Составьте инструкцию, как Буратино найти клад, используя наречия.
Вставьте орфограммы.
И пусть быва..т в ж...зни (не)ле..ко,
И (не)всегда су..ьба тебе (по)слушна,
Ж..ви кр..сиво, вольн.., ш..роко,
Люби людей – светло и пр..стодушно.. .
Ищи св..ю д..рогу с малых лет,
Увере(н,нн)о впере.. иди скво..ь годы,
Оста..ь (на) этой лу..шей из пл..нет
Свой яркий след, св..и ж..вые всходы.
С. Островой.
VII. Служебные части речи
Частицы
Определите в стихотворении частицы.
Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты – рыбак, шахтер, Ученый иль пастух, – Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для меня, и для тебя Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберег. М. Исаковский. |
2. Какие частицы:
– спрашивают;
– мечтают;
– утверждают;
– показывают боль (радость), удивление, сожаление?
Приведите примеры предложений с частицами.
3. «Дружат» ли:
– частица не/ни и глагол;
– частица не/ни и союз а;
– частицы ли, бы с частями речи?
– Какая частица все отрицает?
– Какая частица перечисляет?
– Какие частицы спрашивают или восклицают?
Предлоги
Найдите предлоги в тексте.
Поутру вчера дождь В стекла окон стучал; Над землею туман Облаками вставал В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, | На осеннюю грязь Начал падать снежок. На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей. И.С. Никитин. |
Прочитайте стихотворение и заполните 3 колонки в таблице.
Предлоги | Союзы | Частицы | |
на | и | ни | |
Кот и лодыри | |||
Собирались лодыри на урок, А попали лодыри на каток. Толстый ранец с книжками на спине, А коньки под мышками на ремне. Видят, видят лодыри: из ворот Хмурый и ободранный кот идет. Спрашивают лодыри у него: – Ты чего нахмурился, отчего? Замяукал жалобно серый кот: – Мне, коту усатому, скоро год. И красив я, лодыри, и умен, А письму и грамоте не учен. Школа ж не построена для котят, Научить нас грамоте не хотят. Ни попить без грамоты, ни поесть, На воротах номера не прочесть! | |||
Вставьте вместо скобок нужный предлог.
Стишки () буквы запомнят детишки,
Которые любят заглядывать () книжки.
А – автогонщик () автотрассе,
Б – билетер () билетной кассе,
В – вертолет, вагон винтокрылый,
Г – гнездо () галчонком крикливым,
Д – дрова, чтоб костер устраивать,
Е – ералаш, маму расстраивать,
Ж – жетон, опускать () автомат,
З – зайчишка () лесу трусоватый,
И – извозчик, () плату возит,
К – коса, которой косят,
Л – ледник, сползающий () гор,
М – это мяч, играть () футбол,
Н – насос, воду накачивать,
О – омут () водою стоячею,
П – пейзаж, портрет () природы,
Р – () радиосводке погоды,
С – () солнце, тебя разбудившем,
Т – () тумане, солнце затмившем,
У – () урагане, он урон наносит,
Ф – фургон, дом () колесах,
Х – () холодильнике, хранить икру,
Ц – циферблат, () цифрами круг,
Ч – часы, циферблат () стрелками,
Ш – шарада, загадка () букв,
Щ – щавель, сорвать – и () тарелку,
Э – () этаже, когда нужен лифт,
Ю – () юле – кружась, юлит,
Я – это я, семья и друзья.
Джанни Родари.
Хитрые предлоги»
Запишите верно словосочетания.
(По)бежали (по)дорожке, (до)ехали (до)деревни, (от)садили (от) товарища, (у)клон дороги (у)поворота, (над)строили (над)мансардой, (про)говорили (про)погоду, (за)бежали (за)угол, (на)пали (на)врагов, (под)лезли (под)вагон, (без)облаков – (без)облачное небо, (перед)ний игрок (перед)воротами, (про)войну (про)сим рассказать деда, (по)-теряли (по)дороге.
Отгадайте загадки.
А) И... горке, и ... горкой, ... березой и ... елкой, Хороводами и ... ряд ... шляпках молодцы стоят. (Грибы). Б) ... грузом бежит, ... груза лежит. (Велосипед). В) ... родителей и деток Вся одежда ... монеток. (Рыба). | |
Г) Четверо ребят ... одной шубе сидят А пятый - ... шубенке Стоит ... сторонке. (Рука в варежке). Д) Он ... мишкой и ... палкой, ... седой бородой. Он веселый дедушка, Румяный и седой.(Дед Мороз). |
Союзы
1. Определите в тексте союзы. Какие из них соединяют слова, а какие разделяют, противопоставляют их?
А) Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.(Дерево). Б) Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И в работе круглый год Он сердечко отдает. Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует. (Карандаш). В) Сторож плохой: И слепой, и глухой, А тронешь – кричит.(Звонок). Г) В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед, А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. (Утюг). |
2. Игра «Редактор». Восстановите текст, вставив союзы.
Я люблю оленей ... их .... трудно не любить. Удивительно ладно скроены они: гордо поставлены рога, ноги стройные ... крепкие, морда невероятно симпатичная. В каждом их движении, в каждом повороте головы – изящество ... благородство.
Олень неприхотлив ... по-своему скромен. Он никогда не напомнит о себе ... редко издает какие-нибудь звуки. Шесть дней может стоять он без корма, ... не погибнет. Двести километров может пробежать он, тяжело дыша ... вывалив изо рта язык, .... с ним ничего не случится.
А. Машковский.