Регулирование хода реализации проекта
Процесс регулированиясостоит из следующих процедур, повторяющихся с принятой в проекте периодичностью (сутки, неделя, декада, месяц):
* сбор и подготовка оперативной информации о состоянии комплекса работ и предоставлении ее в проектную команду;
* обновление моделей и подготовка данных для их расчета (пересчета);
* расчет (пересчет) сетевых моделей и актуализация календарных планов;
* анализ фактического состояния комплекса работ и подготовка решений по его дальнейшей реализации;
* обсуждение и принятие решений по дальнейшей реализации комплекса работ;
разработка оперативно-календарных планов (квартальных, месячных, недельных, суточных и т.д.) и доведение их до участников проекта.
Анализ
В методологии управления проектами выделяют проектный анализ, целью которого является определение результатов (ценности) проекта.
Различают следующие виды проектного анализа:
· технический,
· финансовый,
· коммерческий,
· экологический,
· организационный,
· социальный,
· экономический.
В практике руководитель проекта использует данные виды анализа с учетом сложности самого проекта и в соответствии со здравым смыслом.
Управление изменениями
Управление изменениями относится к ключевым интеграционным процессам в УП, который охватывает весь жизненный цикл проекта.
Под изменениями в проекте понимается замена одного решения другим при разработке и реализации проекта в связи с воздействием внешних и внутренних факторов. Соответственно и источники изменений делятся на внешние и внутренние.
К внешним источникам изменений относят: политические, законодательные, экономические, социальные, технологические, экологические, международные и другие факторы. Команда проекта имеет весьма ограниченные возможности по влиянию и управлению этими источниками изменений. Их необходимо учитывать и гибко на них реагировать на протяжении всех этапов проекта.
Внутренние источники изменений происходят из среды самого проекта, из взаимоотношений участников в ходе реализации проекта. Любой из участников оказывает свое влияние на ход проекта и может вызвать значительные изменения в предметной области, в календарных сроках, в финансировании проекта, в графиках поставок материалов и оборудования и т.д. Значительную часть внутренних изменений невозможно предвидеть на стадии разработки, так как они связаны с появлением новых проектных решений, более эффективных материалов, конструкций, технологий и др.
Другая часть изменений связана с отставанием от запланированных сроков, объемов в результате влияния факторов самого различного рода - не только внутренних, но и внешних (социальных, природно-климатических и т.д.). На проект, который реализуется внутри компании, может оказать радикальное воздействие изменение приоритетов в стратегии организации и, в свою очередь, приоритетов среди выполняемых этой организацией проектов. А это, как правило, влечет за собой и конкуренцию среди проектов за ресурсы, и кадровые перестановки внутри проектных команд, и осложнение межличностных отношений.
Таким образом первоначальный план проекта может быть подвержен существенной корректировке или вообще оказаться несостоятельным из-за:
* изменения сроков выполнения проекта;
* необходимости пересмотра стоимости;
* изменения технических условий проекта;
* изменения стратегии организации;
* изменении методов и технологий выполнения работ;
* изменения потребностей , для удовлетворения которых разрабатывался проект;
* пересмотра первоначальных оценок длительности работ;
* неточностей в планировании связей между работами;
срыва сроков поставок;
* невозможности использовать ресурсы согласно первоначальному плану;
* изменения в потребностях в ресурсах для выполнения отдельных операций;
* изменений рыночной конъюнктуры и т.д.
Руководитель проекта должен постоянно отслеживать все возникающие изменения и оценивать их возможное влияние на сроки, затраты, качество и конечные результаты проекта и предпринимать необходимые корректирующие меры.
Мировая практика УП показывает, что изменения, возникающие по ходу проекта, нередко приводят либо к неудачному завершению, либо провалу проекта в целом. Так, по данным организации «General Accounting Office», по 940 проанализированным военным и гражданским проектам увеличение стоимости в результате изменений и инфляции составило 75% от первоначальной стоимости ( с 340 млрд. долларов - до 607 млрд. долл.).
Для регламентирования и протоколирования прохождения изменений при этом используются следующие документы:
* «Отчет о проблеме» (Problem report) - описание проблемы, возникающей в ходе реализации проекта. Формируется на начальной стадии;
* «Запрос на осуществление изменения» ( Change request
proposal form) Формируется на начальной стадии;
* «Описание предлагаемого изменения» ( Change proposal form) - информация об изменении, его текущем статусе, инициаторах и ответственных за выполнение и контроль. Формируется на начальной стадии и корректируется на последующих стадиях;
* «Заявка на изменение» (Change order) - оформляется в виде письменного приказа и подписывается должностным лицом подрядчика; разрешает и указывает, какие проводить изменения по проекту. Формируется на стадии принятия решения.
Завершение
В фазу завершения проекта могут входить следующие этапы:
1. Проведение эксплутационных испытаний;
2. Сдача проекта;
3. Закрытие контракта.