Определите диалектные слова в тексте.
Пахнет рыхлыми драчёнами, У порога в дёжке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз … … Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко, | Квохчут куры беспокойные, Над оглоблями сохи На дворе обедню стройную Запевают кочеты. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. С. Есенин. |
22. Определите в строках А.С. Пушкина архаизмы и историзмы:
1) Восстань, пророк! И виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей! | 2) Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам. Их нивы и села за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей, в цареградской броне Князь по полю едет на верном коне. А. С. Пушкин. |
Определите в тексте неологизмы.
А) Главное «детище» института – акватрон. Это большой закрытый аквариум для рыб с управляемыми параметрами среды.
Б) Светит месяц. Синь и сонь. Хорошо копытит конь.
В) А рядом веселый стоит, как ребенок, весь в листьях бескорый эквалиптёнок.
Какая группа слов использована авторами данных текстов?
А) Шпиндель является наиболее ответственной частью токарного станка.
Б) Синтетический материал – баразон – по ряду свойств превосходит даже алмаз.
В) Скальпель хирурга остр, быстр и скор.
25. Распредели термины по темам, заполнив таблицу.
Строители | Металлисты | Полиграфисты | Электрики |
шпаклевка | шпиндель | брошюра | генератор |
Фреза, олифа, шаблон, штукатурка, металл, трансформатор, форзац, ротапринт, клейстер, сверло, аккумулятор, резец, суппорт, бра, плашка, иллюстрация, изолятор, розетка, люстра.
26. Выпишите по 5 слов-терминов, относящихся к музыке, медицине, спорту, архитектуре, литературе.
Задание выполняется в виде игры-эстафеты «Кто больше?» между рядами или отдельными учащимися.
Игра «Третий – лишний».
А) Дневник, учебник, диаграмма. Б) Бокс, кик-боксинг, вальс. В) Титан, алюминий, вода. | Г) Карта, ориентир, скелет. Д) Побоище, битва, стан. Е) Маляр, штукатур, хореограф. |
Тест по теме «Лексика»
1. Выберите слово, значение которого обозначает состояние предмета:
А) Бесконечность; Б) усталость; В) словесность.
Что обозначают 3 слова в данном предложении?
Синей бездной сияет над нами бездонное небо, пестреет миллиардами ярких звезд.
А) Действие; Б) признак; В) признак.
Найди в группе слов «лишнее». Объясни, почему оно «лишнее»?
А) Коньки; Б) сосульки; В) бежать; Г) зима.
4. Одинаково ли значение слова холодный в предложениях?
1) Петя встретил холодный взгляд брата.
2) Холодный ветер без перерыва бил в лицо.
А) Да; Б) нет.
5. Определите слово, имеющее омоним:
А) Стекло; Б) стена; В) соль; Г) луна.
Кто может «мяукать, завывать, подавать голос»?
А) Кот; Б) вьюга.
7. Сравните выделенные слова и определите, чем они являются:
Перейти на рысь – пятнистая рысь.
А) Многозначные слова; Б) омонимы.
Определите ряд синонимов, в котором выражены оттенки значения.
А) Простое, бесхитростное, незатейливое;
Б) рубеж, черта, линия;
В) профессия, специальность, ремесло.
9. Допишите антоним:
Не гляди, что позади, а гляди, что …
А) завтра; Б) впереди.
10. Определи антоним к слову свежий:
А) прохладный; Б) затхлый; В) теплый.
Сколько в стихотворении антонимов?
Полюбил богатый – бедную, Полюбил ученый – глупую, Полюбил румяный – бледную, | Полюбил хороший – вредную, Золотой – полушку медную. М. Цветаева. |
А) 5; Б) 4; В) 2.
Ответы на тест: 1 – б; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а, в; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – б; 10 – б; 11 – а.
IV. Орфография
Безударные гласные в корне слов
1. Если звук без ударенья, Вызывает он сомненья. На письме какая буква? | Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья! |
– Расскажите правило, о котором говорится в этом стихотворении.
2. Выпишите из стихотворных строк слова с безударными гласными, подберите проверочные слова. Найдите словарное слово.
Я хочу напиться чаю, К самоваруподбегаю, А пузатый от меня Убежал, как от огня. | Что может показатьморяк? Он может рассказать, Как 2 конца каната взять, Морским узлом связать И как в водедержатьвесло, Чтобы в Стамбул не унесло. |
3. Найдите третье «лишнее»:
А) Пробежал, беговой, пробег.
Б) Посадил, пересадит, садовый.
В) Закричал, кричащий, прикрикнул.
Почему слово – «лишнее»?
Игра «Цепочка».
Подберите «цепочку» слов с проверяемыми безударными глас-ными, чтобы каждое слово начиналось с конечной буквы предыдущего слова.
Например: Моря – якоря – яровй – озерк – окончние и т.д.
Вариант игры: подобрать «цепочку» слов с непроверяемыми безударными гласными.
Например: Апельсин – никогда – арбуз и т.д.