Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря

Для получения сравнительно жестких механических характеристик двигателя при низких скоростях вращения часто используют шунтирование якоря резистором Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , при обязательном включении в цепь якоря добавочного сопротивления Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . Очевидно, что Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru и Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru образуют делитель напряжения. На работу делителя большое влияние оказывает нагрузка двигателя, поскольку по сопротивлению Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru протекает ток Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , потребляемый из сети. Следовательно, падение напряжения зависит от Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . При таком включении двигателя используется совместно два способа регулирования: изменением подводимого к якорю напряжения и изменением сопротивления якорной цепи. За счет использования двух способов регулирования получаем характеристики, которые занимают промежуточное положение между характеристиками, полученными за счет изменения напряжения, и характеристиками, полученными за счет изменения сопротивления в цепи якоря [1; 2]. Запишем уравнения, описывающие данную схему (рис. 4.20):

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru

Рис. 4.20. Схема включения ДПТ НВ

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru ,

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru ,

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

Найдем из этих выражений ЭДС Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru :

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

В этом выражении заменим Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru - коэффициент деления делителя напряжения при идеальном холостом ходе двигателя. Разделим обе части этого выражения на Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru и получим уравнения электромеханической и механической характеристик:

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru ,

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . (4.21)

Как видим, и электромеханические, и механические характеристики линейны при Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru =const. Построим эти характеристики (рис. 4.21).

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru

Рис. 4.21. Механические характеристики ДПТ НВ

1 – естественная характеристика;

2 – реостатная характеристика;

3 – характеристика, полученная при шунтировании якоря

Как видно из рис. 4.21, Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru на характеристике 3 меньше скорости идеального холостого хода Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru на естественной характеристике. За счет того, что Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru всегда меньше 1. Благодаря большей жесткости характеристик в данном случае мы имеем возможность получить больший диапазон регулирования (он составляет Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , в отличие от Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru при реостатном регулировании). Но это регулирование не экономичное, т.к. потери в цепи якоря значительные. Снижение угловой скорости идеального холостого хода объясняется тем, что при отсутствии тока в цепи якоря приложенное к якорю напряжение не будет равно напряжению сети, как это имело место при реостатном регулировании. В этом случае оно меньше напряжения сети на значение падения напряжения на добавочном резисторе, так как через него будет проходить ток и при отсутствии тока в якоре.

Из сопоставления характеристик очевидны преимущества данного метода. Ту же частоту вращения Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru можно получить и при реостатном регулировании (характеристика 2), но при этом будет меньше жесткость характеристики и ниже стабильность регулирования. Учитывая то, что Rш и Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru мы можем изменять, получаем два различных семейства характеристик.

Первый вариант:

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

В этом случае получим семейство характеристик, показанное на рис. 4.22.

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru

Рис. 4.22. Семейство характеристик ДПТ НВ, полученных

при Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru

При неизменном сопротивлении шунта изменяем добавочное сопротивление в интервале от 0 до ∞.

Точка Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru - точка пересечения характеристик соответствует режиму, при котором сопротивление последовательного резистора не будет влиять на ток якоря, то есть когда через последовательный резистор не будет проходить ток. Это возможно только при вращении якоря с угловой скоростью большей скорости идеального холостого хода, когда ЭДС якоря полностью уравновешивает приложенное напряжение сети и внутренние потери в цепи якоря:

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

В этом случае двигатель работает в режиме динамического торможения на внешний резистор Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . Поскольку напряжение на якоре равно напряжению сети, ток якоря:

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

Подставим это значение тока в уравнение ЭДС и, разделив обе части на Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , получим:

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru - скорость вращения в точке Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

В предельных случаях, при неизменном Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru и переменном Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , получаются две характеристики. При Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru мы имеем естественную характеристику двигателя. Напряжение, подводимое к якорю, не зависит от сопротивления шунтирующего резистора Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru и не изменяется при изменении тока якоря. Другой крайний случай, когда Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . Это означает, что двигатель не получает питания от сети и работает в режиме динамического торможения, замыкаясь на Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . Характеристика в этом случае проходит через начало координат, крутизна зависит от величины Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . Все остальные характеристики занимают промежуточное положение. Очевидно, что, уменьшая сопротивление шунта, мы получим новое семейство более жестких характеристик, которым соответствуют все те же соотношения.

Второй вариант (рис. 4.23):

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru

Рис. 4.23. Семейство характеристик ДПТ НВ, полученных

при Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru

В этом случае получим семейство механических характеристик, пересекающихся в точке Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru (на рис. 4.23 представлены два семейства Rд2>Rд1). Этой точке соответствует режим, возможный при некотором отрицательном значении скорости двигателя, когда его ЭДС:

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

Очевидно, что в этом случае сопротивление шунтирующего резистора не оказывает влияния на ток якоря. В этом случае ток не проходит через шунтирующий резистор при любом значении сопротивления, так как напряжение на зажимах якоря равно нулю. При этом двигатель потребляет ток Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . Подставим значение Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru в уравнение ЭДС и, разделив обе части на Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , перейдем к частоте вращения:

Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru - скорость вращения в точке Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

В предельных случаях, при постоянном Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru и изменении Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , получаются две характеристики. При Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru характеристика параллельна естественной и двигатель работает в режиме динамического торможения, характеристика проходит через начало координат. При Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru мы имеем реостатную характеристику, которая проходит через Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru и точку Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru , с включенным в цепь якоря добавочным резистором Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru . Остальные характеристики занимают промежуточное положение. Увеличив Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru получаем новое семейство характеристик с вершиной в точке Регулирование скорости вращения двигателя шунтированием якоря - student2.ru .

Как видно, характеристики при данном способе регулирования получаются более жесткими, чем при реостатном регулировании. Но продолжительное использование этого способа нежелательно, так как имеют место большие потери в цепи якоря.

Наши рекомендации