Способы постановки судна на якорь.

Постановка на носовой якорь (рис. 109, а) является наиболее распространенной. Выбрав место для постановки на якорь, вахтенный начальник убавляет ход (положение I) и дает распоряжение о подготовке якоря к отдаче. Обычно используют якорь с того борта, который будет обращен к оси судового хода (в данном случае левый. ) Судно посте­пенно уклоняется с судового хода

Таблица 10. Зависимость держащей силы якорей от характера данного грунта

Грунт   Число, показываю­щее, во сколько раз максимальная дер­жащая сила превы­шает вес якоря
Холла   Адмирал­тейского Матросова
Каменистый 23, 8 8, 6 45, 3
Илистый 5, 3 4, 8 23, 9
Песчаный 7, 5 2, 3 51, 5

Рис. 109. Схема постановки судна на носовые якоря

(положение II), подает звуковой сигнал «Я намереваюсь остановить­ся» и, убавив ход до малого, приближается к месту отдачи якоря. При этом судно удерживают на курсе, безопасном для других, стоя­щих судов с учетом воздействия течения и ветра. В момент подхода к намеченному месту (положение III) гасят инерцию переднего хода.

Когда судно прекратит поступа­тельное движение вперед относитель­но берега, работу движителей назад прекращают и отдают Якорь (поло­жение IV). Под действием течения судно начинает движение назад, набивая якорную цепь. Для преду­преждения сильного рывка в этом случае необходима кратковременная работа движителей на передний ход. Вытравив необходимую длину якор­ной цепи (положение V), надо наложить стопора и убедиться в том, что якорь хорошо забрал грунт и судно не дрейфует. Для этого замечают положение судна относительно каких-либо береговых ори­ентиров или относительно дна по­средством наметки (футштока ) или ручного лота. Если корму судна разворачивает течением или ветром в нежелательную сторону, перекла­дывают рули. Только установив судно в нужном положении и убе­дившись в надежности его стоянки, можно считать, что постановка на якорь окончена.

Если при подходе к месту якорной стоянки судно следовало не против течения, а по течению, вначале делают оборот (несколько ниже места якорной стоянки), а затем выполняют все рассмотренные опера­ции.

Постановка на два носовых якоря (рис. 109, 6) может быть осуществле­на несколькими способами. Наиболее распространенным и безопасным является способ поочередной поста­новки. Выбрав место для отдачи правого и левого якорей, убавляют ход (положение I), и судно плавно отклоняется в сторону места якорной стоянки. Вахтенный начальник со­общает палубной команде о последо­вательности отдачи якорей и удержи­вает судно на курсе. Судно направля­ют к месту отдачи первого якоря на малом ходу под небольшим углом к течению (положение II). Обычно вначале отдают якорь со стрежневой стороны, а затем с другого борта. В данном случае судно подводят к месту отдачи правого якоря (положение III), гасят инерцию и отдают правый якорь.

Затем под действием течения или работы движителя на задний ход судно спускается (положение IV), при этом якорную цепь подтравлива­ют несколько больше, чем при постановке на один якорь. Посред­ством перекладки руля и работы движителя на передний ход судно разворачивают под углом не менее 30° относительно положения якорной цепи первого якоря, и оно передвига­ется к месту отдачи второго якоря (положение V). Отдают второй якорь примерно на уровне первого с таким расчетом, чтобы после потравливания обеих якорных цепей длина их была почти одинаковой, а судно находилось в вершине равнобедрен­ного треугольника (положение VI). В условиях стоянки при сильном течении и ветре, часто меняющих направление, а также при наличии приливо-отливных течений угол меж­ду якорными цепями должен состав­лять 160—170°.

Если судно уже стояло на якоре и возникла необходимость отдачи второго якоря, то маневрируют аналогично, начиная с положения IV.

Постановку на кормовой якорь (рис. 110, а) обычно осуществляют по ходу судна (без оборота) в тех случаях, когда по каким-либо причи­нам невозможно или нецелесообраз­но использовать носовой якорь. В этом случае судно убавляет ход (положение I) и уклоняется в сторо­ну от оси судового хода (положение II). Работой движителей на задний ход гасят инерцию переднего хода с учетом попутного течения. Когда движение судна вперед прекраща­ется (или почти прекращается), отдают кормовой якорь (положение III) и вытравливают якорную цепь на длину большую, чём при постановке на носовой якорь. После этого задерживают якорную цепь и накла­дывают стопора (положение IV). Держащая сила кормового якоря обычно меньше, чем носового якоря, поэтому в большинстве случаев стоянка самоходного судна на кормо­вом якоре бывает непродолжитель­ной. В процессе стоянки необходимо постоянно держать в готовности к работе главные двигатели ив слу­чае необходимости включать их кратковременно на задний ход.

Постановку на носовой и кормо­вой якоря (рис. 110, б) обычно применяют при наличии сильного

Рис. 110. Схема постановки судна на кормовой и носовой якоря

бортового ветра и на ограничен­ной ширине акватории. После не­обходимых подготовительных меро­приятий судно встает на носовой якорь (положения I и II) и сплывает по течению, якорную цепь при этом вытравливают значительно больше, чем обычно. После этого отдают кормовой якорь (положение III) и при работе машин вперед начина­ют выбирать носовую якорную цепь, одновременно потравливая кормо­вую. Когда обе якорные цепи достаточно и равномерно натянуты (положение IV), маневр считается законченным.

