И на контактную выносливость

При проектировании зубчатых передач обычно выполнятся два типа расчетов – проверочный и проектировочный. В локомотивостроении проектировочный расчет, как правило, не проводится, поскольку основные размеры передачи определяются из условия ее вписывания в заданный монтажный объем.

Целью проверочного расчета передачи при известных размерах и нагрузках является определение ее нагрузочной способности. В процессе проверочных расчетов зубьев на выносливость производится определение расчетных напряжений и их сравнение с допустимыми.

Для ведущих и ведомых зубчатых колес тяговых передач приняты допустимыми следующие расчетные напряжения [ ]. При изгибе: шестерня – и на контактную выносливость - student2.ru МПа; колесо – и на контактную выносливость - student2.ru МПа. Контактные напряжения: шестерня – и на контактную выносливость - student2.ru МПа; колесо – и на контактную выносливость - student2.ru МПа.

Напряжения при расчете зубьев передачи на выносливость при изгибе определяются по формуле:

и на контактную выносливость - student2.ru ;

где: и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент формы зуба определяется по графику (рис. 5.12) в зависимости от числа зубьев и выбранных коэффициентов смещения; и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент перекрытия зубьев; и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент наклона зубьев, для прямозубой передачи и на контактную выносливость - student2.ru ; и на контактную выносливость - student2.ru – модуль зацепления; и на контактную выносливость - student2.ru – удельная расчетная нагрузка действующая на головку зуба, Н/мм.

Удельная нагрузка на головку зуба определяется по формуле

и на контактную выносливость - student2.ru ;

где: и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, для прямозубой передачи и на контактную выносливость - student2.ru ; и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент неравномерности распределения изгибных напряжений по длине зуба, для прямозубых тяговых передач и на контактную выносливость - student2.ru ; и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент внутренних динамических нагрузок, в соответствии с [ ] и на контактную выносливость - student2.ru ; и на контактную выносливость - student2.ru – окружная сила в зацеплении, Н; и на контактную выносливость - student2.ru – ширина зубчатого венца, мм.

Окружная сила в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи рассчитывается по формуле:

и на контактную выносливость - student2.ru ;

где: и на контактную выносливость - student2.ru – крутящий момент подведенный к шестерне, Н/м; и на контактную выносливость - student2.ru – делительный диаметр шестерни, м.

и на контактную выносливость - student2.ru

Рис. 5.12. График для определения коэффициента YF

Контактные напряжения в зацеплении рассчитываются по формуле:

и на контактную выносливость - student2.ru ;

где: и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент формы зуба при расчете на контактную выносливость, определятся по графику (рис. 5.13, а) в зависимости от угла наклона зубьев и отношения суммы коэффициентов смещений к сумме чисел зубьев; и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент суммарной длины контактных линий определяется по графику (рис. 5.13, б) в зависимости от значений коэффициентов торцевого и на контактную выносливость - student2.ru и осевого и на контактную выносливость - student2.ru перекрытий (для прямозубой передачи и на контактную выносливость - student2.ru ); и на контактную выносливость - student2.ru – начальный диаметр шестерни, мм; и на контактную выносливость - student2.ru – передаточное отношение; и на контактную выносливость - student2.ru – удельная нагрузка на середину зуба, Н/мм.

Удельная нагрузка, действующая на середину зуба, определяется по формуле:

и на контактную выносливость - student2.ru ;

где: и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, для прямозубой передачи и на контактную выносливость - student2.ru ; и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент неравномерности распределения контактных напряжений по длине зуба, для прямозубых тяговых передач и на контактную выносливость - student2.ru ; и на контактную выносливость - student2.ru – коэффициент внутренних динамических нагрузок, для прямозубых тепловозных передач и на контактную выносливость - student2.ru .

а) б)

и на контактную выносливость - student2.ru и на контактную выносливость - student2.ru

Рис. 5.13. Графики для определения коэффициента формы зуба при расчете на контактную выносливость (а) и коэффициента

суммарной длины контактных линий (б).

Полученные в результате расчета величины и на контактную выносливость - student2.ru , и на контактную выносливость - student2.ru необходимо сравнить с допускаемыми значениями и на контактную выносливость - student2.ru , и на контактную выносливость - student2.ru . Если условия прочности и на контактную выносливость - student2.ru и и на контактную выносливость - student2.ru выполняются, передача является работоспособной по условиям изгибной и контактной выносливости зубьев.

Наши рекомендации