Московский авиационный институт
Московский Авиационный Институт
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКиЙ Университет)
Факультет «Экономика и менеджмент»
Кафедра «Системы управления экономическими объектами»
Лекции по курсу:
«Основы менеджмента»
Специальности 0719, 1810, 1811, 1812, 1903, 1906, 200402, 2101, 2105, 2201, 220201, 2204
Преподаватель – доцент Сергеева И.А..
Москва 2017 г
Введение:
Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.
Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.
Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.
( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)
Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.
Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.
Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.
Общая теория управления.
Это законы, принципы, правила.
Всеобщими принципами управления являются:
1. системность.
2. детерминированность (определяемость, однозначная определенность).
3. управляющий параметр или параметры (параметры, на которые можно оказывать прямое воздействие в соответствии с теми или иными требованиями).
4.обратная связь.
5.направленность.
Взаимодействие компонентов или элементов социально-экономической системы происходит по кибернетической модели менеджмента.
Управление в рыночной экономике.
Роль экономического «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок.
Его основной принцип, принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения — что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями.
Проблемы управления в рыночных условиях:
- ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.
- производство тех видов товаров, которые пользуются наибольшим спросом
и гарантируют получение прибыли.
- обеспечение эффективности в деятельности.
Менеджмент как современная теория управления социально- экономическими системами.
Развитие бизнеса показывает,
что спрос на хороших
менеджеров растет
быстрее чем
возможности их
подготовки.
Питер Друкер
03.05.
Год – рождение менеджмента.
- Это время перехода американского рыночного капитализма от торговой стадии к промышленной.
- Появилась свобода получения прибыли, что усилило долевую активность промышленных капиталистов.
- Благодаря исследованиям американского инженера Фредерика Тейлора, наука управления была выделана в отдельную область знаний.
Анри Файоль считается «отцом научного менеджмента», объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, кроме того он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто.
Школа административного управления возникла в ответ на рост крупных организаций. Она занималась выработкой механизма управления крупными промышленными гигантами с позиций верхних уровней управления.
Анри Файоль (француз) был управляющим угольной компании и
приложил основные принципы управления фирмой с точки зрения администрации:
1. Принцип единогласия, когда полная ответственность за работу любого экономического объекта должна быть возложена на его руководителя.
2. Любой экономический объект имеет иерархическую структуру уровней управления, во главе каждого элемента – руководитель.
3. Подчинение индивидуальных интересов общим.
4. Централизация власти.
5. Порядок и дисциплина.
6. Равенство.
7. Принцип инициативы.
8. «Честь мундира» и т.д.
III подход
Системный подход
Усиление взаимодействия и переплетение всех сторон деятельности
организации, в том числе производственной, финансовой, маркетинговой,
социальной привело к формированию в середине ХХ века так называемого
Системного подхода.
В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга воздействие.
Системный подход — это:
- применение теории систем в менеджменте;
- способ мышления менеджеров по отношению к организации и управлению.
Чтобы понять, что системный подход помогает руководителю более эффективно достигать целей организации, необходимо определить, что такое система.
Усвоим, система -это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.
Все организации являются социотехническими системами, так как в них наряду с техникой работают люди.
Системный подход предполагает рассмотрение организации в виде открытой
системы, которая характеризуется взаимодействием с внешней средой.
В соответствии с этим подходом любая организация является открытой для внешней среды социально-технической системой, которая может быть представлена в виде канонической модели.
Кибернетическая
IY подход
Ситуационные теории
Центральный момент ситуационной теории- ситуация.
Ситуация- это конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время.
Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуационных различиях (переменных) между организациями и внутри самих организаций.
Авторы ситуационных теорий предлагают увязывать методы и приемы управления с конкретными ситуациями, для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Московский Авиационный Институт
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКиЙ Университет)
Факультет «Экономика и менеджмент»
Кафедра «Системы управления экономическими объектами»
Лекции по курсу:
«Основы менеджмента»
Специальности 0719, 1810, 1811, 1812, 1903, 1906, 200402, 2101, 2105, 2201, 220201, 2204
Преподаватель – доцент Сергеева И.А..
Москва 2017 г
Введение:
Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.
Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.
Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.
( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)
Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.
Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.
Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.
Общая теория управления.