Прочитайте стихотворение А. Яшина.

Содержание

I. Фонетика. Графика.

II. Морфемика. Состав слова.

III. Лексика.

IV. Орфография.

V. Словообразование.

VI. Морфология.

1. Различение частей речи.

2. Имя существительное.

3. Имя прилагательное.

4. Глагол.

VII. Служебные части речи.

1. Частицы.

2. Предлоги.

3. Союзы.

VIII. Междометия.

IX. Синтаксис.

X. Приложения.

1. «Веселые рифмы».

2. Лингвистические сказки.

I. Фонетика. Графика

Прочитайте стихотворение А. Яшина.

Русский язык

Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете, за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.

– Можете ли вы доказать, что русский язык – певучий, т.е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной?

2. Назовите «пять сестричек», которые опоздали и не встали в азбучном порядке.

Тридцать три родных сестрички, Писаных красавицы, На одной живут страничке, А повсюду славятся. К нам они сейчас спешат, Славные сестрицы, Очень просят всех ребят С ними подружиться. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же Прикатили на еже. Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О Дружно вылезли в окно.
Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха Оседлали петуха. Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я – Все теперь мои друзья! Пять сестричек опоздали, Заигрались в «прятки», А теперь все буквы встали В азбучном порядке. Б. Заходер.

3. «Веселые вопросы».

– В каких словах содержатся по 100 букв? (Стол, стог, стоя, стой, сток, стон и др.).

– Названия каких двух букв составляют целую историческую эпоху? (Эр – а à эра).

– В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто).

– Превратите слово мел – в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число. (Мель, уголь, шесть).

– Превратите кость в желанного в доме человека. Что вы измените? (Гость).

– Назовите месяцы, в которых произносятся мягкие звуки [р’] и [н’]. ([р’] – январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; [н’] – июнь).

– Найдите слова, в которых бы звук обозначался двумя буквами; буква обозначалась двумя звуками. (Конь, лунь, день; моя, ель, поет).

– В каком слове сорок гласных? (Сорока).

4. Составьте слово из звуков:

1-й – глухая пара звука [з]; 3-й – гласный [о] под ударением;

2-й – глухая пара звука [д]; 4-й – глухая пара звука [г]. (Сток).

5. Решите «фонетические примеры»:

[ж] – голос = [?] ([ш]) [г] – голос = [?] ([к]) [д] – голос = [?] ([т]) [п] + голос = [?] ([б]) [с’] + голос = [?] ([з’]) [п’] + голос = [?] ([в’])

6. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил 7 слов: пар, ложа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди них такое слово, звуков которого нет в слове палитра. (Слово пир – нет звука [п’]; тир – нет звука [т’]).

7. «Перевертыши». Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получилось:

1) Из слова лён – цифра; (ноль).

Из слова лей – название дерева; (ель).

Из слова лоб – название настила; (пол).

Из слова люк – большой мешок; (куль).

Из слова ток – домашнее животное; (кот).

2) Из слова шел – неправда; (ложь).

Из слова шей – просьба; (ешь).

Из слова куб – охапка чего-либо, связка; (пук).

Из слова тол – прибор для измерения глубины моря; (лот).

Из слова лёд – материал для крыши; (толь).

8. Какими звуками различаются слова:

– дал и даль; лук и люк; флаги и фляги? ([л] и [л`]);

– мол и мял; Элла и Алла, был и бил? ([м] и [м’]; [э] и [а]; [б] и [б’]).

Определите «третье лишнее».

Конечно, нарочно, игрушечный. (Игрушечный).

Что, чтобы, нечто. (Нечто).

Чувство, баловство, да здравствует. (Баловство).

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный. (Нравственный).

10. Продолжите ряд пропорций:

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru.([’Э]; [’О]).

11. Определите, в каких словах находятся рядом два гласных звука: союз, струя, боец, шпион, театр, какао, каемка, сиять, дуэт, оазис, пианино, каучук.

Ошибся ли мальчик?

Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку? (Нет, 200 сорок – птиц).

Найдите загаданный звук.

Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет. ([р’];[ р]).

Ответьте на вопрос в стихотворении.

