Параметры обучающейся организации

№ п/п Название   Интерпретация   Показатели   Оценка  
1.   Обучающий подход к стратегии   Используются технологии стратегического планирова­ния Проводится анализ и учет управленче­ских ошибок    
2.   Партиципативная стратегия управления   Персонал участвует в принятии реше­ний   • Рабочие группы • Проблемные группы    
3.   Внутренние Public Relations   Поступление информации сверху вниз в полном объеме Несколько каналов информирова­ния сотрудников    
4.   Всеобщий учет и контроль   Используются процедуры параметри­зации процессов Должностные инструкции Формализация отношений    
5.   Внутренний обмен   Полноценные информационные потоки по горизонтали и снизу вверх • Электронная доска объявлений • Общая база данных • Почтовый ящик    
6.   Поощрение гибкости Работает система инноваций Время внедрения инновации    
7.   Осмысленное «усиливающее» структурирова­ние   Создание новых подразделений обсуждается и вписывается в стратеги­ческое планирова­ние Связь плана действий и плана новообразований    
8.   «Пограничные» сотрудники в функции кана­лов общения с внешней сре­дой Сотрудники собирают и анализируют информацию извне, а также информируют среду • Формы отчетов о ситуации на рынке • План информационных «уте­чек»  
9.   Обучение на основе опыта других компа­ний Использование технологий «benchmarking» Сравнение своих действий и резуль­татов с конкурен­тами  
10.   Климат учебы   Разработана и реализуется система обучения персонала План обучения Разнообразие форм обучения    
11.   Возможности саморазвития для всех   Осуществляются мероприятия по планированию карьеры Соглашения с сотрудниками об условиях карьерного роста    
      Сумма баллов:  

Для подготовки людей к работе требуются три уровня обучения. Первый уровень ¾ простой тренинг выполнения заданий, во время которого человек пошагово вводится в специфические процедуры, выполняемые на рабочем месте. На втором уровне ¾ формального обучения ¾человек приобретает основные представления о мире и интеллектуальные умения. Традиционно эти знания получают в колледжах и школах. На третьем уров­не ¾ культурного образования ¾ обычно в процессе жизнедеятельности при­обретаются все те знания, без которых человек не смог бы функционировать в культурном аспекте. Раньше компании автоматически считали, что принимаемый сотрудник готов к работе с точки зрения культуры. Сейчас фактически структура профессий все больше дифференцируется, поэтому вполне возможно, что разрыв между потребностями компании и тем, что дает на выходе стандартное образование, увеличивается.

По мнению некоторых специалистов, концепция обучающейся организации несколько снижает значение обучения (тренинга, ретренинга и т.д.) сотрудников в узком смысле этого слова, ведет к переносу внимания на структурно-функциональные аспекты управления. На самом деле это не так. Обучение всегда было и остается прямым путем совершенствова­ния функционирования фирмы. Это подтверждается ростом исследова­ний обучения в узком смысле. Приведем некоторые примеры.

Что хотят изучать студенты

Valerie Priscilla Goby (1999) провела исследование, демонстрирующее приоритеты студентов в обучении менеджменту. Результаты исследова­ния представлены в таблице 5.

Таблица 5

Потребности студентов, обучающихся менеджменту,

В освоении конкретных техник управления персоналом

Темы курса Число выбранных тем (N = 52) Выбор с первого раза Выбор со второго раза Выбор с третьего раза
Интервью о работе
Коммуникативные умения ¾
Работа с агрессией ¾
Групповая динамика ¾
Проведение исследований в целях бизнеса ¾
Доказательство случая ¾ ¾
Международная бизнес-коммуникация ¾ ¾
Роль коммуникации в бизнес-организациях ¾ ¾ ¾
Интервью для прессы и телевидения ¾ ¾ ¾
Написание руководств, докладов, процедур ¾ ¾
Теория коммуникации и концепты ¾ ¾ ¾


Наши рекомендации