Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения

К вопросам местного значения, которые согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» находятся в ведении муниципальных образований, относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения действуют предприятия и организации различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные и др.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции планируют развитие данной сферы, обеспечивают рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования. Они организуют эксплуатацию объектов торгового, бытового обслуживания, а также общественного питания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов. Режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания устанавливается по решению органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления принимают меры к развитию системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок, привлекают потребительские общества к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц.

Органы местного самоуправления оказывают содействие развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» распространяется и на деятельность органов местного самоуправления. Законом запрещается деятельность органов местного самоуправления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Решения органов местного самоуправления о предоставлении льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежит согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (их должностные лица) обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую данному органу для осуществления его законной деятельности.

Органы местного самоуправления оказывают поддержку малого предпринимательства в целях развития рыночной инфраструктуры, конкуренции. К числу основных задач создаваемых ими муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г., относится, в частности, долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг. В сфере торгового и бытового обслуживания населения действуют соответствующие правила (правила выполнения отдельных работ, правила оказания отдельных видов услуг и т.д.), которые утверждаются Правительством Российской Федерации и распространяются на все предприятия и организации торговли и бытового обслуживания независимо от форм собственности. В этих правилах затрагиваются вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления.

В соответствии с Правилами розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией», реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления. Лицензирование розничной торговли алкогольной продукцией осуществляться органами местного самоуправления, на территории которых производится торговля этой продукцией. Порядок выдачи лицензии определяется Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления организуют ритуальные услуги и содержание мест захоронения. Гарантированный перечень услуг по погребению установлен федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая создается органами местного самоуправления и которая, согласно закону, может наделяться органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления принимают решение о создании мест погребения, в связи с чем производится отвод земельного участка. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела. Органы местного самоуправления обладают полномочиями, связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории муниципального образования организациями, независимо от формы собственности, индивидуальным предпринимателем.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции от 9 января 1996 г.) органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества органы местного самоуправления извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), например, при продаже товаров с просроченными сроками годности и др.

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Наши рекомендации