Всегда маленькие

Сказала Й сестре родной: – Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я – ужасно редко. – Ну, редко – это не беда, Иные буквы – никогда! – И много их? – Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так: … – Не говори! Скажите вы, ребята! (ъ; ь; ы) А. Шибаев.

15. «Спрячьте» ь в словах: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в середину слова. (Деньки, пеньки, угольки и т.д.).

16. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ульяна, Татьяна).

Какое правило спрятано в стихотворении?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной. (Проверка безударных гласных в корне ударением).

18. Вопросы - шутки:

– Чем кончаются день и ночь? (ь).

– Что стоит посередине земли? (м).

– Чем кончается лето и начинается осень? (о).

– Назовите пять дней подряд, чтобы в них не встретилась буква и.

(Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра).

19. Отгадайте метаграммы:

– С К в полях меня найдете, С Г – романсы запоете, С В – в косички заплетете. (Колос – голос - волос). – С Л я остров в океане, С Р растаю вмиг в стакане. (Сахалин - сахарин). – С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М – рубашка-безрукавка, С З – скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали. (Чайка-лайка-майка-зайка-гайка).

20. Отгадайте анаграммы:

– В океанах он живет, И мала ему река. Буквы ставь наоборот – Будет дергаться щека. (Кит - тик). – Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы – вмиг Превращусь я и в аллеи, И в лужайки, и в цветник. (Карп - парк).

21. На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова, героиня книги С. Милна «Винни-Пух и все-все-все», Кристофер Робин написал: «Прошу нажать, эсли не аткрывают». А под колокольчиком была еще одна надпись: «Прошу падергать, эсли не открывают».

– Каких правил не знают Кристофер Робин и Сова?

22. «Интересные вопросы»:

– Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-Ха).

– В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

– В каких словах пишутся три буквы е? (Перелез, перенести).

– Какие слова начинаются с четырех согласных букв? (Вздрогнуть, всплывать, всплеск, встреча, взгляд).

– Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов? (Коля - колья).

– В каких словах пишется подряд 3 буквы е? (Змееед, длинно-шеее животное).

23. Прочитайте стихотворение и приведите примеры к тому, о чем говорится:

Чтоб меньше было случаев неясных, И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить! Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

24. В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, которая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет). Найдите слово и замените другим словом с этой же буквой.

Ералаш

Три розовых гориллы Сварили бутерброд, А ежик чернокрылый Раскрасил пароход.

(Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик»).

К малиновой лягушке Подплыл зеленый лев. Слон лает на игрушки, Ползет акула в хлев.

(Буквы Л нет в слове «игрушки». Заменить словом «галушки»).

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru 25. Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»? (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой с: чересполосица, истечь, восстать, расплести, бесформенный).

Тест по теме «Фонетика»

1. Назовите слово из 6 звуков:

А) Тополь. В) Ясень. Б) Береза.

2. В каком слове есть безударный звук [а]?

А) Часы. Б) Дозор.

3. Одинаково ли количество звуков в парах слов?Суд – суть; молоть – молот.

А) Да. Б) Нет.

4. Какое слово затранскрибировано? [Паласкт’] малыша.

А) Полоскать. Б) Поласкать.

5. Какой звук – [ы] или [и] – слышится в словах:циркуль, цинга, жир?

А) [и]; Б) [ы].

6. Выберите правильную транскрипцию слова печёт (солнце).

А) [п’ич’йт]; Б) [п’ич’т]; В) [п’ич’т].

II. Морфемика

1. Правы ли ребята, утверждающие: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково»?

(Значимые части слова, как правило, пишутся одинаково. Поэтому даже незнакомые слова, составленные из известных вам частей, мы пишем верно).

2. Найдите среди приведенных слов то, которое состоит только из основы:

Та/и/ть; Тай/ком; Тай/н/а; Талант; Талант/лив/ость; Талант/лив/ый.

(Тайком, т.к. оно неизменяемое).

3. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).

На чем основана эта шутка?

Рассекреченный секрет.
Не хочу держать в секрете Этот маленький секрет: Антилопы есть на свете, А без антилопов нет. Н. Егоров.

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru (В слове антилопа выделена часть – анти, похожая на приставку, имеющую значение «противо-»: антивоенный. Но так разделить слово антилопа можно только в шутку, так как здесь корень антилоп).

