Семинар 4. Функциональные состояния человека

А) Методы оценки функционального состояния

Б) Методы коррекции функционального состояния

Семинар 5. Эргономический анализ и проектирование

А) Классификации внешних и внутренних средств деятельности

Б) Процедуры проектирования деятельности человека-оператора

Семинар 6. Когнитивная эргономика

А) Методы анализа компьютерных интерфейсов

Б) Схемы когнитивно-психологических экспериментов

ЛИТЕРАТУРА

Введение в практическую эргономику /Под ред. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргу­нова. ¾ М.: МИРЭА, 1990. 80 с.

Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. ¾ М.: Наука, 1994. 205 с.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: человеко-ориентированное про­ектирование. ¾ М.: Логос, 2000. 490 с.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. ¾ М.: МГУ, 1979.

Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. Пер. с англ.¾М.: Мир, 1982. 216 с.

Климов Е.А. Введение в психологию. Пособие для самообразования работ­ников службы занятости. ¾ М.: МГУ, 1992. 158 с.

Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. ¾ М.: МГУ, 1986. 120 с.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной дея­тельности. ¾ М.: МГУ, 1987. 208 с.

История советской психологии труда. Тексты /Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. ¾ М.: МГУ, 1983. 360 с.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. ¾М.: МГУ, 1984.

Лабораторный практикум по основам инженерной психологии /Под ред. Б.А. Душкова. ¾ М.: Высшая школа, 1983. 240 с.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функ­циональных состояний человека. ¾ М.: МГУ, 1987.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Хрестоматия по производственной психоло­гии. ¾ М., 1996.

Лютенс Ф. Организационное поведение. ¾ М.: ИНФРА-М, 1999. 692 с.

Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного иссле­дования /Под ред. Е.Э. Смирновой. ¾ Л.: ЛГУ, 1984.176 с.

Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. ¾ М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 262 с.

Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. ¾ М.: Тривола, 1994.

Моргунов Е.Б. Компьютер как органопроекция интеллекта //Вестн. высшей школы. 1988. № 10. С. 18-24.

Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. ¾ М., 1924.

Мюнстерберг Г. Основы психотехники. В 2-х частях. ¾ М., 1922-1924.

Новая технократическая волна на Западе. Пер. с англ. /Под ред. П.С. Гуревича. ¾ М.: Прогресс, 1986. 452 с.

Носкова О.Г. История психологии труда в России. ¾ М.: МГУ, 1997. 304 с.

Основы инженерной психологии /Под ред. Б.М. Ломова. ¾ М.: Высшая шко­ла, 1986.

Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учебное посо­бие. Зинченко Т.П., Суходольский Г.В., Дмитриева М.А. ¾ Л.: ЛГУ, 1983. 208 с.

Солсо Р. Когнитивная психология. ¾ М.: Тривола, 1996. 598 с.

Тейлор Ф. Научная организация труда. ¾ М., 1924.

Флоренский П.А. Органопроекция //Декоративное искусство в СССР. 1969. № 12.

Человеческий фактор. В 6-ти томах /Под ред. Г. Салвенди. ¾ М.: Мир, 1990-1993.

Kulka H. Ergonomie ¾ wofur? Leipzig. VEB Fachbildungverlag. 1980. 232 p.

Laurig W. Grundzuege der Ergonomie. Beuth Verlag GmbH. Berlin, Koeln. 1982.

Muchinsky P.M. Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. ¾ NY: Brook/Cole Publishing Company. 1997. 538 p.

Pearn M, Kandola R. Job Analysis. A Practical Guide for Managers. ¾ L: Institute of Personnel Management. 1988. 137 p.

Ross R.R. Intervention in Occupational Stress. 1994.

ПРОГРАММА КУРСА

«МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА»

Составитель ¾ канд. пснхол. наук, доц. Е.Б. Моргунов

Объем:21 час лекции, семинары и практические занятия.

Контроль за результатами обучения:подготовка докладов, письменный экзамен.

Цель курса: ознакомить слушателей с технологиями и методами работы с малыми группами и с сообществами.

Основные задачи курса:

1) Ознакомить слушателей с интерактивными технологиями группо­вой работы за рубежом.

2) Освоить методы работы с сообществами и экспертами.

3) Познакомиться с методами работы в малых группах.

Содержание курса

Тема 1. Классификации методов групповой работы (1 час)

Очерк истории групповой работы. Исследования и результаты, полученные в школе К. Левина.

Сравнительный анализ индивидуальной и групповой работы.

Основания классификации: по целям работы, по процессу работы, по феноменологии, по продуктам работы.

Тема 2. Области приложения групповой работы как социальной технологии (7 часов)

1. Девиантное поведение и работа с осужденными (2 часа).

Социальные источники девиантного поведения. Исследования источников преступности в Чикагской социологической школе. Девиантное поведение и теории агрессии.

Служба пробации как альтернатива тюремному заключению. Основные функции службы пробации. Отчет суду к вынесению приговора.

Связь службы пробации с агентствами по трудоустройству и местны­ми властными структурами.

Служба пробации между помощью и контролем.

2. Работа в сообществе и самопомощь (1 час).

Сравнение традиционной помощи и самопомощи: социологический, психологический и финансовый аспекты.

Самопомощь и наделение силой.

Структура и функции территориальной системы самопомощи.

3. Дельфийские группы (2 часа).

Сферы приложения дельфийских групп. Особенности технологии проведения. Отработка технологии.

4. Фокус-группы (2 часа).

История возникновения фокус-групп. Сферы приложения. Особенности реализации. Отработка технологии.

Тема 3. Консультирование общественных организаций (2 часа)

Экспертное и процессное консультирование. Фазы консультационного процесса. Организационная диагностика. Методы организационной диагностики.

Организационное развитие. Стратегическое планирование.

Тема 4. Групповая динамика (2 часа)

Понятие «малая группа». Верхняя и нижняя границы группы. Две координаты группы по Такмену: межличностная и содержательная. Независимые, промежуточные и результирующие переменные в модели Креча, Крачфилда и Белленчи.

Позиционирование членов группы. Членство в группе и роль. Борьба за лидерство в группе. Этапы групповой динамики.

Наши рекомендации