
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.3. Процессы управления 91
19. Управление проектом........................................................................................... 91
20. Проектно-ориентированное управление........................................................ 94
21. Управление системами.................................................................................... 97
22. Применение управления проектами................................................................ 100
23. Инициация проекта........................................................................................... 104
24. Планирование проекта.................................................................................... 107
25. Организация и контроль выполнения проекта............................................... 112
26. Анализ и регулирование выполнения проекта.................................................... 115
27. Закрытие проекта.................................................................................................. 119
28. Управление предметной областью проекта ................................................ 122
29. Управление проектом по временным параметрам............................................. 126
30. Управление стоимостью и финансированием проекта....................................... 130
31. Управление качеством в проекте......................................................................... 133
32. Управление риском в проекте....................................................................... 137
33. Управление человеческими ресурсами в проекте....................................... 141
34.Управление коммуникациями в проекте............................................................. 145
35.Управление поставкаим и контрактами в проекте.............................................. 148
Зб.Управление изменениями в проекте.................................................................... 151
37.Управление безопасностью в проекте................................................................. 154
38.Управление конфликтами в проекте.................................................................... 156
39.Системный подход и интеграция в Управлении Проектами....................... 158
1.4. История и тенденции развития управления проектами................................................................................. 160
40. Управление проектами за рубежом............................................................ 160
41. Управление проектами в России................................................................... 163
42. Управления проектами в переходной экономике........................................ 166
43. Будущее управления проектами.................................................................. 171
ГЛАВА 2: ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА.......................................................................... 175
2.1. Личные качества кандидата и критерии их оценки....................................... 175
2.2. Этический кодекс управляющего проектом......................................................... 179
ГЛАВА 3: СИСТЕМА ОПЕНОК............................................................................. 181
3.1. Общие пояснения................................................................................................... 181
3.2. Нормативы к системе оценок знаний и опыта для всех уровней сертификации ... 184
3.3. Общая оценка кандидата................................................................................... 189
ГЛАВА 4: ГЛОССАРИЙ.......................................................................................... 191
4.1. Термины управления проектами и их определения......................................... 191
4.2. Англо-русский словарь терминов глоссария................................................... 227
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 242
СТАНДАРТЫ И РУКОВОДСТВА............................................................................... 242
Международные и национальные требования к компетенции специалистов по
управлению проектами............................................................................................ 242
Национальные и международные стандарты......................................................... 243
Другие своды знаний по управлению проектами................................................... 244
СЛОВАРИ..................................................................................................................... 245
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................................................ 245
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.......................................................................... 249
ТРУДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ... 263
Труды международных форумов СОВНЕТ............................................................ 263
Труды зарубежных международных форумов по УП........................................... 264
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ........... 265
CONTENTS
PREFACE to the INTERNATIONAL COMPETENCE BASELINE............................. 11
PREFACE to the RUSSIAN NATIONAL COMPETENCE BASELINE....................... 14
ACKNOWLEDGEMENT................................................................................................ 17
INTRODUCTION...................................................................................................... 18
1. INTERNATIONAL PROJECT MANAGEMENT ASSOCIATION and its
FOUR-LEVEL-CERTIFICATION SYSTEM................................................................. 18
2. DIFFERENCE NATIONAL APPROACHES of CERTIFICATION.............................. 28
3. TRANSFER FROM the INTERNATIONAL COMPETENCE BASELINE to the
NATIONAL COMPETENCE BASELINE..................................................................... 30
4. THE PRINCIPLE of the NCB FORMATION and its STRUCTURE............................ 35
CHAPTER 1 KNOWLEDGE and EXPERIENCE................................................... 43
Management Objects 43
1. Project................................................................................................................... 43
2. Program................................................................................................................. 45
3. Project Objectives and Strategy............................................................................. 48
4. Project Success and Failure Criteria....................................................................... 51
5. Project Structures................................................................................................... 53
6. Project Phases and Life Cycle............................................................................... 56
7. Proj ect Environment............................................................................................. 58
1.2. Management Subjects and Tools .............................................................................................................................60
8.Project Stakeholders.............................................................................................. 60
9. Permanent or Parents Organization........................................................................ 63
10. Proj ect Team....................................................................................................... 66
11. Project Manager................................................................................................... 69
12. Project Organization............................................................................................. 72
13. Leadership........................................................................................................... 75
14. Problem Solving................................................................................................... 78
15. Negotiations, Meetings......................................................................................... 80
16. Information Technologies in Project............................................................... 82
17. Standards and Regulations............................................................................... 86