5. Определите основу слов и укажите, из каких частей они состоят:

Род/ин/а; Род/и/тель/ск/ий; Родник: Родник/ов/ый; Роднич/ок; Род/н/ой; Род/н/я; Род/овит/ый; Род/ов/ой; Родств/енн/ый.

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru (Родина, родительский, родникт, родниковый, родничокт, родной, родня, родовитый, родовой, родственный).

6. Про какие из этих слов можно сказать, что они имеют окончания, а про какие – оканчиваются на о?

Какао, самбо, тоскливо; рабство; небо; кружево; слово; чувство; спасибо; зарево; одинаково; юношество.

(Имеют окончания: небо, кружево, зарево, слово, рабство, чувство, юношество).

Найдите третье – «лишнее».

1) Гореть, угорать, гора. 2) Горе, нагорный, горевать. 3) Пот, потолок, потливый. 4) Море, морщины, морской. 5) Боль, большой, больница. 6) Вода, водить, водник.

(1) Гора; 2) нагорный; 3) потолок; 4) морщины; 5) большой; 6) водить).

Что общего у этих слов?

А) Ветвь – ветка; б) ветошь – ветхий; в) живой – жизнь; г) клятва – прокляну. (а) Общий корень – вет; б) общий корень ветх (х//ш); в) общая часть –жи-; г) общая часть –кля-).

9. Найдите корень в словах:беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок, бескозырка, бестия. (Беседка – бесед; бестолочь – толк; безделка – дел; бездна – дн; бесенок – бес; бескозырка – козыр; бестия – бестий (а - окончание)).

10. Найдите четвертое – «лишнее»:

1) Косточка, шапочка, звездочка, ленточка;

2) Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик;

3) Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка;

4) Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

(Шапочка, огурчик, снежинка, подорожник).

11. Отгадайте шарады:

1) Корень и приставка – что в слове «склоняться»; суффикс – что в слове «обращение»; окончание – существительного среднего рода в И. падеже. Целое – грамматические термин. (Склонение).

2) Корень – что в слове «полагать», приставка – из слова «приложение», суффикс – из слова «восклицательный», окончание – из слова «числительное». Целое – слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное).

Найдите «лишнее» слово.

1) Сыр, сырник, сырный, сырость.

2) Соль, солончак, солить, солист.

3) Горняк, горный, горка, горе.

4) Пол, половичок, половой, поле.

(Все последние слова – «лишние»).

Тест по теме «Морфемика»

III. Лексика

1. Выпишите в 2 «столбика» однозначные и многозначные слова:

Небо, хлеб, тротуар, ключ, мостовая, дворянин, карандаш, борт, подошва, автобус, черствый. (Однозначные слова: небо, тротуар, карандаш, автобус).

Узнай слова».

А) Шкаф для одежды; вся одежда человека (гардероб);

Б) боковая пристройка здания; орган для полета у птиц (крыло);

В) небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды (ёрш);

Г) дробленое зерно; снег в виде мелких зерен (крупа);

Д) большая тарелка; вкусная еда (блюдо).

3. Отгадайте загадки. Какие многозначные слова имеются в виду?

А) Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха).

Б) У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. (Хребет).

В) Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Г) Какое государство носят на голове? (Панама).

Д) Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Е) Какой болезнью никто не болеет? (Морской).

Ж) Каких камней не найдешь в море? (Сухих).

З) О чем разговор? – Это черная? – Нет, это красная. – А почему она белая? – Потому что зеленая! (Черная смородина). И) Я от солнца, от огня, Яркий луч несет меня. Но бывает смысл иной: Весь огромный шар земной. (Свет).

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Будут ли синонимами слова?

Абонент – абонемент; факт – фактор; болотный – болотистый; эффектный – эффективный.

8. «Что это?» Что объединяет отгадки?

– Человек, едущий в автобусе, трамвае. (Пассажир).

– Прямая дорожка, обсаженная деревьями. (Аллея).

– Жестокий человек (прилаг.). (Бессердечный).

– Подводные животные-растения, строящие из своего тела острова. (Кораллы).

– Игра-задача в которой нужно заполнять буквами клеточки. (Кроссворд).

– Собрание засушенных растений, марок, значков и т.п. (Коллекция).

– Главные умения человека, применямые в его деятельности. (Профессия).

