Определите диалектные слова в тексте.

Пахнет рыхлыми драчёнами, У порога в дёжке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз … … Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко, Квохчут куры беспокойные, Над оглоблями сохи На дворе обедню стройную Запевают кочеты. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. С. Есенин.

22. Определите в строках А.С. Пушкина архаизмы и историзмы:

1) Восстань, пророк! И виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! 2) Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам. Их нивы и села за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей, в цареградской броне Князь по полю едет на верном коне. А. С. Пушкин.

Определите в тексте неологизмы.

А) Главное «детище» института – акватрон. Это большой закрытый аквариум для рыб с управляемыми параметрами среды.

Б) Светит месяц. Синь и сонь. Хорошо копытит конь.

В) А рядом веселый стоит, как ребенок, весь в листьях бескорый эквалиптёнок.

Какая группа слов использована авторами данных текстов?

А) Шпиндель является наиболее ответственной частью токарного станка.

Б) Синтетический материал – баразон – по ряду свойств превосходит даже алмаз.

В) Скальпель хирурга остр, быстр и скор.

25. Распредели термины по темам, заполнив таблицу.

Строители Металлисты Полиграфисты Электрики
шпаклевка шпиндель брошюра генератор

Фреза, олифа, шаблон, штукатурка, металл, трансформатор, форзац, ротапринт, клейстер, сверло, аккумулятор, резец, суппорт, бра, плашка, иллюстрация, изолятор, розетка, люстра.

26. Выпишите по 5 слов-терминов, относящихся к музыке, медицине, спорту, архитектуре, литературе.

Задание выполняется в виде игры-эстафеты «Кто больше?» между рядами или отдельными учащимися.

Игра «Третий – лишний».

А) Дневник, учебник, диаграмма. Б) Бокс, кик-боксинг, вальс. В) Титан, алюминий, вода. Г) Карта, ориентир, скелет. Д) Побоище, битва, стан. Е) Маляр, штукатур, хореограф.

Тест по теме «Лексика»

1. Выберите слово, значение которого обозначает состояние предмета:

А) Бесконечность; Б) усталость; В) словесность.

Что обозначают 3 слова в данном предложении?

Синей бездной сияет над нами бездонное небо, пестреет миллиардами ярких звезд.

А) Действие; Б) признак; В) признак.

Найди в группе слов «лишнее». Объясни, почему оно «лишнее»?

А) Коньки; Б) сосульки; В) бежать; Г) зима.

4. Одинаково ли значение слова холодный в предложениях?

1) Петя встретил холодный взгляд брата.

2) Холодный ветер без перерыва бил в лицо.

А) Да; Б) нет.

5. Определите слово, имеющее омоним:

А) Стекло; Б) стена; В) соль; Г) луна.

Кто может «мяукать, завывать, подавать голос»?

А) Кот; Б) вьюга.

7. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются:

Перейти на рысь – пятнистая рысь.

А) Многозначные слова; Б) омонимы.

Определите ряд синонимов, в котором выражены оттенки значения.

А) Простое, бесхитростное, незатейливое;

Б) рубеж, черта, линия;

В) профессия, специальность, ремесло.

9. Допишите антоним:

Не гляди, что позади, а гляди, что …

А) завтра; Б) впереди.

10. Определи антоним к слову свежий:

А) прохладный; Б) затхлый; В) теплый.

Сколько в стихотворении антонимов?

Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную, Золотой – полушку медную. М. Цветаева.

А) 5; Б) 4; В) 2.

Ответы на тест: 1 – б; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а, в; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – б; 10 – б; 11 – а.

IV. Орфография

Безударные гласные в корне слов

1. Если звук без ударенья, Вызывает он сомненья. На письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

– Расскажите правило, о котором говорится в этом стихотворении.

2. Выпишите из стихотворных строк слова с безударными гласными, подберите проверочные слова. Найдите словарное слово.

Я хочу напиться чаю, К самоваруподбегаю, А пузатый от меня Убежал, как от огня. Что может показатьморяк? Он может рассказать, Как 2 конца каната взять, Морским узлом связать И как в водедержатьвесло, Чтобы в Стамбул не унесло.

Определите диалектные слова в тексте. - student2.ru 3. Найдите третье «лишнее»:

А) Пробежал, беговой, пробег.

Б) Посадил, пересадит, садовый.

В) Закричал, кричащий, прикрикнул.

Почему слово – «лишнее»?

Игра «Цепочка».

Подберите «цепочку» слов с проверяемыми безударными глас-ными, чтобы каждое слово начиналось с конечной буквы предыдущего слова.

Например: Моря – якоря – яровй – озерк – окончние и т.д.

Вариант игры: подобрать «цепочку» слов с непроверяемыми безударными гласными.

Например: Апельсин – никогда – арбуз и т.д.

Наши рекомендации