18. Projects Legal Aspects..................................................................................... 89
CONTENTS
1.3. Management Processes.......................................................................................... 91
19. Proj ect Management....................................................................................... 91
20. Management by Projects................................................................................... 94
21. Systems Management...................................................................................... 97
22. Project Management Implementation............................................................... 100
23. Project Initiating.............................................................................................. 104
24. Project Planning.............................................................................................. 107
25. Project Performance....................................................................................... 112
26. Project Controlling........................................................................................ 115
27. Project Close out.................................................................................................... 119
28. Project Scope Management.................................................................................... 122
29. Project Time Management...................................................................................... 126
30. Project Cost and Finance Management................................................................... 130
31. Project Quality Management.................................................................................. 133
32. Project Risk Management....................................................................................... 137
33. Project Human Resource Management................................................................... 141
34. Project Communications Management................................................................... 145
35. Project Contracts Management............................................................................... 148
36. Project Change Management.................................................................................. 151
3 7. Project Safety Management.................................................................................. 154
38. Proj ect Conflict Management................................................................................ 156
39. System Approach and Integration in Project Management..................................... 158
1.4. History and Tendency of Project Management Development................................................................................................ 160
40. Project Management around the World......................................................... 160
41. Project Management in Russia..................................................................... 163
42. Project Management in Transition Economy................................................ 166
43. Project Management in Future..................................................................... 171
CHAPTER 2 PERSONAL ATTITUDE...........................................................................175
2.1. Personal Attitudes and Criteria of their assessment............................................... 175
2.2. Code of Ethics for Project Managers.................................................................... 179
CHAPTER 3 TAXONOMY................................................................................. 181
3.1. General Explanation.................................................................................................. 181
3.2. Taxonomy Overview for all Levels........................................................................... 184
3.3. Summary Evaluation................................................................................................. 189
CHAPTER 4 GLOSSARY............................................................................................. 191
4.1. Project Management Terms and Deffinitions............................................................ 191
4.2. English- Russian Dictionaries of Glossary Terms..................................................... 227
CONTENTS
LITERATURE................................................................................................................. 242
STANDARDS AND GUIDELINES............................................................................. 242
International and National Proj ect Management Competence Baselines.................
The National and the International Standards................................................................ 243
Other Project Management Handbooks .................................................................. 244
DICTIONARIES........................................................................................................... 245
CORE LITERATURE ........................................................................................................ 245
ADDITIONAL LITERATURE................................................................................... 249
PROCEEDINGS of the INTERNATIONAL PROJECT MANAGEMENT FORUMS.. 263
Proceedings of the SOVNET's International Forums.................................................. - 263
Proceedings of the International Project Management Forums............................... 264
PROFESSIONAL PROJECT MANAGEMENT JOURNALS AND MAGAZINES.............. 265
Предисловие к международным требованиям к компетентности специалистов по управлению проектами
Для того чтобы быть профессиональной, дисциплина «Управление проектами» должна иметь свод норм и правил, определяющих работу профессионалов по управлению проектами. Эти требования были определены путем сбора, обработки и систематизации прикладных знаний и опыта в области Управления проектами. В Международных требованиях к компетентности специалистов по Управлению проектами (ICB - International Competence Baseline) [1], разработанных Международной Ассоциацией Управления проектами (IPMA - International Project Management Association) представлены требования к знаниям, навыкам и личным качествам управляющих проектами и членов команды проекта. ICB включают основные термины и понятия, задачи, обобщают передовой опыт, навыки, функции, процессы управления, методы, технологии и инструментарий, которые обычно используются в Управлении проектами, а также специальные знания о нововведениях и их применении в управлении отдельными проектами. ICB - не учебник и не сборник рецептов, ICB открывает путь к знаниям, опыту и индивидуальному мастерству в сфере управления проектами. ICB - это основа всех сертификационных программ национальных ассоциаций и их сертификационных центров, ратифицируемых Международной Ассоциацией Управления Проектами (IPMA).
В 1985 году Институт Управления Проектами (PMI) в Северной Америке разработал «Body of Knowledge (BOK)» — Свод знаний по Управлению проектами. Этот документ и его последующие версии вплоть до последней - «Guide to the Project Management Body of Knowledge» [31] являются основой для оценки знаний профессионалов по управлению проектами (РМР -Project Management Professional). В 1987 году IPMA провела опрос своих членов относительно необходимости введения сертификации в рамках IPMA. Большинство ответов были положительными. Вслед за этим, ведущие профессиональные ассоциации управления проектами в течение последних десяти лет разработали Требования к оценке компетентности в области управления проектами. В 1991 году Ассоциация Управляющих Проектами Великобритании (АРМ) издала первую версию своего Свода знаний по Управлению проектами. В первой половине девяностых годов в других европейских странах были осуществлены подобные программы, иногда связанные с созданием соответствующих тренинг-курсов. С 1993 года Рабочей группе IPMA по сертификации (CCT-Certification Core Team) была поручена работа по координации и унификации национальных сертификационных программ. Было выработано первое соглашение об установлении международных требований, предъявляемых к разработке национальных документов по сертификации.