– Посчитать все «за» и «против» в каком-либо деле. (Рассчитать).

Составь пословицы.

Не спеши языком, Не сиди сложа руки – Чужой земли мы не хотим, Герой никогда не умрет, он вечно живет; но своей не отдадим; торопись делом; не будет и скуки.

14. Подбери в стихотворении 1 глагол:

И солнце … (Лучами на речке), И кошка … (Клубком на крылечке), И Женя … (Есть мячик у Жени), И мама … (В театре на сцене), И папа … (На медной трубе), И дедушка с внуком (… в избе). (Играть).

Узнай предмет».

… белое, а … черное. … всплывает, а …тонет. … длинный, а … короткий. … яркий, а … тусклый. … холодный, а … горячий. … острый, а … тупой.

Отгадайте загадки.

А) У начала есть антоним – Делу всякому венец, Называется … (конец).   Б) Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я и в отдыхе нужна, Называюсь … (тишина).
В) Я антоним к слову «лето», В шубу снежную одета, Хоть любую мороз сама, Потому что я … (зима). Г) Я антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада. А зовут меня – … (прохлада).

Объясните фразеологизмы.

Говорят, что наш Алеша На уроке сел в калошу. Ничего себе калоша, Если сел в нее Алеша! Я хочу спросить у вас: Как она попала в класс? В. Белова. Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Я . Коринец.
Повесив медный нос, Кран изливает душу. Растроганный всерьез, Ушат развесил уши. Стоит, разинув рот, Понуро и убито И горько слезы льет На каменные плиты. Ф. Кривин.

Собери фразеологизмы».

Повесить Отводить Вешать Провести Распустить Выколи Глаза; Нос; Нюни; Глаз; На мякине; Лапшу. Гореть Развесить Сматывать Рыльце Смотреть сквозь Ломать Уши; Удочки; Пальцы; Под ногами; В пушку; Голову.

19. «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте?

С ног до головы

– Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

– Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

– Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

А. Шибаев. (20 фразеологизмов).

Игра «Третий – лишний».

А) Дневник, учебник, диаграмма. Б) Бокс, кик-боксинг, вальс. В) Титан, алюминий, вода. Г) Карта, ориентир, скелет. Д) Побоище, битва, стан. Е) Маляр, штукатур, хореограф.

Тест по теме «Лексика»

1. Выберите слово, значение которого обозначает состояние предмета:

А) Бесконечность; Б) усталость; В) словесность.

IV. Орфография

Игра «Цепочка».

Подберите «цепочку» слов с проверяемыми безударными глас-ными, чтобы каждое слово начиналось с конечной буквы предыдущего слова.

Например: Моря – якоря – яровй – озерк – окончние и т.д.

Вариант игры: подобрать «цепочку» слов с непроверяемыми безударными гласными.

Например: Апельсин – никогда – арбуз и т.д.

Игра «Буквы разбежались».

Задание: найдите для «разбежавшихся» букв а, о, е, и их дома. Для этого нужно правильно вставить безударные гласные, проверяемые ударением в те слова, которые «живут» в домиках.

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

Звонкие и глухие согласные

Слово смело изменяй,

Рядом гласный подставляй!

2. Измените единственное число на множественное и правильно запишите согласную букву:

Бере..; ястре..; ле..; гри..; стри..; голу..ь; ёр.. .

Игра «Взберись по лесенке».

Задание: каждое слово на этой лесенке начинается с того согласного, на который заканчивается предыдущее слово. Кто быстрее доберется до вершины, тот и выиграл.

        долг кот        
      год     жук      
    друг         багаж    
  след             зуб  
автобус                 мороз
                   

5. Игра «Подбери слова» (со звонкими и глухими согласными).

А) «Транспорт» (самолет, вертолет, вездеход, пароход и т.д.).

Б) «Огород и сад» (арбуз, корнеплод, лук и т.д.).

В) «Мебель» (шкаф, комод, сервант и т.д.).

Г) «Одежда» (кофта, варежки, шапка, юбка и т.д.).

6. Измените слова, совпадающие в произношении, так, чтобы совпадение было устранено. Для этого составьте словосочетания.

Коз – кос; лук – луг; молот – молод.