Постановка на якорь состава.Требования к выбору места якорной стоянки для толкаемых составов такие же, как и для одиночных судов. Нельзя использовать для якорных стоянок места с неправильными течениями (прижимными, свальны­ми, затяжными, суводи, майданы), так как состав все время будет перемещаться, что приведет к срыву его с якорей.

Толкаемые составы при движении вниз по течению после выполнения оборота ставят на якоря передней баржи (секции). Груженый состав имеет большую массу, и когда после отдачи якоря под действием течения он начинает сплывать вниз, во избежание перегрузки и обыва набивающейся (натягивающейся) якорной цепи, Иго необходимо удер­живать (приостановить сплытие) работой машин на передний ход. Якорную цепь вытравливают на длину, равнуйэ значениям двух — четырех глубин в месте стоянки. Маневр считается законченным тог­да, когда якорь хорошо заберет грунт, якорная цепь набита, а состав надежно удерживается на месте (относительно ориентиров).

Современные толкачи оборудова­ны кормовым якорем массой 2000 кг и более, что дает возможность ставить состав на стоянку при следовании вниз по течению без выполнения оборота. В этом случае заблаговременно выбирают место для стоянки с тихим и ровным

течением, состав выводят параллель­но струям течения и полностью останавливают его движение работой машин на задний ход. После этого отдают кормовой якорь, а частоту вращения движителей поддержива­ют такой, чтобы состав медленно сплывал вниз. Как только якорная цепь окажется набитой, машины останавливают. Если после этого состав продолжает сплывать по течению, дополнительно травят якор­ную цепь на длину, равную полутора значениям глубины в месте стоянки, При необходимости повторяют это до полной остановки состава.

. На тихой воде состав может вращаться ветром вокруг отданного якоря, что мешает движению судов или вызывает навал состава на суда и отмели. В этом случае дополнитель­но отдают якорь с головной баржи и вытравливают цепь на длину, равную примерно полутора значени­ям глубины в месте стоянки.

Постановку буксируемого состава на якорь в пути выполняют из-за неблагоприятных гидрометеорологи­ческих условий, занятости переката или засемафоренного участка пути другими судами или составами, при необходимости переформирования состава или передачи его другому буксировщику.

Место для якорной стоянки выбирают так же, как и для постановки на якорь толкаемого состава. Если состав следует вниз по течению, то ниже намеченного места якорной стоянки выполняют оборот, а затем подводят к этому месту состав, постепенно снижая скорость до тех пор, пока баржи полностью не остановятся. После этого отдают якоря с барж первого счала состава. Как только состав будет прочно удерживаться на якорях, отдают якорь с буксировщика. Если букси­ровщику необходимо временно отой­ти от состава, то буксирный трос отдают с состава и выбирают на лебедку. Если же трос закреплен на гаке буксировщика, то к огону сначала крепят буйреп с буйком, а затем буек и буйреп (длиной,

Рис. 113. Схема снятия толкаемого состава с якорей

Выводя судно на судовой ход, двигатель реверсируют и начинают движение вперед (положение IV).

При снятии с кормового и носово­го якорей (рис. 112, б) сначала потравливают носовую якорную цепь (положение I) и выбирают кормовой якорь (положение II), а затем снимают судно с носового якоря обычным способом. Если в этот период наблюдается сильный борто­вой ветер, то учитывают, что после подъема кормового якоря судно может развернуть на носовом якоре и создастся угроза навала кормы на берег или другие суда. Поэтому после подъема кормового якоря удержива­ют судно в безопасном положении, используя работу движителей и пере­кладывая рули, и завершают снятие с носового якоря (положения III— V) как. можно быстрее.

Снятие состава с якоря. Толкае­мый состав снимают с якоря так же, как большое судно. Для ускорения подъема носового якоря головной баржи (рис. 113, а) движители толкача работают вперед (положе­ния I и II) с таким расчетом, чтобы. состав не наплывал на якорь и якорная цепь не оказывалась под головной баржей. После подъема якоря и закрепления его по-походно-му состав отправляется в рейс

(положение III). Для снятия состава с кормового якоря (рис. 113, б) движители толкача работают назад (положения I и II), в это время выбирают якорную цепь, не допуская наплыва на нее толкача. После подъема якоря и закрепления его «по-походному» дают полный ход вперед (положение III).

Маневрирование буксируемого состава для выхода с якорной стоянки заключается в следующем. Вначале выбирают якорь букси­ровщика, при этом движители рабо­тают вперед на самом малом ходу, а затем их останавливают, и букси­ровщик некоторое время движется вперед по инерции. Как только буксирный трос выйдет из воды и начнет набиваться, дают самый малый ход вперед и выбирают якоря на баржах. После подъема якорей на баржах скорость увеличивают и вы­водят состав на судовой ход.

Наши рекомендации