Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды

Окружающая природная среда - это естественная основа жизнедеятельности людей, необходимое условие и средство социально-экономического развития общества и государства.

Каждый гражданин имеет в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы местного самоуправления должны руководствоваться следующими основными принципами, закрепленными в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечением благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимостью воспроизводства природных ресурсов и недопущением необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.

Охране подлежат: естественные экологические системы, земля, ее недра, воды, атмосферный воздух, леса, животный мир и т.д.

Особой охране подлежат природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки и т.д.

Ущерб окружающей среде при решении социально-экономических задач, подчеркивается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г.), должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов. Государственное управление и координацию деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности осуществляют Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, создаваемые им территориальные органы в субъектах Российской Федерации, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции.

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования (ст. 6). В последнее время в структуре органов местного самоуправления стали выделять отделы экологии, появилась должность заместителя главы администрации по вопросам экологии и санитарии. Органы местного самоуправления также взаимодействуют в этой сфере с государственными органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и др.

Полномочия органов в области охраны окружающей природной среды закреплены в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления во взаимодействии с соответствующими государственными органами обеспечивают учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов в границах муниципального образования. При этом осуществляется также учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории муниципального образования, независимо от формы собственности и подчинения. На основе анализа полученных данных органы местного самоуправления осуществляют планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий. Принимая планы и программы развития территории муниципального образования, разрабатывая и утверждая местный бюджет, органы местного самоуправления учитывают и необходимость решения вопросов охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, а именно:

экологически обоснованное размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры;

экологически безопасное развитие местной промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов,

Органы местного самоуправления вправе принимать экологические программы в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства, а также средства внебюджетных экологических фондов.

Местные экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде и других природоохранительных задач. Они образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, в том числе платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения и др.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. В настоящее время повышается роль экологических налогов и штрафов. В Указе Президента Российской Федерации «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от мая 1996 г. в качестве одного из основных направлений государственной политики в области налоговой реформы названо сличение роли экологических налогов и штрафов, минимальное значение доли поступления доходов от которых в местные бюджеты должно составлять 10 процентов. Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды имеет своей целью прежде всего создание здоровой среды обитания в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях. Это предполагает предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, контроль за захоронением токсичных отходов и т.п.

Органы местного самоуправления, решая эти задачи, выдают разрешение на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, выбросов и сбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, которые предоставляют органам местного самоуправления информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания, иную экологическую информацию, а также информацию о действующих нормативных актах санитарного законодательства.

При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» принимают решения об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности.

Органы местного самоуправления, согласно Закону, организуют утилизацию и переработку бытовых отходов, занимаются благоустройством и озеленением территории муниципального образования. Условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, захоронения и утилизации производственных и бытовых отходов должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения. Территории населенных пунктов должны содержаться в соответствии с санитарными правилами. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территории населенных мест устанавливаются органами местного самоуправления.

Складирование и захоронение производственных и бытовых отходов производится в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Правила предоставления услуг по вывозу бытовых отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. Органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую природную среду в общественных, жилых зданиях, на улицах, площадях населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения.

Вокруг городов и промышленных поселков должны выделяться пригородные зеленые зоны как территории, выполняющие санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В этих зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

В ведении органов местного самоуправления находятся особо охраняемые природные территории местного значения. Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. данные территории являются собственностью муниципальных образований и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые природные территории (федерального, регионального законодательства и местного значения) относятся законом к объектам общенационального достояния. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты. Они определяются в порядке, установленное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.относит:

предоставление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-здоровительной местностью или курортом местного значения;

участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

контроль за рациональным использованием и охраной природный лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

Одной из важных гарантий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду является экологическая экспертиза. Полномочия органов местного самоуправления в организации и проведение экологической экспертизы закрепляются Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., а также Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. Экологическая экспертиза устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. В Российской Федерации осуществляется согласно Закону государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой по охране окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. Она проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, К объектам государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской федерации в соответствии с законом, в частности, относятся:

проекты инвестиционных программ органов местного самоуправления;

договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении органов местного самоуправления;

все виды градостроительной документации (генеральные планы городов, других поселений и т.д.) и др.

К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы (в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей);

принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций и движений; организация общественных обсуждений, проведение опросов,

референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

информирование специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

информирование органов прокуратуры, территориальных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы и др.

По инициативе органов местного самоуправления организуется и проводится общественная экологическая экспертиза. Органы местного самоуправления организуют общественную экологическую экспертизу также по требованию населения. С инициативой проведения общественной экологической экспертизы вправе выступать общественные организации (объединения). Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов, как до проведения государственной экологической экспертизы, так и одновременно с ней.

Осуществляют общественную экологическую экспертизу общественные организации (объединения), основным направлением деятельности, которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.

Согласно Закону общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявлений общественных организаций о ее проведении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Если в регистрации заявления в указанный срок не было отказано, оно считается зарегистрированным.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. Общественная организация (объединение), организующая общественную экологическую экспертизу, обязана известить население о начале и результатах ее проведения.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется органам местного самоуправления, специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, а также заказчику документации, подлежащей экспертизе, и органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Одним из принципов деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды является гласность в работе и тесная связь с общественными организациями, населением в решении природоохранительных задач. Население муниципальных образований имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Органы местного самоуправления должны создавать необходимые условия для реализации данного права. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. сведения о состоянии экологии относит к числу тех, которые не подлежат засекречиванию (ст. 7).

В обеспечении здоровой среды обитания важное место занимает радиационная безопасность населения. В соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г., органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. При планировании и проведении органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, анализе их эффективности проводится оценка радиационной безопасности, результаты которой ежегодно заносятся в радиационно-гигиенический паспорт территории.

Наши рекомендации