Глава 22 полномочия местного самоуправления в социально-культурной области

Деятельность органов местного самоуправления в социально-культурной сфере направлена на реализацию задач, которые закрепляет Конституция Российской Федерации, определяя в статье 7 наше государство как социальное государство.

Основными задачами в этой сфере являются: а) создание необходимых организационно-правовых, финансово-экономических возможностей, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; б) оказание социальных услуг, а в ряде случаев прямой социальной поддержки и защиты социально - нуждающихся категорий граждан (охрана материнства и детства, помощь инвалидам и ветеранам, охрана здоровья и труда). Эти задачи - общегосударственные. Поэтому в их решении прежде всего участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном и региональном уровнях принимаются законы, иные нормативные правовые акты, а также социальные программы, направленные на реализацию социальной политики государства.

Важную роль в реализации этой политики призваны играть органы местного самоуправления ввиду их непосредственной близости к населению, знания его нужд и потребностей. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют деятельность, направленную на обеспечение основных экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий жизнедеятельности населения.

Социально-культурная сфера деятельности органов местного самоуправления в широком смысле этого слова включает в себя вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.

Деятельность органов местного самоуправления в этой области связана с функционированием социальной инфраструктуры как средства удовлетворения социальных и культурных потребностей населения, необходимого условия развития личности.

Социально-культурная деятельность в нашей стране до недавнего прошлого носила преимущественно государственный характер. В ведении местных органов государственной власти находилась значительная часть объектов социальной инфраструктуры. Вместе с тем многие социально-культурные учреждения (детские ясли и сады, поликлиники, учебные заведения и др.) находились в ведомственном подчинении, ибо помимо территориального канала распределения ресурсов на развитие социально-культурной сферы, действовал и ведомственный (отраслевой).

Конституция Российской Федерации признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, которые являются основой не только производственной, материальной деятельности, но и социально-культурной: наряду с государственными системами и структурами в области образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения развиваются муниципальные и частные системы в этих сферах, поддерживается и поощряется негосударственная деятельность, способствующая удовлетворению многообразных потребностей человека, реализации его социально-культурных прав и свобод.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину:

общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры (ст. 44);

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом (ст. 39);

защиту материнства и детства (ст. 38).

Деятельность органов местного самоуправления - и городских, и районных, и поселковых, сельских - подчинена достижению общих целей, таких как создание условий и предоставление возможностей для удовлетворения социальных и культурных запросов и потребностей населения, улучшение охраны его здоровья, социальная защита граждан. Органы местного самоуправления участвуют в решении этих задач путем принятия и реализации муниципальных целевых программ, планов развития территории, утверждения местных бюджетов, а также осуществления контрольных функции.

22.1. Полномочия местного самоуправления в области образования

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Государство также гарантирует на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В ведение органов местного самоуправления находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.

Компетенция органов местного самоуправления в области образования, включая и исключительные полномочия органов местного самоуправления в этой сфере, закрепляется Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.), а также другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.

Органы местного самоуправления формируют местные (муниципальные) органы управления образованием, определяют их структуру и полномочия, В случае создания самоуправляемых школьных округов органы местного самоуправления создают соответствующие органы управления этих округов. По согласованию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием. К ведению органов местного самоуправления относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документы об уплате регистрационного сбора. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Закон «Об образовании» в числе учредителей образовательного учреждения называет органы местного самоуправления, к исключительным полномочиям которых относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и назначение их руководителей, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях или решением органа местного самоуправления. Притом ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обеспечиваемых данным учреждением. Органы местного самоуправления решают вопросы материально-финансовой базы образовательных учреждений. Они осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. При этом они осуществляют контроль за использованием государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования, а также контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательных учреждений.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования. Основой государственных гарантий получения гражданами образования в пределах государственных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Поэтому государство гарантирует защищенность соответствующих расходных статей местных бюджетов.

финансирование должно осуществляться согласно закону на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Негосударственные общеобразовательные учреждения (частные и др.) получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.

Муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», полностью компенсируется государством.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующими нормативами принимают меры к обеспечению стипендиями, местами в общежитиях и в интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции регулируют отношения собственности в системе образования.

Объекты собственности, закрепленные за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, находятся в оперативном управлении этих учреждений. За ними также закрепляются земельные участки в бессрочное бесплатное пользование. При этом государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

Федеральными законами «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1996 г. предусмотрено ввести мораторий сроком на три года на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в том числе: жилые помещения, расположенные в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ансамбль; жилые помещения в домах, находящихся в сельской местности; клинические базы учреждений медицинского образования. Мораторий вводится в целях сохранения системы государственного образования и обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования. Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам, проживающим на собственных территориях, возможность выбора общеобразовательного учреждения. При этом закон «Об образовании» возлагает на органы местного самоуправления ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в соответствии с законом устанавливает учредитель. Этот порядок должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. В этих целях действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Органы местного самоуправления согласно закону организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам и т.д.). Однако данные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются в бюджет.

Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, оказание посреднических услуг и т.п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях обеспечивается светский характер образования и запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Органы местного самоуправления оказывают поддержку общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В Указе Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 г. органам местного самоуправления рекомендовано:

предусматривать при формировании соответствующих бюджетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонно-спортивных лагерей молодежи;

предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещением школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях, а также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взиманию арендной платы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1996 г. «Об утверждении Положения о премиях Президента Российской федерации в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования» органы местного самоуправления вправе выдвигать работы на соискание премий в области образования.

Наши рекомендации