Подшипники качения и их маркировка.

Подшипники качения - это опоры, с которыми вращающиеся или качающиеся детали контактируют при движении через тела качения, т.е. устройства работающие на основе трения качения.

Подшипники качения - стандартные изделия. Они состоят из:

а) колец наружного и внутреннего с дорожками качения (беговыми дорожками);

б) тел качения (шариков или роликов);

в) сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения.

В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшип­ники делятся на:

Подшипники качения и их маркировка. - student2.ru

Рис.

а) радиальные - воспринимающие нагрузку только в радиальном направлении (перпендикулярно оси вращения подшипника);

б) упорные - воспринимающие только осевую нагрузку (вдоль оси вращения подшипника);

в) радиально-упорные - воспринимающие радиальную и осевую нагрузки.

По радиальным размерам и по ширине подшипники разделяют на размерные серии, отличающиеся габаритами (рис. 2).

1)
4)
2)
3)
5)
6)

Подшипники качения и их маркировка. - student2.ru

Рис. 6.2. Размерные серии подшипников

1) особо легкая; 2) легкая; 5) легкая широкая; 3) средняя;

6) средняя широкая; 4) тяжелая

Подшипники качения имеют условные обозначения, составляемые из цифр и букв. Для подшипников с посадочным диаметром от 20 до 495мм вид условного обозначения представлен в табл. 1

Таблица.1

Условное обозначение подшипников:

(а - ж – группы индексов)

е   д г в б а ж

Назначение каждой группы индексов приведено в таблице 2.

Основными критериями правильностивыбора подшипников вращаю­щихся валов являются либодинамическая грузоподъемность – C, либо ресурс работы – L, которые связаны зависимостью

С = L1/ n · P

где L - ресурс работы подшипника в млн. оборотов;

n – показатель степени, равный 3 для шарикоподшипников и 3,33 для роликоподшипников;

Р– приведенная нагрузка, в Н.

Таблица 2

Условные обозначения подшипников качения

Группа индексов, табл. 1. Место группы в обозначе-нии Что обозначают группы индексов  
а Первая и вторая цифры справа Начиная с d = 20мм внутренний диаметр подшипников, деленный на пять  
б Третья цифра справа Радиальную габаритную серию подшипника:  
   
1 - особо легкая;  
2 - легкая;  
3 - средняя;  
4 - тяжелая;  
5 - легкая широкая;  
б - средняя широкая и т.д.  
в Четвертая цифра справа Тип подшипников:  
   
0 - радиальный шариковый однорядный;  
1 - радиальный шариковый двухрядный сферический;  
2 - радиальный с короткими цилиндрическими роликами;  
3 - радиальный роликовый двухрядный сферический;  
 
4 - роликовый с длинными цилиндрическими роликами или иглами;  
 
5 - роликовый с витыми роликами;  
3 - радиальный роликовый двухрядный  
6 - радиально - упорный шариковый;  
7 - радиально - упорный роликовый (конический);  
8 - упорный шариковый;  
9 - упорный роликовый  

Окончание таблицы



г Пятая и шестая цифры справа Конструктивные особенности подшипников.
Например, для шариковых радиальных подшипников пятая цифра справа означает:
 
I - подшипник с коническим отверстием;
5 - подшипник с канавкой для стопорной шайбы на наружном кольце;
6 - с одной защитной шайбой;
7 – с увеличенным числом шариков и т.д.
 
Шестая цифра справа означает:
1 - защитные шайбы облицованы резиной;
8 - на наружном кольце имеется буртик и т.д.
  д Седьмая цифра справа Серию подшипников по ширине:
 
7 – узкая;
1 - нормальная;
2 - широкая;
3 - особо широкая и т.д.
  е Цифры через тире перед обозначе-нием Класс точности подшипника:
 
0 - нормальный класс точности; в обозначении не указывается
6, 5, 4, 2 - классы точности
Ж Буква с цифрой правее основного обозначения Изменение металла или конструкции или специальные технические требования, предъявляемые к подшипникам

Приведенная нагрузка учитывает одновременное действие на подшипник радиальной и осевой нагрузок и определяется выражения­ми:

а) для радиальных и радиально-упорных подшипников

P = (X· V·Fr + Y·Fа) кб· кt;

б) для упорных подшипников

P = Fа· кб· кt;

где Frи Fа- радиальная и осевая нагрузки на подшипник;

Xи У –коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;

V- коэффициент вращения, учитывающий, какое кольцо подшипника вращается;

кб- коэффициент безопасности, учитывающий ди­намичность нагрузки;

кt - температурный коэффициент.

Порядок выполнения работы

1.3.1. Ознакомиться с конструкцией подшипника и занести в соответствующие графы отчета сведения о нем:

а) эскиз подшипника;

б) тела качения и число их рядов;

в) поверхность, по которой располагаются тела качения (цилиндрическая или коническая);

г) внутренний и наружный диаметры колец подшипника;

д) конструктивные особенности подшипника: наличие уплотнений, одного или двух; канавок для стопорных шайб, монтажного буртика, возможность самоустанавливаться или разбираться.

1.3.2. По отмеченным в отчете признакам, пользуясь справочником "Под­шипники качения" Р.Д.Бэйзельмана (раздел "Характеристики под­шипников основных типов"), установить четвертую цифру справа в марке подшипника (т.е. тип подшипника), а также две цифры справа (т.е. диаметр отверстия подшипника). Указать в отчете область применения подшипников данного типа, воспринимаемые ими нагрузки, необходимость регулировки.

1.3.3. Найти в справочнике соответствующую таблицу технических харак­теристик и по этой таблице по замеренным диаметрам и ширине установить третью цифру справа в обозначении подшипника (т.е. серию подшипника по радиальным размерам), а также номер стан­дарта на этот подшипник.

1.3.4. В соответствии с типом подшипника записать в отчет формулы для определения его динамической грузоподъемности и приведен­ной нагрузки.

Лабораторная работа №5

Тема: «Ориентировочный расчет подшипников качения».

Таблица исходных данных

№ варианта d мм R кН Fr кН Кt Кб Lh тыс час n об/мин
0,5 1,0 1,2
2,2 0,9 1,2 1,3
2,4 1,2 1,0 1,5
3,0 1,6 1,2 1,8
3,3 2,0 1,0 2,5
3,6 3,0 1,2 1,0
4,0 4,0 1,0 1,2
4,2 5,0 1,2 1,3
4,4 6,0 1,0 1,5
5,1 7,2 1,2 1,8
5,3 1,3 1,0 2,5
5,7 3,2 1,2 1,1
6,4 9,2 1,0 1,2
2,1 0,6 1,2 1,3
2,3 0,8 1,0 1,5
2,5 1,2 1,2 1,8
3,2 1,5 1,0 2,5
3,4 2,1 1,2 1,1
3,6 3,3 1,0 1,2
4,0 6,2 1,2 1,3
4,2 1,5 1,0 1,5
4,4 3,1 1,2 1,8
4,6 4,2 1,0 2,5
5,1 2,3 1,2 1,1
5,7 2,9 1,0 1,2
7,8 4,5 1,2 1,7

Наши рекомендации