7. Выбери из всех перечисленных слов такие, которые определяли бы следующую последовательность пропущенных согласных:

А) Ж – ш – ж – ш Б) В – ф – ф – в В) К – т – к – т Г) В – ф – в – ф Бомбе…ка, дура…ка, но…шество, корме…ка, ло...кий, деле…ка, ше…ство, батиска.., во…зал, фу…бол, сто.., бра.., э…зотика, дро…ки, мо…ки.

Удвоенные согласные

1. Отгадайте загадки:

А) Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда. Двойное р содержит он И называется … (перрон).   Б) Во мне два к, не забывайте, Таким, как я, всегда бывайте: Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом, … (аккуратный).
В) Зовет отдохнуть кого-то День шестой, …(суббота).   Г) Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два к. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я … (хоккей).   Д) На большие расстояния Мчится он без опоздания, Пишется в конце два с, Называется … (экспресс).   Е) Вот уже забрезжил свет – Начинается … (рассвет).
Ж) Заиграл оркестр гамму, Начинается … (программа).

Игра «Четвертый – «лишний».

1) Дикор...стущие деревья. 2) Вечнозеленые р...стения. 3) Выр...сший клен. 4) Известный р...стениевод. 1) Молодая пор…сль. 2) Морские водор...сли. 3) Юношеский возр...ст. 4) Непроходимые зар...сли.

3. Угадай-ка! (Корни гар-гор, зар-зор).

– Газ, образующийся при сгорании. (Угарный).

– Дорожка на стадионе (материал). (Гаревая).

– «Сбежавшее» из кастрюли молоко. (Подгоревшее).

– Образуется от пребывания на солнце. (Загар).

– Почти сгоревшая свеча. (Огарок).

– Пирог, только что из печи. (Горячий).

– Птица, поющая на заре. (Зарянка).

Игра «Четверый – «лишний».

1) Легкое прик...сновение. 2) Неприк...сновенный запас. 3) К…сательная линия. 4) Точки соприк...сновения. 1) Слегка к…саться. 2) Вопрос, к…сающийся нас. 3) Осторожно прик...саться. 4) Соприк…сновение с противником.

5. «Объяснялки» (объясните фразеологизмы).

Сл..жить оружие – … Сидеть сл..жа руки – … Пол..жа руку на сердце – … Ума не прил..жу – … Вл..жить в уста – … Пол..жить зубы на полку – … Зал..жить основы – … Войти в пол..жение – … Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Накрутить хвост.

Кто автор этих строк?

А) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл…стало…

(А.С. Пушкин).

Б) Чародейкою зимою околдован лес стоит – и под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он бл…стит. (Ф.И. Тютчев).

В) Испокон века книга р…стит человека. (Пословица).

Г) Белый пар по лугам расст...лается. (Никитин).

Д) Зап...рает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою. (М.Ю. Лермонтов).

Е) В ступе едет, пестом подп...рает, помелом след заметает. (Русская народная сказка).

Полезные советы».

– Белье не примерзнет к веревке, если её прот...реть тряпкой, смоченной в растворе соды или соли.

– Серебряные изделия станут как новые, если выт…реть их салфеткой, смоченной нашатырным спиртом.

– Подпалины от утюга смочите луковым соком, а затем выст...райте вещь в теплой воде. Они исчезнут.

Когда мы так говорим?»

От восторга (что делаем?) … (замираем).

От страха (что сделать?) … (замереть).

От голода (что делать?) … (умирать).

От скуки (что сделать?) … (умереть).

От ужаса (что сделала?) … (обмерла).

Найдите слова-исключения.

А) Ц...рк, ц...стерна, ц…гарка, акац...я.

Б) Ц...почки, ц...ган, ц...ц, огурц.., Синиц…н.

Запомни «волшебную» фразу! Почему она «волшебная»?

Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку: «Цыц!»

3. Продолжите «цепочку» слов:

Ц…кл, революц...я, ц...пленок, молодц.., ….

Какая последовательность здесь использована?

Что у кого?»

