Решите пропорции, учитывая соотношение звуков.
Попади : попадьи = суди : ?
А) Судить. Б) Судьи.
8. Что происходит со звуком [с] в словах: 1) листик, 2) растянуть?
А) Обязательное смягчение.
Б) Смягчение возможно, но не обязательно.
Решите пропорции, учитывая характер звуков в парах.
1) [ж]:[ш]=[ч’]:[?] А) [ш’]; Б) [ц]. | 2) [г]:[к]=[?]:[т]=[з]:[с] А) [д’]; Б)[д]. |
В каких словах этого предложения количество букв и звуков не одинаковое?
Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.
(А. Чехов).
А) Съела, наелась, много. Б) Только, еды.
11. Верна ли запись: «В слове «маяк» 4 буквы, 5 звуков»?
А) Да. Б) Нет.
Может ли один звук обозначаться на письме разными буквами?
А) Да. Б) Нет.
13. В каком из слов больше звуков:шептанье – ёканье?
А) Шептанье. В) Равное количество звуков.
Б) Ёканье.
Правильные ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – б, 6 – в, 7 – б, 8 – 1а, 2б, 9 – 1а, 2б, 10 –б, 11 – а, 12 – а, 13 – а.
II. Морфемика
1. Правы ли ребята, утверждающие: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»?
(Значимые части слова, как правило, пишутся одинаково. Поэтому даже незнакомые слова, составленные из известных вам частей, мы пишем верно).
2. Найдите среди приведенных слов то, которое состоит только из основы:
Та/и/ть; Тай/ком; Тай/н/а; | Талант; Талант/лив/ость; Талант/лив/ый. |
(Тайком, т.к. оно неизменяемое).
3. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
На чем основана эта шутка?
Рассекреченный секрет. | |
Не хочу держать в секрете Этот маленький секрет: | Антилопы есть на свете, А без антилопов нет. Н. Егоров. |
(В слове антилопа выделена часть – анти, похожая на приставку, имеющую значение «противо-»: антивоенный. Но так разделить слово антилопа можно только в шутку, так как здесь корень антилоп).
5. Определите основу слов и укажите, из каких частей они состоят:
Род/ин/а; Род/и/тель/ск/ий; Родник: Родник/ов/ый; Роднич/ок; | Род/н/ой; Род/н/я; Род/овит/ый; Род/ов/ой; Родств/енн/ый. |
(Родина, родительский, родникт, родниковый, родничокт, родной, родня, родовитый, родовой, родственный).
6. Про какие из этих слов можно сказать, что они имеют окончания, а про какие – оканчиваются на о?
Какао, самбо, тоскливо; рабство; небо; кружево; слово; чувство; спасибо; зарево; одинаково; юношество.
(Имеют окончания: небо, кружево, зарево, слово, рабство, чувство, юношество).
Найдите третье – «лишнее».
1) Гореть, угорать, гора. 2) Горе, нагорный, горевать. 3) Пот, потолок, потливый. | 4) Море, морщины, морской. 5) Боль, большой, больница. 6) Вода, водить, водник. |
(1) Гора; 2) нагорный; 3) потолок; 4) морщины; 5) большой; 6) водить).
Что общего у этих слов?
А) Ветвь – ветка; б) ветошь – ветхий; в) живой – жизнь; г) клятва – прокляну. (а) Общий корень – вет; б) общий корень ветх (х//ш); в) общая часть –жи-; г) общая часть –кля-).
9. Найдите корень в словах:беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок, бескозырка, бестия. (Беседка – бесед; бестолочь – толк; безделка – дел; бездна – дн; бесенок – бес; бескозырка – козыр; бестия – бестий (а - окончание)).
10. Найдите четвертое – «лишнее»:
1) Косточка, шапочка, звездочка, ленточка;
2) Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;
3) Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка;
4) Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
(Шапочка, огурчик, снежинка, подорожник).
11. Отгадайте шарады:
1) Корень и приставка – что в слове «склоняться»; суффикс – что в слове «обращение»; окончание – существительного среднего рода в И. падеже. Целое – грамматические термин. (Склонение).
2) Корень – что в слове «полагать», приставка – из слова «приложение», суффикс – из слова «восклицательный», окончание – из слова «числительное». Целое – слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное).