Критерий (правило) проверки гипотезы
1. Проверяем нулевую гипотезу : о равенстве генеральных средних (между средними значениями признака в выборках нет значимого различия).
2. Формулируем альтернативную гипотезу : о неравенстве генеральных средних. В качестве могут выступать и другие предположения: или .
3. Назначаем уровень значимости (или ).
4. Вычисляем выборочные средние значения и .
,
5. Вычисляем выборочное значение -критерия , где выражение для равно . Доказано, что статистика распределена по закону Стьюдента с степенями свободы. Таблица критических точек распределения Стьюдента приведена в Приложении.
6. По таблице критических точек распределения Стьюдента находим критическое значение при .
Альтернативная двусторонняя гипотеза . Тогда на уровне значимости определяются по таблице две критические точки распределения Стьюдента: и . Критическая область (отклонения гипотезы ) является двусторонней и распадается на два интервала:
и . (5.5)
Вероятность ошибочного отклонения нулевой гипотезы делится пополам между интервалами и при нахождении критических точек фигурирует . Поскольку кривая распределения Стьюдента симметрична, то критические точки и симметричны относительно начала координат, т.е. .
2) Альтернативная правосторонняя гипотеза . Тогда на уровне значимости определяется по таблице граница правой критической области – критическая точка . Критическая правосторонняя область имеет вид
. (5.6)
3) Альтернативная левосторонняя гипотеза . Тогда на уровне значимости определяется по таблице граница левой критической области – критическая точка и область имеет вид
.
7. Сравниваем и , т.е. определяем, принадлежит ли значение критической области.
Если , т.е. попало в область допустимых значений, то гипотеза принимается. Говорят, что с ошибкой нет оснований для отклонения гипотезы о незначимости различий между двумя генеральными средними. Различие между генеральными средними статистически незначимо (недостоверно) и объясняется случайными причинами, например, случайным отбором объектов выборки.
Если же , то гипотеза отклоняется, так как попало в критическую область. Отметим, что значение всегда положительно, поэтому достаточно сравнить его только с правой критической точкой .
Таблица 5.1 – Принятие решения об оценке различия между средними значениями признака в двух выборках
Вид альтернативной гипотезы | |||
Критическая область | Двусторонняя область и | Правосторонняя область | Левосторонняя область |
Условие попадания значения в критическую область | или | ||
Выводы | Нулевая гипотеза о незначимости различий между средними значениями признака отклоняется. На уровне значимости принимается альтернативная гипотеза о значимости различий. Считается, что выборочные средние значения значимо различаются на уровне значимости , и это различие объясняется тем, что сами генеральные средние различны. Выборки относятся к двум разным генеральным совокупностям и являются неоднородными. |
Если , т.е. попало в область допустимых значений, то говорят, что с ошибкой % нет оснований для отклонения гипотезы о незначимости различий между средними значениями признака. Различие между выборочными средними статистически незначимо (недостоверно) и объясняется случайными причинами, например, случайным отбором объектов выборки.
Отметим, что значение всегда положительно, поэтому достаточно сравнить его только с правой критической точкой .