Семинар 4. Функциональные состояния человека
А) Методы оценки функционального состояния
Б) Методы коррекции функционального состояния
Семинар 5. Эргономический анализ и проектирование
А) Классификации внешних и внутренних средств деятельности
Б) Процедуры проектирования деятельности человека-оператора
Семинар 6. Когнитивная эргономика
А) Методы анализа компьютерных интерфейсов
Б) Схемы когнитивно-психологических экспериментов
ЛИТЕРАТУРА
Введение в практическую эргономику /Под ред. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова. ¾ М.: МИРЭА, 1990. 80 с.
Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. ¾ М.: Наука, 1994. 205 с.
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование. ¾ М.: Логос, 2000. 490 с.
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. ¾ М.: МГУ, 1979.
Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. Пер. с англ.¾М.: Мир, 1982. 216 с.
Климов Е.А. Введение в психологию. Пособие для самообразования работников службы занятости. ¾ М.: МГУ, 1992. 158 с.
Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. ¾ М.: МГУ, 1986. 120 с.
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. ¾ М.: МГУ, 1987. 208 с.
История советской психологии труда. Тексты /Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. ¾ М.: МГУ, 1983. 360 с.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. ¾М.: МГУ, 1984.
Лабораторный практикум по основам инженерной психологии /Под ред. Б.А. Душкова. ¾ М.: Высшая школа, 1983. 240 с.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. ¾ М.: МГУ, 1987.
Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Хрестоматия по производственной психологии. ¾ М., 1996.
Лютенс Ф. Организационное поведение. ¾ М.: ИНФРА-М, 1999. 692 с.
Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования /Под ред. Е.Э. Смирновой. ¾ Л.: ЛГУ, 1984.176 с.
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. ¾ М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 262 с.
Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. ¾ М.: Тривола, 1994.
Моргунов Е.Б. Компьютер как органопроекция интеллекта //Вестн. высшей школы. 1988. № 10. С. 18-24.
Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. ¾ М., 1924.
Мюнстерберг Г. Основы психотехники. В 2-х частях. ¾ М., 1922-1924.
Новая технократическая волна на Западе. Пер. с англ. /Под ред. П.С. Гуревича. ¾ М.: Прогресс, 1986. 452 с.
Носкова О.Г. История психологии труда в России. ¾ М.: МГУ, 1997. 304 с.
Основы инженерной психологии /Под ред. Б.М. Ломова. ¾ М.: Высшая школа, 1986.
Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учебное пособие. Зинченко Т.П., Суходольский Г.В., Дмитриева М.А. ¾ Л.: ЛГУ, 1983. 208 с.
Солсо Р. Когнитивная психология. ¾ М.: Тривола, 1996. 598 с.
Тейлор Ф. Научная организация труда. ¾ М., 1924.
Флоренский П.А. Органопроекция //Декоративное искусство в СССР. 1969. № 12.
Человеческий фактор. В 6-ти томах /Под ред. Г. Салвенди. ¾ М.: Мир, 1990-1993.
Kulka H. Ergonomie ¾ wofur? Leipzig. VEB Fachbildungverlag. 1980. 232 p.
Laurig W. Grundzuege der Ergonomie. Beuth Verlag GmbH. Berlin, Koeln. 1982.
Muchinsky P.M. Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. ¾ NY: Brook/Cole Publishing Company. 1997. 538 p.
Pearn M, Kandola R. Job Analysis. A Practical Guide for Managers. ¾ L: Institute of Personnel Management. 1988. 137 p.
Ross R.R. Intervention in Occupational Stress. 1994.
ПРОГРАММА КУРСА
«МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА»
Составитель ¾ канд. пснхол. наук, доц. Е.Б. Моргунов
Объем:21 час лекции, семинары и практические занятия.
Контроль за результатами обучения:подготовка докладов, письменный экзамен.
Цель курса: ознакомить слушателей с технологиями и методами работы с малыми группами и с сообществами.
Основные задачи курса:
1) Ознакомить слушателей с интерактивными технологиями групповой работы за рубежом.
2) Освоить методы работы с сообществами и экспертами.
3) Познакомиться с методами работы в малых группах.
Содержание курса
Тема 1. Классификации методов групповой работы (1 час)
Очерк истории групповой работы. Исследования и результаты, полученные в школе К. Левина.
Сравнительный анализ индивидуальной и групповой работы.
Основания классификации: по целям работы, по процессу работы, по феноменологии, по продуктам работы.
Тема 2. Области приложения групповой работы как социальной технологии (7 часов)
1. Девиантное поведение и работа с осужденными (2 часа).
Социальные источники девиантного поведения. Исследования источников преступности в Чикагской социологической школе. Девиантное поведение и теории агрессии.
Служба пробации как альтернатива тюремному заключению. Основные функции службы пробации. Отчет суду к вынесению приговора.
Связь службы пробации с агентствами по трудоустройству и местными властными структурами.
Служба пробации между помощью и контролем.
2. Работа в сообществе и самопомощь (1 час).
Сравнение традиционной помощи и самопомощи: социологический, психологический и финансовый аспекты.
Самопомощь и наделение силой.
Структура и функции территориальной системы самопомощи.
3. Дельфийские группы (2 часа).
Сферы приложения дельфийских групп. Особенности технологии проведения. Отработка технологии.
4. Фокус-группы (2 часа).
История возникновения фокус-групп. Сферы приложения. Особенности реализации. Отработка технологии.
Тема 3. Консультирование общественных организаций (2 часа)
Экспертное и процессное консультирование. Фазы консультационного процесса. Организационная диагностика. Методы организационной диагностики.
Организационное развитие. Стратегическое планирование.
Тема 4. Групповая динамика (2 часа)
Понятие «малая группа». Верхняя и нижняя границы группы. Две координаты группы по Такмену: межличностная и содержательная. Независимые, промежуточные и результирующие переменные в модели Креча, Крачфилда и Белленчи.
Позиционирование членов группы. Членство в группе и роль. Борьба за лидерство в группе. Этапы групповой динамики.