Математическое ожидание (среднее значение)
по х:
по у:
Математическое ожидание характеризует положение случайной величины на числовой оси.
Дисперсия
по х: | по у: | Где Mx, My – математическое ожидание. |
Дисперсия характеризует разброс случайных величин. В данных формулах – разброс относительно математического ожидания.
Среднее квадратическое отклонение
по х: | по у: |
Эта величина называется также стандартным отклонением, выражается в тех же единицах, что и величины, полученные в результате эксперимента. И зачастую оказывается более удобной характеристикой, чем дисперсия. Чем слабее варьирует признак, тем меньше среднее квадратическое отклонение.
Коэффициент вариации
Коэффициент вариации необходим для сравнения изменчивости признаков, выраженных разными единицами. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение – величины абсолютные, именованные, выражаемые в тех же единицах, что и характеризуемый ими признак.
Коэффициент вариации – относительный показатель, представляет процентное отношение среднего квадратического отклонения к математическому ожиданию
по х: | по у: |
Нормированное отклонение
Нормированное отклонение – показатель, представленный отклонением той или иной величиной от математического ожидания, отнесённое к величине среднего квадратического отклонения:
по х: | по у: |
Коэффициент корреляции
Коэффициент корреляции характеризует степень линейной зависимости (степень связи) между величинами х и у.
Вычисляется по формуле:
Или
Значение Кху изменяется в пределах от -1 до +1. Если значение Кху > 0, то корреляция положительная (с ростом х значение у увеличивается), если Кху < 0, то корреляция отрицательная (с ростом х значение у уменьшается).
При значении | Кху | близком к 1 существует линейная зависимость между х и у, т.е. , знак корреляции совпадает со знаком коэффициента .
Определение значимости коэффициента корреляции
Уровень значимости коэффициента корреляции может быть определён по критерию Стьюдента:
Если , где - уровень значимости =0.95, а - число степеней свободы =n-2, то можно утверждать, что между х и у существует линейная зависимость, в противном случае – линейная зависимость отсутствует.
Значение T табл выбирается по таблице значений критерия Стьюдента.
Отчет выполненной данной работы содержит:
1. Содержательную постановку задачи (выбор значений x и у, полученных в результате эксперимента)
2. Математическую постановку задачи (функции, по которым проводились расчеты)
3. Блок-схему алгоритма решения задач
4. Программу на алгоритмическом языке
5. Результат работы программы
6. Вывод по расчётам
7. Расчет, полученный в Excel
Содержательную постановку задачи каждый студент выполняет самостоятельно.
Пример выполнения работы
Провести расчет на Qbasic и в Excel.