Сопротивление выступающих частей

Выступающими частями называются детали, которые выходят за пределы плавных очертаний смоченной поверхности корпуса судна. К ним относят гребные валы с кронштейнами, вертикальные и скуловые кили, шахты лага и эхолота и т.п. Судовые движители к выступающим частям не относятся, поскольку их сопротивление учитывается при расчете создаваемого ими упора. Сопротивление выступающих частей считают вязкостным, полагая, что они расположены достаточно глубоко под водой, и волновым сопротивлением их можно пренебречь. Сопротивление выступающих частей определяют по формуле:

Rвч = 0,5 ζвч ρv2Ω.

Коэффициент сопротивления выступающих частей ζвч на практике определяют экспериментальным методом. Для этой цели в опытовом бассейне проводятся сравнительные буксировочные испытания моделей судов с выступающими частями и без них.

Для приближенного определения сопротивления выступающих частей значения коэффициента ζвч часто устанавливаются на основании статистических данных, полученных в результате обобщения результатов натурных испытаний судов и их моделей. В расчетах ходкости рекомендуется принимать следующие значения коэффициента сопротивления выступающих частей: для одновинтовых судов ζвч = (0,05 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 0,15) 10-3 в зависимости от длины судна; для двухвинтовых судов ζвч = (0,45 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 0,60) 10-3 в зависимости от количества рулей и коэффициента общей полноты судна.

Воздушное сопротивление

При обтекании потоком воздуха надводной части судна возникает аэродинамическая сила Rа. Проекция этой силы на направление движения судна представляет собой воздушное сопротивление Rвозд (рис.97), которое определяется по формуле:

Rвозд = 0,5 ζвозд ρв vв2S Сопротивление выступающих частей - student2.ru ,

где ζвозд - коэффициент воздушного сопротивления; ρв - плотность воздуха; S Сопротивление выступающих частей - student2.ru - площадь проекции надводной части судна на плоскость мидель-шпангоута; vв- скорость обтекания воздухом надводной части судна.

В случае движения судна при ветре скорость подсчитывается по формуле:

vв = Сопротивление выступающих частей - student2.ru ,

в которой: Сопротивление выступающих частей - student2.ru - скорость ветра, определяемая по шкале Бофорта Сопротивление выступающих частей - student2.ru - скорость судна; Сопротивление выступающих частей - student2.ru - угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна.

Сопротивление выступающих частей - student2.ru
Сопротивление выступающих частей - student2.ru Коэффициент воздушного сопротивления, определяемый по результатам продувки моделей судов в аэродинамических трубах, практически не зависит от скорости воздушного потока. Основное влияние на него оказывают форма надводной части судна, расположение надстроек, рубок, судовых устройств и палубного оборудования.

Рис.97.Воздушное сопротивление: а - схема действия сил; б – зависимость ζвозд от Сопротивление выступающих частей - student2.ru

Существенное влияние на коэффициент воздушного сопротивления при движении оказывает направление потока воздуха относительно диаметральной плоскости, определяемое углом Сопротивление выступающих частей - student2.ru который можно найти по формуле:

Сопротивление выступающих частей - student2.ru Сопротивление выступающих частей - student2.ru Сопротивление выступающих частей - student2.ru .

На рис.97,б приведена зависимость ζвозд от Сопротивление выступающих частей - student2.ru , позволяющая сделать вывод о том, что наибольшее значение коэффициент воздушного сопротивления имеет при Сопротивление выступающих частей - student2.ru = 25 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 300. Объясняется это невыгодным расположением надстроек и рубок с точки зрения их обтекания потоком воздуха. При Сопротивление выступающих частей - student2.ru , близких к нулю, надстройки и рубки экранируют друг друга, в результате чего воздушное сопротивление

несколько снижается. Коэффициент воздушного сопротивления при углах Сопротивление выступающих частей - student2.ru более 900 принимает отрицательное значение, т.е. Rвозд совпадает с направлением движения судна. Однако даже при попутном ветре (свыше 5 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 6 баллов) скорость судна снижается из-за возрастания сопротивления на волнении, которое происходит вследствие ухудшения обтекаемости корпуса судна при качке, отражения волн от корпуса и взаимодействия набегающих волн и создаваемых судном. При встречном ветре коэффициент воздушного сопротивления промысловых судов ζвозд = 0,7 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 1,1.

В сравнительно тихую погоду воздушное сопротивление составляет 1,5 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 3,0% полного, при ветре в 4 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 5 баллов оно может достигать 10 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 15%, а при сильном шторме - 30 Сопротивление выступающих частей - student2.ru 40%.

Наши рекомендации