Выделение заданных форм в окружающих предметах или демонстрируемых учителем рисунках, моделирование геометрических форм
Рис. 60. Рассмотри чертежи. Подсчитай, сколько в каждом квадрате треугольников?
Рис. 61. Рассмотри рисунок. Сколько и каких геометрических фигур его составляют?
Коллаж
При создании вместе с детьми коллажа педагог предлагает использовать в нем рисунки предметов строго заданной формы, и тогда могут получиться удивительные картины «Круглой цветочной поляны», «Города квадратов», «Треугольного леса» и др. (рис. 62).
Рис. 62
Похоже или нет?
В ходе игры участникам игры дается задание с помощью разных материалов воспроизвести ту или иную геометрическую фигуру разными способами (построить из палочек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т.п.). Выигрывает тот, кто предложит наиболее узнаваемые и интересные варианты создания фигур.
Составление фигур-головоломок
Для игры необходимо вырезать из картона несколько одинаковых квадратов и покрасить каждый из них в свой цвет. Далее каждый квадрат разрезается по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т.д. (рис. 63). Головоломка готова — дети могут составлять квадраты, например, соревнуясь в парах, кто больше составит квадратов.
Рис. 63
Конструирование фигур
Взрослый предлагает детям на время выполнить следующие задания:
■ составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
■ составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
■ составить 3 равных квадрата из 7 палочек;
■ составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
■ составить 3 равных квадрата из 10 палочек;
■ из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
■ из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
■ из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький;
■ из 9 палочек составить 5 треугольников;
■ из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника.
Преобразование фигуры, буквы, цифры
Кто быстрее и точнее?
Ведущий предлагает игрокам выложить из палочек какую-либо букву, например А. Убедившись, что все дети выполнили его задание правильно, он просит их подумать и выполнить следующие преобразования:
■ не меняя числа палочек, сконструировать новую букву;
■ не меняя числа палочек, сконструировать еще одну новую букву;
■ вновь, не меняя числа палочек, получить новую букву;
■ убрать одну палочку и сконструировать новую букву;
■ сконструировать еще одну букву, не меняя числа палочек;
■ добавить две палочки и сконструировать новую букву и т.д.
Все полученные варианты конструкций обсуждаются с детьми, а в конце игры определяется игрок, который наиболее точно и быстро выполнил все игровые задания.
Волшебные преобразования
Рис. 64. Как, не изменяя числа палочек, за возможно меньшее число ходов получить из фигуры А фигуру Б?
Прояви смекалку!
Взрослый, выложив перед детьми по очереди ту или иную фигуру, предлагает произвести по заданным им условиям ее изменение. Выигрывает тот, кто проявит большую сообразительность при выполнении следующих игровых заданий:
Рис. 65. В фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать четыре палочки так, чтобы остался один прямоугольник
Рис. 66. В фигуре, состоящей из шести квадратов, убрать две палочки, чтобы осталось четыре равных квадрата
Рис. 67. Составить домик из шести палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок
Рис. 68. В данной фигуре переложить две палочки, чтобы получилось три равных треугольника
Рис. 69. В фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать три палочки, чтобы осталось три таких же квадрата
Рис. 70. В фигуре, состоящей из четырех квадратов, убрать две палочки, чтобы осталось два неравных квадрата
Рис. 71. В фигуре из пяти квадратов убрать четыре палочки, чтобы осталось два неравных квадрата
Рис. 72. В фигуре из пяти квадратов убрать четыре палочки, чтобы остались три квадрата
Рис. 73. В фигуре из четырех квадратов переложить две палочки, чтобы получилось пять квадратов
Рис. 74. В фигуре из пяти квадратов убрать четыре палочки, чтобы осталось три квадрата
Рис. 75. Переложить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону
Рис. 76. В фигуре, состоящей из девяти квадратов, убрать четыре палочки, чтобы осталось пять квадратов
Рис. 77. В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата
Рис. 78. В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата
Рис. 79. В фигуре из шести квадратов убрать две палочки так, чтобы осталось четыре равных квадрата
Рис. 80. В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника
Рис. 81. В фигуре из пяти квадратов переложить три палочки так, чтобы стало четыре квадрата
Рис. 82. В фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных треугольника
Рис. 83. В фигуре, состоящей из четырех квадратов, переложить три палочки так, чтобы получилось три таких же квадрата
Второй этап развивающе-коррекционной работы предполагает использование следующих типовых заданий: