Параметры обучающейся организации
№ п/п | Название | Интерпретация | Показатели | Оценка |
1. | Обучающий подход к стратегии | Используются технологии стратегического планирования | Проводится анализ и учет управленческих ошибок | |
2. | Партиципативная стратегия управления | Персонал участвует в принятии решений | • Рабочие группы • Проблемные группы | |
3. | Внутренние Public Relations | Поступление информации сверху вниз в полном объеме | Несколько каналов информирования сотрудников | |
4. | Всеобщий учет и контроль | Используются процедуры параметризации процессов | Должностные инструкции Формализация отношений | |
5. | Внутренний обмен | Полноценные информационные потоки по горизонтали и снизу вверх | • Электронная доска объявлений • Общая база данных • Почтовый ящик | |
6. | Поощрение гибкости | Работает система инноваций | Время внедрения инновации | |
7. | Осмысленное «усиливающее» структурирование | Создание новых подразделений обсуждается и вписывается в стратегическое планирование | Связь плана действий и плана новообразований | |
8. | «Пограничные» сотрудники в функции каналов общения с внешней средой | Сотрудники собирают и анализируют информацию извне, а также информируют среду | • Формы отчетов о ситуации на рынке • План информационных «утечек» | |
9. | Обучение на основе опыта других компаний | Использование технологий «benchmarking» | Сравнение своих действий и результатов с конкурентами | |
10. | Климат учебы | Разработана и реализуется система обучения персонала | План обучения Разнообразие форм обучения | |
11. | Возможности саморазвития для всех | Осуществляются мероприятия по планированию карьеры | Соглашения с сотрудниками об условиях карьерного роста | |
Сумма баллов: |
Для подготовки людей к работе требуются три уровня обучения. Первый уровень ¾ простой тренинг выполнения заданий, во время которого человек пошагово вводится в специфические процедуры, выполняемые на рабочем месте. На втором уровне ¾ формального обучения ¾человек приобретает основные представления о мире и интеллектуальные умения. Традиционно эти знания получают в колледжах и школах. На третьем уровне ¾ культурного образования ¾ обычно в процессе жизнедеятельности приобретаются все те знания, без которых человек не смог бы функционировать в культурном аспекте. Раньше компании автоматически считали, что принимаемый сотрудник готов к работе с точки зрения культуры. Сейчас фактически структура профессий все больше дифференцируется, поэтому вполне возможно, что разрыв между потребностями компании и тем, что дает на выходе стандартное образование, увеличивается.
По мнению некоторых специалистов, концепция обучающейся организации несколько снижает значение обучения (тренинга, ретренинга и т.д.) сотрудников в узком смысле этого слова, ведет к переносу внимания на структурно-функциональные аспекты управления. На самом деле это не так. Обучение всегда было и остается прямым путем совершенствования функционирования фирмы. Это подтверждается ростом исследований обучения в узком смысле. Приведем некоторые примеры.
Что хотят изучать студенты
Valerie Priscilla Goby (1999) провела исследование, демонстрирующее приоритеты студентов в обучении менеджменту. Результаты исследования представлены в таблице 5.
Таблица 5
Потребности студентов, обучающихся менеджменту,
В освоении конкретных техник управления персоналом
Темы курса | Число выбранных тем (N = 52) | Выбор с первого раза | Выбор со второго раза | Выбор с третьего раза |
Интервью о работе | ||||
Коммуникативные умения | ¾ | |||
Работа с агрессией | ¾ | |||
Групповая динамика | ¾ | |||
Проведение исследований в целях бизнеса | ¾ | |||
Доказательство случая | ¾ | ¾ | ||
Международная бизнес-коммуникация | ¾ | ¾ | ||
Роль коммуникации в бизнес-организациях | ¾ | ¾ | ¾ | |
Интервью для прессы и телевидения | ¾ | ¾ | ¾ | |
Написание руководств, докладов, процедур | ¾ | ¾ | ||
Теория коммуникации и концепты | ¾ | ¾ | ¾ |