Национальные ассоциации несут ответственность за сертификационные программы в своих странах. IPMA осуществляет ратификацию этих программ на основе анализа их соответствия установленным правилам, стандартам и рекомендациям. К 1996 году в Швейцарии, Франции и Германии уже использовались и были готовы к аккредитации документы по сертификации для одного или нескольких уровней, сертификационной программы. В качестве главного инструмента для оценки кандидатов асессорами и самооценки была определена система оценок, названная в ICB таксономия.Таксономия (или система оценок) отображает требования к знаниям, навыкам и личным качествам, а также требования к специалистам по управлению проектами разных уровней сертификации. IPMA отслеживает существенные отклонения в национальных программах сертификации.
Логотипом ICB является цветок в форме подсолнечника, который использовался в качестве инструмента для унификации национальных сертификационных программ. Лепестки подсолнечника отождествляют основные разделы управления проектами (рис.1).
ПРЕДИСЛОВИЕ к ICB |
Источник: Morris P.W.G., Pannenbacker O.K., IPMA Competence Baseline (ICB): European Reference of IPMA Certification Programme, in: the Proceedings of the 14th World Congress on Project Management, IPMA, ZPM, Vol. 2, 643-651, Lujbliane, Slovenia, 1998
Рис. 1. Логотип ICB в форме подсолнечника
В1997 году Дирекция IPMA по ратификации сертификационной программы (CVM Board -Certification Validation Management Board) начала работу по развитию и координации квалификационных и сертификационных программ национальных ассоциаций на международном уровне. Главное внимание было уделено содержанию сертификационной программы (ICB), ее организации и сертификационным процедурам. В 1998 году IPMA утвердила систему ратификации четырехуровневой сертификационной программы (4-L-C - Fore Level Certification), которая получила всемирную известность. К февралю 1999 года 17 стран подписали соглашение с IPMA и 10 стран применяют международную программу сертификации.
ПРЕДИСЛОВИЕ к ICB
ICB содержит следующие разделы:
A. Введение (Introduction)
B. Знания и опыт (Knowledge and Experience)
C. Личные качества кандидата (Personal Attitude)
D.Система оценок (Taxonomy)
E. Стандарты и руководства, ссылки (Standards and Guidelines, References)
F. Литература (Literature)
Настоящая версия ICB представлена на трех языках: английском, немецком и французском. ICB созданы на основе Национальных требований к компетентности следующих национальных ассоциаций по управлению проектами:
• АРМ (Великобритания) - the UK Body of Knowledge;
• VZPM (Швейцария) - the Swiss Assessment Structure;
• GPM (Германия) - the German Projektmanagement-Kanon;
• AFITEP (Франция) - the French Assessment Criteria.
Элементы этих национальных требований к компетентности были перенесены в ICB полностью или в частично измененном виде. При этом во всех случаях была обеспечена смысловая согласованность. Для сохранения связи с первоисточниками в тексте ICB имеются соответствующие ссылки. ICB используется в качестве основы всех нормативных документов сертификационных программ, ратифицируемых IPMA, а также в качестве теоретических и практических рекомендаций в области управления проектами (например, литература по управлению проектами, исследования, образование, подготовка и переподготовка кадров, отчеты по управлению проектом). ICB отражает общепринятые в рамках IPMA принципы для оценки компетентности в области управления проектами. Тем самым ICB оказывает непосредственное влияние на развитие национальных требований к компетентности, которые в свою очередь влияют на развитие ICB.
Каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и, прежде всего, Национальные требования к Компетентности (NCB - National Competence Baseline). Эта документация ратифицируется IPMA для проведения сертификации. При этом, национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода для учета особенностей национальной культуры и достижений в области компетентности по управлению проектами. С другой стороны, унификация, проводимая IPMA, учитывает требования компаний и организаций, работающих на мировом рынке.