Ч..сы Метро Хор Фокусник Осьминог Книга Врач Репетиц...я Щупальц... Ц...тата Операц…я Станц...я Ц…ферблат Ц…линдр Огород Металл Армия Растения Черчение Математика Работа Школа Гвардейц… Коллекц…я Ц...ркуль Ц...фры Организац...я Дисц…плина Ц…нк Огурц…

Игра «Подбери пару»

  1. Ч…рный –
  2. Ж…ваная –
  3. Тяж…лая –
  4. Ж…лтый –
  5. Ч…порный –
  6. Деш...вые –
  7. Ж...сткая –
  8. Ж...нглер –
  9. Ч…саная –
  10. Бесш...вный –
  11. Ш…кировать –
  12. Прож…рливый –
реш…тка, крыж...вник, печ...нка, ш...лк, щ...рты, щ…голь, ж…рдочка, ш…рстка, обж...ра, ш...фер, капюш...н, ж...нглер.

7. Решите пропорцию:

Изж…га : крыж…вник = ? Ч…ртик : щ...лка = ?

Правописание приставок

А) Приставки на –з, -с.

Собери пару».

Ра…спилить Ра...сортировать Ра...ровненная …бежать Ра…битое Ра…следованное Ра...сыпанное Ра…писные Бе...шумно Ходить, ложки, зерно, преступление, окно, с корабля, площадка, товар, дерево.

Словесный аукцион».

Кто больше всех составит слов по схеме:

А) без чего-либо (без ума - безумный).

Б) что-либо сделать (сбежать, подыграть, разгрести).

В) что-либо сделанное (распиленное, раздробленное).

4. «Назовите одним словом»:

– Вдруг стать живым. – Стать главой делегации. – Сделать вещь хуже. – Мех из химии. – Потерянное имущество. – Выздороветь от болезни. – Деньги кончились.

Б) Правописание приставок пре- и при-.

Составьте слово».

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

При(идти); при(бегать); при(кидаться); при([.]).

Запишите одним словом».

– Очень большой арбуз; – Очень увеличить событие; – Ряд людей за столом на сцене; – Кафе у берега; – Участок при школе; – Отданное первенство; – Чуть-чуть открыть; – Распоряжение начальника; – Высшая степень красоты чего-либо; – Первое представление спектакля; – Около моря; – … – вторая натура.

3. Объясните слова:

Прелюдия, приоритет, престиж, президент, претендент, презент, привилегия, примитивный, премьера.

Игра «Третий - лишний».

А) Пр...умножить, пр...валировать, пр...ветливый. Б) Пр...уменьшить, пр…небречь, пр…открыть. В) Пр...добеденный, пр...ободрить, пр...дутренний.
Г) Пр…небрежение, пр...ступить, пр...мировать. Д) Пр…школьный, пр…морский, пр...бежать. Е) Пр..мерзкая, пр..нести, пр..злая.

В) Гласные ы и и после приставок

1. Вставьте буквы ы или и:

За...грать – раз...грать; до...скаться – под…скать; пред...гровой – меж...гровой; за...скриться – без...скровой; сверх...скусный – без...скусный; на...менование – без…мянный; за…нтересованный – без…нтересный.

2. Составьте слова с приставками контр-, пан-, суб-, меж-, транс-. Например: игра – контригра, инспектор – субинспектор.

Изысканный, институтский, интеллигентный, индийский, иск, издательский.

8. Употребление ъ и ь знаков.

Отгадайте загадку.

Маленькое, сдобное, Колесо с...едобное,   Я одна его не с...ем, Разделю ребятам всем! (Бублик).

Игра «Чье это?»

Лапа (медведь), нора (лиса), шубка (заяц), хвосты (белки), шкура (овца), хвост (павлин), следы (лисы), клюв (воробей).

Ь и Ъ

– Не чересчур ли ты добряк? –

П. Матвиенко.

7. К данным словам подберите однокоренные слова с приставками и запишите их «столбиками» (по 3 – 4 слова).

I – раз...езд, … II – об…яснить, … III – раз…емный, … IV – с…едать, …

Назовите одним словом».

А) Укол, который делает медсестра. (Инъекция).

Б) Отвар из мяса. (Бульон).

В) Сорная трава около дома. (Бурьян).

Г) Чье-то личное мнение. (Субъективное).

Д) Небольшой торговый магазин. (Павильон).

Е) Тот, кто приносит газеты и журналы. (Почтальон).

Ж) Всегда сопровождает генерала. (Адъютант).

З) Строящийся … (Объект).

