Уровни менеджеров и их задачи. Роли менеджера по Г. Минцбергу.
Планирование: понятие, цели, задачи, преимущества и принципы.
Планирование определяет перспективу развития и будущего состояния системы производства (как объекта, так и субъекта управления, вместе взятых). Планирование является активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, улучшает темпы развития производства, способствует мобилизации дополнительных резервов, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь процесс производства.
Уровень и качество планирования определяются условиями:
1) компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
2) квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
3) наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.
Планирование – это задача показать в плане, что необходимо достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
Планирование предполагает набор целей, определение политики, разработку мероприятий (образа действий), методики достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование – это первый этап управления, представляющий собой процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.
Планирование включает определение:
1) конечной и промежуточных целей;
2) задач, необходимых для достижения целей;
3) средств и способов их решения;
4) требуемых ресурсов, их источников и способ распределения.
Планирование необходимо для достижения целей:
1) повышения контролируемой доли рынка;
2) предвидения требований потребителя;
3) обеспечения согласованных сроков поставок;
4) установления уровня цен с учетом условий конкуренции.
Существует три вида планирования:
1) стратегическое;
2) среднесрочное;
3) тактическое.
Особенности планирования. Процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках, представляет собой объяснение многих экономических явлений. Нельзя рассчитать сбыт продукции на ближайший период, опираясь лишь на математический аппарат.
В этом случае нет объективного критерия, позволяющего сделать прогноз надежным.
Если наряду с объективными данными приходится использовать субъективную информацию, то возникает потребность в соответствующем методологическом обеспечении обработки собранных данных.
Уровни менеджеров и их задачи. Роли менеджера по Г. Минцбергу.
Каждый из типов менеджеров имеет свой уровень иерархии, где функции управления специфичны.
Высшее звено определяет общее движение социотехнической системы, ее изменчивость и направления развития.
Среднее звено создает жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве относительной устойчивости и изменчивости элементов и связей. Низовое звено - обеспечивает постоянство и воспроизводимость определенно заданных параметров элементов системы, их устойчивость.
Выделяют следующие основные типы менеджеров: линейный менеджер, кризисный топ-менеджер, топ-менеджер - больше управляющий, чем специалист (уровень компании), среднее звено - больше специалист, чем управляющий (уровень отдела), низшее - классный специалист с зачатками управляющего.
Линейные менеджеры - руководители, направляющие, координирующие и стимулирующие деятельность участников производственного процесса.
Кризисный топ-менеджер - анализ проблемы; умение вынимать информацию; анализ возможностей; способность к "хирургии" - смелость; способность объяснить ситуацию, поставить задачу, приказать; жесткий контроль за выполнением указаний.
Топ-менеджер - больше управляющий, чем специалист.Функции: самомотивация; нестандартность подхода; умение видеть проблему; потребность в самостоятельной работе; определяет в поставленной задаче - что делать; распределяет задачи по направлениям; принимает на себя ответственность за решения и постановку задачи (не перекладывает ответственность); системное мышление, аналитичность.
Среднее звено - больше специалист, чем управляющий.Функции: умение делегировать полномочия, ставить задачи; контроль за выполнением; ранжирование задач; уважение к начальству и подчиненным; синтез информации и прогнозирование ситуаций; умение понимать людей; решение неформальных проблем; жесткость.
Низшее звено - классный специалист с зачатками управляющего.Функции: детализировать задачу; руководить выполнением, участие в решении; решение неформальных проблем; отчитывается "наверх", несет интеллектуальную ответственность.
Роли— это набор определенных правил поведения, характерных для деятельности менеджера. При этом важно понимать, что одни и те же роли в организации могут играть разные руководители. Кроме того, масштаб (сложность) ролевых установок может меняться в зависимости от уровня менеджмента (должности руководителя).
Роль | Описание | Характер деятельности |
Межличностные ролевые установки | ||
Номинальный глава | Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера | Церемониалы; прием посетителей; действия, обязываемые положением; подписание документов |
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию работы подчиненных; за набор, подготовку, обучение работников и связанные с этим обязанности | Практически все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено | Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают помощь | Переписка; налаживание внешних связей; другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные ролевые установки | ||
Наблюдатель | Ищет и получает разнообразную (в основном, текущую) информацию, необходимую для всесторонней оценки состояния компании и ее внешней среды; выступает в роли «нервного центра», в котором хранится внешняя и внутренняя информация о компании | Изучение периодических изданий и отчетов; осуществление контактов, связанных с получением информации |
Распространитель | Передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая — требует интерпретации для формирования взглядов | Проведение собраний для обмена информацией; передача информации по телефону, электронной почте и т.п. |
Представитель | Передает информацию о планах организации, политике, действиях, результатах за ее пределы; выступает в качестве эксперта по вопросам отрасли, в которой работает компания | Участие в совещаниях; проведение собраний правления; выступления в СМИ и т.п. |
Ролевые установки, связанные с принятием решений | ||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами; разрабатывает и запускает «проекты по усовершенствованию», приносящие изменения, руководит разработкой определенных проектов | Выработка стратегии и проведение анализа для разработки новых программ |
Ответственный за отсутствие сбоев | Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с непредвиденными проблемами | Выработка стратегии и проведение анализа для решения проблем и выхода из кризисных ситуаций |
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации — что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации | Составление планов; получение разрешений; мероприятия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
Участник переговоров | Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах | Ведение переговоров |
1. Понятие "менеджмент", цели, задачи. Некоторые законы управления.
Менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право; это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов. Основная цель менеджмента - согласованное и эффективное функционирование всех внешних и внутренних элементов организации. Задача менеджмента - развитие теории управления. В менеджменте выделяют общие и специфические цели.Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.
Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.
Основными задачами менеджмента являются:
1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5) разработка стратегии развития организации и реализация;
6) определение целей развития организации;
7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Субъект менеджмента - человек или группа людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
Объекты менеджмента:
1) человеческие ресурсы организации;
2) поставщики ресурсов для организации;
3) конкуренты организации (реальные и потенциальные);
4) информационное обеспечение;
5) финансы организации (т. е. непосредственно финансово-денежные потоки) и управление ими.