Московский авиационный институт

Московский Авиационный Институт

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКиЙ Университет)

Факультет «Экономика и менеджмент»

Кафедра «Системы управления экономическими объектами»

Лекции по курсу:

«Основы менеджмента»

Специальности 0719, 1810, 1811, 1812, 1903, 1906, 200402, 2101, 2105, 2201, 220201, 2204

Преподаватель – доцент Сергеева И.А..

Москва 2017 г

Введение:

Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.

Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.

( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)

Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.

Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.

Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.

Общая теория управления.

Это законы, принципы, правила.

Всеобщими принципами управления являются:

1. системность.

2. детерминированность (определяемость, однозначная определенность).

3. управляющий параметр или параметры (параметры, на которые можно оказывать прямое воздействие в соответствии с теми или иными требованиями).

4.обратная связь.

5.направленность.

Взаимодействие компонентов или элементов социально-экономической системы происходит по кибернетической модели менеджмента.

Управление в рыночной экономике.

Роль экономического «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок.

Его основной принцип, принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения — что, как, сколько и для кого производить. Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями.

Проблемы управления в рыночных условиях:

- ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.

- производство тех видов товаров, которые пользуются наибольшим спросом

и гарантируют получение прибыли.

- обеспечение эффективности в деятельности.

Менеджмент как современная теория управления социально- экономическими системами.

Развитие бизнеса показывает,

что спрос на хороших

менеджеров растет

быстрее чем

возможности их

подготовки.

Питер Друкер

03.05.

Год – рождение менеджмента.

  1. Это время перехода американского рыночного капитализма от торговой стадии к промышленной.
  2. Появилась свобода получения прибыли, что усилило долевую активность промышленных капиталистов.
  3. Благодаря исследованиям американского инженера Фредерика Тейлора, наука управления была выделана в отдельную область знаний.

Анри Файоль считается «отцом научного менеджмента», объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, кроме того он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто.

Школа административного управления возникла в ответ на рост крупных организаций. Она занималась выработкой механизма управления крупными промышленными гигантами с позиций верхних уровней управления.

Анри Файоль (француз) был управляющим угольной компании и

приложил основные принципы управления фирмой с точки зрения администрации:

1. Принцип единогласия, когда полная ответственность за работу любого экономического объекта должна быть возложена на его руководителя.

2. Любой экономический объект имеет иерархическую структуру уровней управления, во главе каждого элемента – руководитель.

3. Подчинение индивидуальных интересов общим.

4. Централизация власти.

5. Порядок и дисциплина.

6. Равенство.

7. Принцип инициативы.

8. «Честь мундира» и т.д.

III подход

Системный подход

Усиление взаимодействия и переплетение всех сторон деятельности

организации, в том числе производственной, финансовой, маркетинговой,

социальной привело к формированию в середине ХХ века так называемого

Системного подхода.

В соответствии с ним элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга воздействие.

Системный подход — это:

- применение теории систем в менеджменте;

- способ мышления менеджеров по отношению к организации и управлению.

Чтобы понять, что системный подход помогает руководителю более эффективно достигать целей организации, необходимо определить, что такое система.

Усвоим, система -это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.

Все организации являются социотехническими системами, так как в них наряду с техникой работают люди.

Системный подход предполагает рассмотрение организации в виде открытой

системы, которая характеризуется взаимодействием с внешней средой.

В соответствии с этим подходом любая организация является открытой для внешней среды социально-технической системой, которая может быть представлена в виде канонической модели.

Кибернетическая

IY подход

Ситуационные теории

Центральный момент ситуационной теории- ситуация.

Ситуация- это конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время.

Ситуационный подход к управлению организацией основывается на ситуационных различиях (переменных) между организациями и внутри самих организаций.

Авторы ситуационных теорий предлагают увязывать методы и приемы управления с конкретными ситуациями, для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Московский Авиационный Институт

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКиЙ Университет)

Факультет «Экономика и менеджмент»

Кафедра «Системы управления экономическими объектами»

Лекции по курсу:

«Основы менеджмента»

Специальности 0719, 1810, 1811, 1812, 1903, 1906, 200402, 2101, 2105, 2201, 220201, 2204

Преподаватель – доцент Сергеева И.А..

Москва 2017 г

Введение:

Перед Россией стоит немало самых разных экономических и социальных проблем. Их разрешение невозможно без нового мышления людей, их активной жизненной позиции и желания изменяться самим и изменять жизнь вокруг, без разработки и реализации эффективных решений и умения работать самостоятельно и в команде.

Рынок предъявляет свои требования к каждому из нас. Мы вынуждены сегодня применять решения, которые требуют юридических, психологических, экономических и иных знаний, компетентного и ответственного подхода ко всему, что мы делаем на работе и дома.

Менеджмент вносит неоценимый вклад в формирование такого подхода, который способен привести к успеху.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на формирование общих и профессиональных компетенций в области менеджмента.

( Книга «Менеджмент в организациях профессионального образования» под редакцией М.М.Бутаковой, В.И.Беляева)

Среди них способность к межличностному общению, установлению психологического контакта с учетом межкультурных и этнических различий, способность планировать и организовывать работу подразделения, разрабатывать мотивационную политику и принимать эффективные решения, используя систему управленческих методов, разрешать конфликты и справляться со стрессами, а также многое другое.

Россия нуждается в активных и заинтересованных в деле профессионалах, обладающих управленческой культурой, способных организовать на научной основе свой труд, ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, находить и принимать решения в условиях противоречивых требований.

Все это позволяет добиваться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно- управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности. Знания в области менеджмента нужны любому работающему человеку.

Общая теория управления.

Наши рекомендации