Местный бюджет и другие местные финансы.
финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают: а) средства местного бюджета; б) муниципальные внебюджетные средства; в) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности; г) средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы и т.д.).
Формирование и использование местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципального образования, осуществляется им самостоятельно.
Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, призванные, согласно статьям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, осуществляют государственную финансовую поддержку муниципальных образований. Финансовые средства местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным муниципальным образованиям Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, законами субъектов Российской федерации полномочиям по решению вопросов местного значения.
Вопросы формирования и использования местных финансовых ресурсов решаются соответствующими органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, непосредственно населением муниципального образования.
Законодательную основу местных финансов составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., Закон Российской Федерации «06 основах налоговой системы в Российской федерации» от 27 декабря 1991 г., другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации.
В советский период развития нашего государства все действующие на территории Российской Федерации бюджеты, включая и местные бюджеты, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления.
Вместе с тем для расчетов и анализа при формировании и использовании бюджетных средств на различных территориальных уровнях управления законодательством было введено понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Данные консолидированные бюджеты в отличие от самостоятельных бюджетов утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.
Так, в соответствии с Законом Архангельской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Архангельской области» от 26 января 1995 г. консолидированный бюджет Архангельской области образуется органами исполнительной власти области как расчетно-учетный показатель состояния финансов области на основании свода бюджетов соответствующих территорий.
Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет.
Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается: наличием собственных источников доходов; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной власти);
правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.
Местный бюджет имеет доходную и расходную части. Доходная часть местного бюджета включает, прежде всего, собственные доходы. К ним, во-первых, относятся местные налоги и сборы, которые устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень таких местных налогов и сборов содержится в Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Закон относит к местным налогам следующие налоги: а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
г) сбор за право торговли;
д) налог на рекламу;
е) сбор с владельцев собак;
ж) сбор за уборку территорий населенных пунктов, а также прочие налоги и сборы.
Во-вторых, в доходы местных бюджетов зачисляются закрепленные доходы, т.е. доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной пошлине» (в редакции от 31 декабря 1995 г.) государственная пошлина за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и в других случаях, предусмотренных законом, зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» в доход местного бюджета также зачисляются поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации устанавливают и иные доходы местных бюджетов, которые в полном объеме или в твердо фиксированном размере (в процентах) на постоянной или долговременной основе зачисляются в местные бюджеты и относятся к собственным доходам местных бюджетов. В-третьих, доходная часть местного бюджета пополняется за счет средств бюджетного регулирования местных бюджетов. К ним относятся регулирующие доходы, т.е. доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от федеральных налогов, налогов субъектов Российской Федерации или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. К регулирующим доходным источникам относятся, в частности, такие федеральные налоги, как налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.
В-четвертых, в доходную часть местного бюджета может входить финансовая помощь в различных формах: дотации, субвенции, которые также относятся к средствам бюджетного регулирования. Дотации и субвенции представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве материальной помощи.
Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования, который в соответствии с законом обязаны обеспечить органы государственной власти. Использование дотации не имеет целевого назначения, и она выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели и программы для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории. В случае использования субвенции не по целевому назначению она подлежит возврату предоставившему ее органу.
В-пятых, доходная часть местного бюджета включает также средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передаваемые органами государственной власти Российской федерации и субъектов Российской федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что данные финансовые средства ежегодно должны предусматриваться в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Закон предусматривает также компенсацию дополнительных расходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской федерации. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Кроме собственных доходов, поступлений от регулирующих налогов, дотаций, субвенций доходная часть местных бюджетов, в-шестых, может включать и заемные средства.
Необходимость в заемных средствах бывает обусловлена недостаточностью собственных ресурсов для финансового обеспечения местных программ, строительства муниципальных объектов, покрытия бюджетных расходов в условиях дефицитности местного бюджета.
Заем - это доход временного характера, ибо он должен быть возвращен. В установленных законом случаях предусматривается и платность заемных средств.
Органы местного самоуправления могут использовать такие заемные средства, как процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, краткосрочные кредиты коммерческих банков, доходы от местных займов.
Расходная часть местных бюджетов определяется предметами ведения муниципальных образований и включает расходы на решение вопросов местного значения, реализацию планов и программ социально-экономического развития территорий. Кроме того, в расходной части местных бюджетов предусматривается финансирование отдельных государственных полномочий.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ (часть первая) средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов.
Минимальный местный бюджет - это расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, доходы которого покрывают минимально необходимые расходы местного бюджета, устанавливаемые на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Необходимость формирования местных бюджетов на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя была признана еще при принятии Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. В постановлении Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие данного Закона содержалось поручение Совету Министров РСФСР разработать предложения по методике расчета нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, а Верховным Советам республик в составе Российской Федерации рекомендовалось установить временные нормативы бюджетной обеспеченности в соответствии с методикой расчета этих нормативов. Принятый 15 апреля 1993 г. Закон Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» ввел понятия «минимальный бюджет», «минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы». Закон закрепил принципы определения минимального бюджета, согласно которым расходная часть минимального бюджета должна исчисляться по единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным соответственно представительным органом государственной власти Российской Федерации, иным вышестоящим представительным органом власти на основании действующего законодательства в пределах его финансовых возможностей. Практика реализации данного Закона показала, что при формировании бюджетов различных уровней использовались одобренные Правительством Российской Федерации социальные нормативы и нормы в натуральном выражении, разработанные соответствующими министерствами и ведомствами. Однако эти нормы и нормативы не являлись минимальными и носили рекомендательный характер.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., определяет Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Решение этой важнейшей социальной задачи предполагает создание механизма, обеспечивающего удовлетворение основных общественных потребностей в сферах, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Элементами формируемого сегодня механизма реализации конституционных гарантий прав граждан в социальной сфере являются установление в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» государственных минимальных социальных стандартов, обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Согласно Закону органы местного самоуправления обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных стандартов, выполнение которых гарантируется государством.
Президент Российской Федерации в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов издал Указ «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» от 23 мая 1996 г., в котором, в частности, содержится поручение Правительству Российской Федерации разработать и внести в парламент Российской Федерации проект федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах.
В соответствии с этим Указом Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации одобрило 3 июля 1996 г. социальные нормативы и нормы и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать данные социальные нормативы и нормы при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации доходных источников. Данные источники должны покрывать минимально необходимые расходы местных бюджетов, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, соответствующие органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Одним из элементов системы местных финансов являются муниципальные целевые внебюджетные фонды, которые вправе образовывать представительные органы местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Правовой режим муниципальных внебюджетных фондов определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. Кроме того, представительный орган местного самоуправления утверждает положение о каждом внебюджетном фонде. Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях и расходуются в соответствии с целевым назначением.