Составьте пословицы.

А) Несчаст…я боят...ся Б) Мален...кое дело В) Учен...е – свет Г) К большому терпень...ю Д) Сил...на птица крыл...ями Е) Отол...ются волку Ж) Два неразлучных друга – Лучше бол…шого безделья. а неучен...е – т...ма. придет и умен...е. а человек – знан...ем. овеч...и слезки. счаст...я не видат… мороз да в...га.

Отгадайте загадки.

А) На большой ковер села эскадрил…я –

То раскроет, то закроет крыл…я. (Бабочки).

Б) Слог первый – восклицан…е,

Второй слог – порицан...е.

А целое – на севере бывает

И ненцев он и греет, и питает. (Олень).

Тест по теме «Орфография»

Найдите третье – «лишнее».

А) Печ...т; б) Поч...т; в) Расч...сывать.

Выберите пропущенную букву.

Капюш...н, ш…мпол, ш…вчик, ш…рник.

А) О; Б) Ё.

Решите пропорцию.

Смеш...н : ? = прощ...н : огорч...н

А) кумач...вый; Б) внуш…н.

Выберите слово без Ь.

А) Январ...ский; б) Декабр…ский.

Найдите третье – «лишнее».

А) Для гос...тей; Б) Прос…ба; В) Клян...чить.

14. Определите последовательность в ряду, где: ъ-ъ-ь-ь

а) Из…ян, с...ёжиться, мурав...ед, шест...ю.

б) Суб...ект, фел...етон, п...едестал, ин...екция.

Ключ к тесту: 1 – 2а; 1б; 1в; 2 – 2а; 1б; 1в; 3 – в; 4 – 1а; 1б; 5 – а, б; 6 – 1; 7 – а; 8 – б; 9 – а; 10 – б; 11 – б; 12 – а; 13 – б; 14 – а.

V. Словообразование

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru 1. Расшифруйте схемы. Какие способы словообразования здесь представлены?

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru а) + Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru
 
  Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

б) +

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru в) + +

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru г) +

Подберите по 2 примера к этим схемам: паровоз, перейдет, гвоздик, снегоуборочный, заходит, садовый, перелесок, переделка.

Игра «Потерялось слово».

Рыдают слоги в каждой строчке: – От наших слов – одни кусочки! Но если части слов найдете, То быстро вы слова прочтете.

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

Ответ:бессердечный, бессловесный, задержать, пропитание.

Игра «Транспорт».

Ответь одним словом:

А) Межгалактический транспорт. (Звездолет).

Б) Лунный транспорт. (Луноход).

В) Речной транспорт. (Пароход, теплоход).

Г) Железнодорожный транспорт. (Тепловоз, паровоз).

Д) Дорожный наземный транспорт. (Панелевоз, снегоуборочная машина и т.д.).

Продолжите тему «Транспорт» (автомобильный, воздушный, наземный и т.д.).

Приласкай словечки».

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Составь новые слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения (-ок-, -ик-, -чик-, -щик- и др.).

– Стол, гвоздь, карандаш; – сын, голос, ветер, флаг; – карман, костюм, диван; – рыба, корзина, картина; – кисть, ваза, кофта; – свежий, алый, желтый, красный.  

Пре мы напишем об этом.

Игра «Кто больше?»

Придумайте слова:

– с 1 приставкой (зашел, приехал).

– с 2 приставками (преувеличить, приоткрыть).

– с 3 приставками (суперпредположение).

11. Запишите правильно слова:

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru

12. Объясните термины, составив словарную статью.

Кровоизлияние; грязелечение; змеевидный; растениеводство; кровообращение; властолюбие; авиаконструктор; автомотовелогонки.

VI Морфология

Различение частей речи

Поиграем в слова».

Кто какой? Что он умеет делать?

Кто? Что делает? Какой?
Орел Белка Лиса Рысь Сова Дятел Лошадь Медвежонок Курица Петух Клекочет Гордый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Прочитайте стихотворение А. Яшина. - student2.ru Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

О. Высоцкая.

6. Какой частью речи является слово смел в предложениях: Как он смел! Как он смел? Замените эти слова синонимами.

(1 пр. – краткое прилагательное – отважен; 2 пр. – глагол - отважился).

Наши рекомендации