ICB содержит 42 элемента, определяющих знания и опыт в управлении проектами (28 основных и 14 дополнительных элементов), а также 8 аспектов, касающихся личных качеств кандидата и 10 аспектов, определяющих общее впечатление о сертифицируемом. IPMA требует, чтобы в NCB были включены все 28 основных элементов и по крайней мере 6 дополнительных элементов, выбранных на усмотрение национальной ассоциации. Кроме того, в NCB также должны быть представлены разделы, отражающие аспекты, касающиеся личных качеств и определяющие общее впечатление о кандидате. В то же время примерно 8 дополнительных элементов знаний и навыков (примерно 20% от 42 элементов) могут быть устранены или заменены на новые элементы, учитывающие национальные особенности и достижения в области управления проектами. Некоторые специфические вопросы, отраженные в NCB национальных ассоциаций, не были включены в число элементов управления проектами, представленных в ICB. Такие элементы выделены в ICB наклонным шрифтом типа italics. Эти элементы могут послужить отправными точками для дальнейшего развития и расширения ICB.
Февраль, 1999 г.
Редакционный комитет IPMA., Версия 2.0.
Предисловие к Национальным требованиям к компетентности специалистов по управлению проектами
Настоящее издание подготовлено как Национальные требования к компетентности специалистов по Управлению проектами (НТК). НТК разработаны группой сертифицированных специалистов Российской Ассоциации Управления Проектами - "СОВНЕТ" на основе и в соответствии с Международными Требованиями к Компетенции специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline of the International Project Management Association - ICB, IPMA), одобрены Сертификационной комиссией и утверждены Правлением Ассоциации "СОВНЕТ".
В процессе разработки НТК вышло за рамки предусмотренного содержания и объема и по существу переросло в Основы профессиональных знаний и требования к компетентности специалистов по Управлению проектами. Это послужило причиной того, что фактическое содержание данной работы вынесено на титульный лист книги. Такое расширение НТК Сертификационной Комиссией СОВНЕТ было признано целесообразным, т.к. позволяет всем интересующимся получить более полную информацию об Управлении проектами.
Ассоциация Управления Проектами "СОВНЕТ"основана в 1990 г. как профессиональная некоммерческая организация, действующая на основе российского законодательства. Ассоциация "СОВНЕТ" объединяет специалистов, фирмы, компании и предприятия, которые осуществляют разработку, выполнение и управление проектами в различных сферах деятельности. Это: строительство, промышленность, информационные технологии, телекоммуникации, консалтинговые услуги и другие. С 1991 г. Ассоциация "СОВНЕТ" является национальной, российской организацией в составе Международной Ассоциации Управления Проектами - IPMA (Цюрих, Швейцария); Российская Ассоциация Управления Проектами ставит своей главной целью развитие профессионального Управления проектами в России и содействие его широкому применению на практике.
По состоянию на декабрь 2000 г. учредителями СОВНЕТ являются следующие организации:
• Государственный Университет управления (ГУУ);
• Институт проблем управления Российской Академии наук (ИЛУ РАН);
• Московский Государственный строительный университет (МГСУ);
• Центральный научно-исследовательский институт по методологии, организации, эконо
мике и автоматизации проектирования (ОАО ЦНИИпроект);
• Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строитель
стве - ЦНИИЭУС;
• Группа компаний "ДЕЛИК".
Ассоциация Управления Проектами "СОВНЕТ" является корпоративным членом:
• Российской Ассоциации Организаторов Подрядных Торгов;
• Ассоциации Международного Экономического Сотрудничества Инвесторов и Строите
лей - АМЭИС;
• Инновационного Союза Российской Федерации.
ПРЕДИСЛОВИЕ к НТК
СОВНЕТ осуществляет широкомасштабную международную кооперацию с профессиональными организациями и имеет соглашения о долгосрочном сотрудничестве с:
• Северо-Американским Институтом Управления Проектами - PMI (США);
• Центром профессионального управления проектами Индии - СЕРМ;
• Корейским институтом управления проектами и технологий - PROM АТ(Южная Корея);
• Югославской Ассоциацией Управления Проектами - YUPMA;
• Азербайджанской Ассоциацией Управления Проектами - AzNET;
• Украинской Ассоциацией Управления Проектами - UPMA
СОВНЕТ также сотрудничает с:
• Российской Академией Естественных наук;
• Международной Академией инвестиций и экономики строительства;
• Международной Академией информатизации:
• Всемирным Банком реконструкции и развития;
• Российскими Правительственными структурами и организациями;
• Российскими и зарубежными компаниями и фирмами, работающими в области управле
ния проектами.
Успешность реализации любого проекта во многом зависит от профессионализма и компетентности специалистов, которые его осуществляют. Чтобы быть профессионалом в области Управления проектами, необходимо обладать определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками и практическим опытом работы. Вот почему Международная Ассоциация Управления Проектами - IPMA и входящие в нее национальные организации уделяют большое внимание подготовке и переподготовке профессиональных кадров и их сертификации.
