Шить, жить, свистеть и петь.
Ответьте одним словом.
– Неопределенная форма глагола – это … (инфинитив).
– Чь в инфинитиве – суффикс или часть корня? (Часть корня).
– На что заканчивается суффикс в инфинитиве? (На ь).
– Слова, помогающие определить время. (Вчера, сегодня, завтра).
– Сколько времен у глагола? (Три).
– Суффикс прошедшего времени. (л).
12. Вставьте -тся или -ться в глаголы. Что вам поможет это сделать?
1) Сон приходит втихомолку, пробирает..ся сквозь щелку.
2) По ночам Илье не спит..ся, и в кровать он не ложит..ся, все хохочет..ся ему.
3) Перестал фонарь светит..ся, ему на месте не сидит..ся, мечтает..ся фонарю погулять по пустырю.
4) Вспоминает..ся мне: тихо бьет..ся вода о борта решета, и такая кругом красота!
13. Приведите по 5 примеров глаголов, соответствующих правилу, данному в стихах:
Если мы моем, чистим, что-то стираем,
Невозвратным глагол называем.
Если себя умываем, и кот умывается,
Возвратным глагол называется.
О каком признаке глагола здесь говорится?
Писал письмо. – Написал письмо.
Пишу письмо.
Буду писать письмо. – Напишу письмо.
– Как различить совершенный и несовершенный вид глаголов?
Игра «Кто быстрее?»
Учитель пишет на доске 2 (или 3) столбика глаголов несовершенного вида. К доске выходит по 1 ученику с каждого ряда и образовывают совершенный вид глаголов, при этом проставляя орфограмму. Какой ряд быстрее закончит работу – тот и победил.
Сд...раю Зап...раю Подт...раю Заж...гаю Перест...лаю Соб...раю Расст…лаю Изб...раю Бл...стаю Зад...раю | Выб...раю Отп…раю Зат…раю Подж...гаю Заст...лаю. Наб...раю Прост...лаю Заб…раю Бл…стали Отд...раю | Переб...раю Оп...раюсь Прот...раю Приж...гать Подст...лаю Уб...раю Заст…лаю Переб...раю Забл...стали Разд…рать |
– Какие правила вспомнили о чередующихся гласных в корне слов?
О каких признаках глагола говорится в этих строчках?
Я несу, мы несем, Вы несете, ты несешь, | Он, она, оно несут – Лица и число – все тут! |
– Найди пропущенное лицо и число в стихотворении. (Они – 3л. мн.ч.).
– Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжение).
17. Отгадайте загадку. Вставьте нужное окончание глаголов и определите их спряжение.
Что за жук?
Что за жук полза...т по полю? Тарахт...т, кур...т трубку. Перевертыва…т землю и раздает грачам червей. Этот работяга (не) зна...т усталости. Он раньше всех просыпа...тся и сразу же принима...тся за работу. А по вечерам, когда станов…тся темно, жук зажига...т глаза и ползет, уставший, к деревне. Уткнется в забор под навесом, погас...т свои глаза и засыпа...т.
Л. Сергеев.
18. Объясните, почему в одном случае употреблен глагол одеть, а в другом – надеть?
Мама песню напевала, Одевала дочку … Одевала – надевала | Белую сорочку. Мама песенку допела, Мама девочку одела. Е. Благинина. |
На каких свойствах инфинитива построена лингвистическая сказка?
Инфинитив
Слово берет Инфинитив.
– Эх, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня времени нет!
– Время мы тебе найдем. Какое тебе – настоящее, будущее или прошедшее?
– Лучше будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Спрягается Вспомогательный – только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него времени – нет!
Ф. Кривин.
Найдите четвертое-«лишнее».
1) Захотеть, запеть, забыть, закричать.
2) Замирать, мирить, мирный, перемирить.
3) Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.
21. Почему нельзя употребить в 1-ом лице глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться? (Они обозначают действие нескольких лиц).
22. «Хитрые» вопросы.
– В каком глаголе нет корня? (Вынуть).
– В каких глаголах корень состоит из 1 буквы? (Шла, согнул, обуть, предпочла).
– В каком глаголе 100 букв, исчезнувших из алфавита в начале ХХ века? (Сто-ять).
– В каких глаголах 100 местоимений? (Сто-им, сто-я-т).
– Почему глаголы брезжить, морозить, смеркаться, вихриться, писаться не имеют повелительного наклонения? (Это безличные глаголы).
– Почему глаголы дымить, отгреметь, струиться, вымерзнуть, отзвучать, полыхать не имеют форм 1-го и 2-го лица? (Эти глаголы не обозначают действия людей).
– Посчитайте количество глаголов:
Чем так без дела заходить,
Ко мне на чай зашло бы.
(Здесь 1 глагол в 2-х значениях: зайти – 1) идя куда-либо, посетить кого-то; 2) скрыться за горизонтом).