Структурная схема управления поездом и вспомогательных цепей

Рис. Структурная схема управления поездом и вспомогательных цепей - student2.ru 81 Структурная схема управления поездом

Прежде чем приступить к изучению схем управления вагона рассмотрим структурную схему. Главным действующим звеном в процессе управления поездом является машинист, который несет персональную ответственность за обеспечение безопасной и безотказной работы оборудования вагонов. Это определяется в первую очередь хорошими знаниями машинистом устройство и работы оборудования, должностных инструкций,качеством приемки и сдачи подвижного состава. На принятие правильных решений машинисту отводится мало времени, так как работа метрополитена «конвеерная» и определена большим объемом пассажироперевозок (6-8 млн.в сутки). Задержка поезда в тоннеле на 2-3минуты приводит к остановке следом идущих поездов с вытекающими из этого последствиями.

Рекомендации машинисту:

  • Не принимай ни каких действий в течении 10-15сек
  • За это время осознай, что произошло на составе и, лишь после этого принимай решение
  • Сообщи о случившемся ДЦХ
  • Установи «Закоротку», она обезопасит тебя и пассажиров , при непредвиденной подачи высокого напряжения на контактный рельс, от смертельной опасности
  • При действии в первую очередь думай о безопасности пассажиров.

К чему могут привести не обдуманные действия машиниста, не принявшего в серьез выше указанные рекомендации ,рассмотрим на примерах работы метрополитена:

Примечание:

  • На Московском метрополитене имел место случай: На конечной станции на составе произошла кратковременная потеря управления поездом. Машинист, не осознав характера случая, начал бессознательно включать и выключать выключатели, кнопки. Управление поездом восстановилось, но на промежуточной станции (по истечении времени около10минут) вновь произошла потеря управления поездом. Машинист окончательно растерялся и практически бездействовал. Прибывший на состав машинист- инструктор восстановил управление поездом - включив кнопку м\к, которую на конечной станции выключил машинист в результате «выхода из случая». Указанный случай привел к большому сбою графика движения поездов.
  • На Бакинском метрополитене имел место случай: В результате задымления на одном из вагонов поезда на перегоне - машинист принял решение выводить пассажиров из тоннеля. О случившемся доложил диспетчеру, затребовал снять напряжение. Но при этом в спешке забыл поставить закоротку! Случай усугубился еще и тем, что электродиспетчер снял напряжение ошибочно не с того пути с которого запросил машинист. Машинист открыл двери в поезде и сообщил пассажирам о начале эвакуации. Началась паника, давка - люди выпрыгивали из вагонов и попадали под высокое напряжение. Указанный случай привел к большим человеческим жертвам.


Машинист управляет процессом ведения поездом при помощи пульта машиниста (на вагонах «Русич» их два –основной и вспомогательный.) на котором расположены контролер машиниста (Основной и резервный), кнопки и тумблера управления, контрольные приборы, сигнальные лампы и т.д.

Основным помощником машиниста в деле обеспечения безопасной работы является система «Витязь» в состав которой входят блоки: БУП, БУВ,БАРС-М, монитор машиниста и т.д.

Сигналы о действии машиниста, через контроллер машиниста, кнопки и тумблера пультов передаются в БУП и далее по манчестерной шине передаются в БУВ каждого вагона для исполнения. Затем эти команды поступают в исполнительные аппараты.

БУВ, при работающей системе «Витязь», управляет работой дверей, мотор-компрессора, БУТП, ИПП-10, а так же принимает информацию о состоянии вагонного оборудования (включение, отключение, исправность, неисправность, давление, напряжение) с соответствующих датчиков (сигнализаторов) и по манчестерной шине передаёт ее в БУП, который выводит информацию на монитор машиниста.

При не работающей системе «Витязь» (не прохождение инициализации) машинист переходит на резервное управление поездом, дверями, мотор-компрессора (только головного вагона), используя для этой цели поездные провода минуя БУП и БУВ.

Инициализация «ВИТЯЗЬ» производится при каждом включении системы (приёмке состава) и предназначена для проверки исправности системы «ВИТЯЗЬ», местоположения вагонов, их номеров, количества вагонов и ориентации вагонов в составе.

При прохождении инициализации системы БУП проводит:



  • Идентификацию вагонов (присвоение номеров вагонов блокам БУВ)
  • Определяет их ориентацию
  • Проверяет исправность всех блоков системы и исправность поездной магистрали,

При успешной проверке вагонного оборудования система переходит в «Штатный режим», который отражается на мониторе машиниста.

Устройства БАРС, или при следовании с отключёнными устройствами БАРС, устройство ограничения скорости (УОС) передают информацию о допустимой скорости и фактической скорости движения поезда в БУП. В зависимости от информации БУП разрешает движение, отключает тяговый режим, выдаёт команду на торможение.

Наши рекомендации