Индексация элементов массивов

Порядковый номер элемента, который является его адресом, называется индексом. Напоминаем, что нижняя граница индексации задается значением системной переменнойORIGIN, которая может принимать значение 0 или 1.

Имя массива естественно увязать с именами индексированных переменных, значениями которых являются элементы массива. Для этого достаточно в виде подстрочного индекса указать индекс элемента. Например, если третий из представленных массивов имеет имя V, то его элементами приORIGIN=0будут индексированные переменные:

Vo=0 V1=x V2=2x2 Vз-Зх3 V4=4x4

Векторы могут быть двух типов: векторы-строки и векторы-столбцы. Например:


Несмотря на то что два этих вектора имеют одни и те же числовые значения элементов, они различны по типу и дадут разные результаты при векторных и матричных операциях, чувствительных к типу векторов.

Матрицы

Матрица может рассматриваться как совокупность ряда векторов одинаковой длины, например:


Элементы матриц являются индексированными переменными, имена которых совпадают с именами матриц. Но в этом случае для каждой индексированной переменной указываются два индекса: один — для номера строки, другой — для номера столбца. Например, для указанной матрицы М средний элемент обозначается как М1,1, а последний как М;2,2

Для задания векторов и матриц можно воспользоваться операцией Matrix... (Матрицы...) в позицииMath (Математика) основного меню, нажав клавиши Ctrl+V или введя пиктограмму с изображением шаблона матрицы. Это вызывает вначале появление диалогового окна, в котором надо указать размерность матрицы, т. е. количество ее строк т и столбцов п. Для векторов один из этих параметров должен быть равен 1. При m=1 получим вектор-столбец, а при п=\ — вектор-строку. Матрица является двумерным массивом с числом элементов тхп. Элементы векторов и матриц помещаются между большими квадратными скобками.

Ввод элементов векторов и матриц

Для указания подстрочных индексов после имени переменной вводится знак открывающей квадратной скобки:

Ввод Изображение в окне

V3 [ 2 : V32 :=

Для элементов матрицы подстрочные индексы вводятся в круглых скобках с разделением их запятыми:

Ввод Изображение в окне редактирования

М [ ( 1, 2 ) : M1,2 : =

Индексы могут иметь только целочисленные значения Они могут начинаться с нуля или с целого числа, например с единицы, в соответствии со значением системной переменнойORIGIN

Задание векторов и матриц

В отношении индексированных переменных действуют те же правила присваивания и вывода, что и для обычных В частности, с помощью операций присваивания можно создать вектор или матрицу заданной размерности и заданного типа без ручного вывода их шаблоном и без их заполнения. Это иллюстрирует рис. 11. 4, на котором показано задание нулевой, единичной и специальной матриц путем поэлементного их формирования.

Рис. 11. 4 Задание матриц без применения их шаблонов


Такой способ задания матриц очень напоминает применяемый в обычных программах метод, при котором значения элементам матриц присваиваются в двух вложенных циклах с управляющими переменными и г. Однако это сходство чисто внешнее, так как в нашем случае ранжированные переменные i и j — векторы.

Данные файлового типа

Еще один важный тип данных системы MathCAD — файловые данные В сущности, это те же векторы и матрицы, но с элементами, которые могут записываться в виде файлов, имеющих свои имена. Файлы данных в системе представляет собою запись матриц в их естественной форме как последовательных текстовых файлов. Это простейший тип файлов, который легко обрабатывается в программах на различных языках программирования и может создаваться такими программами, благодаря чему возможен обмен данными между системой MathCAD и другими программами.

В ходе создания файла система считывает значения элементов векторов и матриц поэлементно (для матриц слева направо и сверху вниз) и по ходу считывания преобразует числовые значения элементов в их символьные эквиваленты, использующие ASCII-коды цифр и символы, относящиеся к заданию чисел. Эти символьные значения и записываются в виде данных файлов.

Существует семь файловых операций, рассматриваемых ниже. Создаваемые или используемые ими файлы легко просмотреть любым текстовым редактором, воспринимающим тексты в виде ASCII-кодов. При считывании файлов система обеспечивает обратное преобразование символьных представлений значений элементов в их числовые значения. Начнем рассмотрение этих операций с операции считывания файла, содержащего данные векторы.

1. READ (Имя_файла)

Эта операция-функция считывает данные из файла с указанным именем Имя_файла и возвращает значение — вектор. Обычно она используется для присваивания значений векторам, например:

V: = READ (DATA)

Здесь элементы вектора V получают значения, считанные из файла с именем DATA. Естественно, что такой файл должен существовать на диске, иначе ситуация будет считаться ошибочной. Для указания полного имени файла (если он не в текущем каталоге системы) следует использовать общеупотребительные для MS-DOS составные имена, например D: \EXPER\DATA, если файл DATA расположен на диске D в каталоге EXPER.

2. WRITE (Имя_файла)

Эта операция записывает данные в файл и присваивает ему указанное имя. Данные могут порождаться математическим выражением, например:

WRITE (Имя_файла): = Выражение

Разумеется, выражение должно создавать данные векторного типа.

3. APPEND (Имя_файла)

Эта операция подобна операцииWRITE, но она дописывает данные в конец уже существующего файла. Нельзя использовать другие функции для до-писывания данных, поскольку эти функции уничтожают прежние данные в файле и заносят новые.

4. READPRN (Имя_файла)

Эта операция подобнаREAD, но считывает данные в виде двумерного массива — матрицы. ФункцияREADPRN возвращает матрицу, значения элементов которой однозначно связаны со значениями элементов файла. Точнее, каждая строка или столбец возвращаемой матрицы подобны соответствующим строкам или столбцам текстового представления файла.

5. WRITEPRN (Имя_файла)

Эта операция подобнаWRITE, но применяется для записи матричного выражения (или матрицы) в файл с указанным именем. Структура файла подобна структуре матрицы.

6. APPENDPRN (Имя_фaйлa)


Наши рекомендации