Международная сертификация специалистов по управлению проектами- это:
• процесс определения соответствия профессиональных знаний, опыта и навыков отдельно
взятого кандидата установленным требованиям, предъявляемым к специалисту по
управлению проектами, а также
• процесс определения соответствия деятельности навыков отдельно взятого кандидата
этическим нормам и правилам, зафиксированным в Этическом кодексе управляющего
проектом.
Международная программа сертификации специалистов по Управлению проектами включает четыре уровня, является универсальной, учитывает достижения, опыт и особенности национальной культуры.
Являясь национальной организацией IPMA, Ассоциация "СОВНЕТ" в период с 1996 по 1999 гг. разработала национальную программу сертификации специалистов по управлению проектами.Данная программа разработана в соответствии с правилами и требованиями IPMA и направлена на оценку и подтверждение квалификации и компетентности специалистов в области Управления проектами.
Международная программа сертификации по Управлению проектами в России стартовала в декабре 1999 года. С конца 1999 года по март 2001 года в России были сертифицированы первые тридцать девять профессионалов по Управлению проектами. Все они получили международные сертификаты IPMA - SOVNET и занесены в международный реестр IPMA и национальный реестр СОВНЕТ.
ПРЕДИСЛОВИЕ к НТК
Прохождение Международной сертификации создает для специалиста ряд важных преимуществ:
• международное признание его квалификации и компетентности;
• индивидуальные преимущества для профессиональной карьеры специалистов;
• повышение профессионального рейтинга и стоимости /ценности предоставляемых услуг
• повышение рейтинга и конкурентоспособности компании за счет роста уровня профес
сионального управления проектами.
Лицам, успешно прошедшим сертификацию, вручается сертификат международного образца и русском и английском языках за подписью международных асессоров. В соответствии с соглашением, подписанным между ассоциациями СОВНЕТ и IPMA, на сертификатах располагаются логотипы этих организаций. Данные сертификаты признаются во всех странах-членах 1РМА других странах мира. Сведения о специалистах, успешно прошедших сертификацию, заносятся в международный и национальный реестры специалистов профессионалов по управление проектами и публикуется на сайтах IPMA - www.ipma.ch и СОВНЕТ - www.sovnet.ru.
Основным нормативным документом Национальной программы сертификации являются На циональные требования к компетентности специалистов по Управлению проектами.
этом документе в структурированной форме освещаются основы профессиональных знаний га управлению проектами, представляются профессиональные требования, предъявляемые к знаниям, опыту, навыкам, мастерству, а также личным качествам кандидатов на сертификацию по каждому из четырех уровней сертификационной программы IPMA. НТК разработаны на основ ICB, в соответствии с требованиями IPMA и учитывают особенности национальной экономики, культуры и достижений в области Управления проектами.
В основу структуры российских НТК положено представление об управлении проектами как о не которой кибернетической системе. При этом элементы международных требований к компетентности были перенесены из ICBв НТК полностью или в частично измененном виде. При этом во все случаях была обеспечена смысловая согласованность. Для сохранения связи с ICBв тексте НИ приводится таблица соответствия разделов знаний ICBи НТК (см. Введение таб. 3).
НТК содержит все разделы ICB, ряд дополнительных разделов, а также имеет некоторые особенности в изложении материала. Отметим основные различия в этих документах.
В состав элементов знаний НТК вошли двадцать восемь основных (Core Elements) и тринадцать дополнительных (Additional Elements) элементовICB. Всостав элементов знаний НТ| из ICB не вошел элемент знаний по бизнес-процессам (Business Processes). Помимо этого! состав элементов знаний НТК добавлено четыре дополнительных элемента национального
уровня,не представленных в ICB.Такими элементами стали: Управление проектами за рубежом; Управление проектами в России; Управление проектами в переходной экономике; Будущее управления проектами. Все эти сорок пять элементов, в соответствии с разработанной системной моделью управления проектами [138], сгруппированы в сорок три элемента знания НТК.
В отличие от ICBкаждый элемент знаний в НТК снабжен основной и дополнительной литературой на русском и других языках, преимущественно - английском. Также в НТК, в отличие от ICB,представлен "Этический кодекс управляющего проектом" и Глоссарий профессиональной терминологии по управлению проектами. В разделе НТК «Литература» приводится полны список существующих стандартов и руководств по УП, словарей, сборников трудов основаны международных форумов по управлению проектами в России и за рубежом, а также список отобранной основной и дополнительной русской и англоязычной литературы. Все приведены литературные источники имеют